Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алмазбек К.У. на постановление судьи Симоновского районного суда адрес от 03.10.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении фио Улары,
УСТАНОВИЛ:
03.10.2023 г. участковым уполномоченным отдела полиции ОМВД России по адрес в отношении гражданки адрес Алмазбек К.У. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения в Симоновский районный суд адрес.
Постановлением судьи Симоновского районного суда адрес от 03.10.2023 г. Алмазбек К.У. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы РФ, путем самостоятельного контролируемого выезда за пределы РФ.
В жалобе на указанное постановление, поданной в Московский городской суд, Алмазбек К.У. просит изменить постановление судьи районного суда, квалифицировать допущенное ею правонарушение с учетом трудоустройства в адрес и исключить административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судом не установлены фактические обстоятельства дела, не приняты во внимание её доводы, в её действиях отсутствует состав вменяемого ей правонарушения; срок её пребывания на адрес не истек, так как на момент совершения вменяемого ей правонарушения она имела действующий трудовой договор с ООО "ЛИГА", заключенный 1.09.2023 г, с 7.09.2022 г. по 31.08.2023 г. работала в ООО "АФИНА" и была поставлена на миграционный учет по месту пребывания до июля 2024 г.; 18.08.2023 г. ею подано заявление о получении вида на жительство; с августа 2023 г. она оказывала помощь беременной сестре, супруг которой получил ранение, что повлекло неожиданный переезд и явилось уважительной причиной не постановки на регистрационный учет по месту пребывания, документы на оформление её регистрации были поданы 8.10.2023 г.; должностными лицами и судом 1 инстанции были нарушены процессуальные нормы КоАП РФ, сотрудниками полиции она была дезориентирована относительно квалификации её действий, они заверили её в отсутствии необходимости привлечения к участию в деле защитника, ими были незаконно изъяты ее документы, которые в дальнейшем не были представлены в суд, судом не истребованы доказательства законности ее нахождения на адрес, она признала свою вину, полагая, что суд рассматривает вопрос об отсутствии у нее регистрации.
Алмазбек К.У. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила и не направила ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с чем, жалоба рассмотрена в её отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершённое в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 02.10.2023 г. в 17:00 по адресу: адрес, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства, была выявлена гражданка адрес Алмазбек К.У, прибывшая на адрес 16.06.2022 г, в порядке, не требующем получения визы, которая по истечении установленного срока пребывания (14.09.2023 г.) уклонилась от выезда из Российской Федерации, тем самым нарушив требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные выше обстоятельства судья районного суда посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек Алмазбек К.У. к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, с учетом того, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Срок пребывания иностранных граждан на адрес регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частью 1 статьи 2 которого предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан), срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом, ч. 5 ст. 97 указанного Договора предусматривает, что срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Как усматривается из материалов дела, гражданка адрес Алмазбек К.У, прибыв 16.06.2022 г. на адрес с целью работы, 20.08.2023 г. заключила с ООО "АФИНА" трудовой договор, была принята на работу в качестве фармацевта, после чего 31.08.2023 г. Алмазбек К.У. была уволена, что подтверждается сведениями из АС ЦБДУИГ, копией трудового договора N Б/Н от 20.08.2022 г, копией дополнительного соглашения к нему от 08.10.2022 г, сведениями о трудовой деятельности, предоставляемыми из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования РФ.
Также из материалов дела следует, что 1.09.2023 адрес принята на работу в качестве фармацевта в ООО "ЛИГА" на основании трудового договора, заключенного 01.09.2023 г. и действующего в редакции дополнительного соглашения от 11.09.2023 г, что подтверждается представленными копией трудового договора N Б/Н от 01.09.2023 г, копией дополнительного соглашения к нему от 11.09.2023 г, сведениями о трудовой деятельности, предоставляемыми из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования РФ.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что срок пребывания Алмазбек К.У. на момент её выявления 02.10.2023 г. не истек, в связи с чем, обязанность по выезду с адрес у Алмазбек К.У. отсутствовала.
При таких обстоятельствах, нарушения иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, не имеется.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданки адрес Алмазбек К.У. прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Алмазбек К.У. удовлетворить.
Постановление судьи Симоновского районного суда адрес от 03.10.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении фио Улары отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.