Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
Автомобильные дороги регионального значения играют ключевую роль в социально-экономическом развитии региона. В настоящее время более 80% всех грузов перевозится по автомобильным дорогам. От их состояния и уровня развития зависит реализация национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, решение вопросов жилищного строительства, улучшения качества жизни населения. В настоящее время автомобильные дороги не готовы принять возрастающие объемы грузоперевозок из-за несоответствия дорог нормативным требованиям.
Основная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием регионального значения была сформирована в 60-80 годы прошлого столетия.
На текущий момент 68% региональных автодорог не отвечают нормативным требованиям.
Высокая степень износа и неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог - наиболее острая проблема дорожной отрасли.
Из-за несоответствия уровня развития и транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети экономика и население региона несут значительные потери.
Возрастающие нагрузки от тяжеловесного транспорта, увеличение интенсивности движения, несоблюдение межремонтных сроков привели к необратимым разрушительным процессам конструкций дорожной одежды (появлению сплошной сетки трещин, повышению ямочности, образованию колейности, пучинообразованию).
Такие процессы происходят практически на всех автодорогах области.
Более 1200 км автодорог находятся в аварийном состоянии в связи с тем, что эксплуатировались без ремонта в течение 2-3 нормативных межремонтных сроков.
По оценкам экспертов потери обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог составляют 3% валового внутреннего продукта, что в шесть раз выше, чем в странах Европейского союза.
На сети дорог регионального значения Липецкой области находятся в эксплуатации 212 мостов общей протяженностью 10,5 км, 40% которых имеют неудовлетворительное техническое состояние.
Большинство мостов построено в 60-80 годы прошлого столетия и не были рассчитаны на сложившуюся интенсивность движения и нагрузки от современного тяжеловесного транспорта. Межремонтные сроки эксплуатации мостов составляют 30-35 лет. После указанного срока в сооружении начинают развиваться необратимые дефекты, которые ведут к снижению грузоподъемности сооружения.
Для проведения ремонта каждого моста из 212, один раз в 30 лет, необходимо в год ремонтировать не менее 6-7 мостов.
Исходя из объемов финансирования, капитально ремонтируется или реконструируются в год 1-2 моста.
Важной проблемой дорожной отрасли является совершенствование материально-технической базы, оснащение ее дорожно-строительной техникой, отвечающей современным требованиям.
В дорожной отрасли эксплуатируется более 2000 единиц дорожной техники, средний процент износа которой составляет более 70%.
Значительная часть дорожно-строительной техники представлена устаревшими моделями с низкими технико-экономическими характеристиками, которая не обеспечивает требуемого уровня качества.
Без решения данной проблемы невозможно осуществить задачи, поставленные перед отраслью.
Крайне низкими темпами в области идет развитие сети автомобильных дорог. Прирост сети автомобильных дорог составляет 0,1% в год, что не может не отразиться на социально-экономическом развитии региона.
За последние десять лет рост уровня автомобилизации в стране в пять раз превышает прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования.
В области более 500 населенных пунктов не обеспечены автомобильными дорогами с твердым покрытием. В результате происходит отток населения из деревень и сел.
Отставание развития дорожной сети от темпов автомобилизации сдерживает социально-экономический рост во всех отраслях экономики, уменьшает мобильность передвижения трудовых ресурсов.
Диспропорция роста перевозок к объемам финансирования дорожного хозяйства привели к существенному ухудшению состояния автомобильных дорог и, как следствие, к росту дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
Потери от дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранениями людей, с повреждением автомобильного транспорта, влекут за собой расходы бюджетной системы на медицинское обслуживание, административные расходы и расходы по восстановлению технического оснащения дорог.
На решение обозначенных проблем и направлена Программа, в которой намечены основные задачи по развитию сети автомобильных дорог в увязке с необходимым объемом их финансирования.
2. Цели и задачи Программы
Необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности всех отраслей экономики, стимулирования развития торговли, предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющих на качество жизни и уровень социальной активности населения предопределили цель Программы.
Цель Программы:
Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышение технического уровня автомобильных дорог, их пропускной способности, уровня безопасности дорожного движения.
Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:
Задача 1.
Повышение технического уровня существующих автомобильных дорог и мостовых сооружений, строительство новых автомобильных дорог и сооружений на них.
В целях решения задачи предполагается реализация мероприятий, в результате которых в 2009 - 2012 годах предусматривается строительство и реконструкция 27,5 км автомобильных дорог (далее автодорог) общей сметной стоимостью 459559,8 тыс. руб.; строительство и реконструкция мостовых сооружений общей протяженностью 169,64 п. м на сумму 88193,1 тыс. руб.; строительство 1,5 км линий наружного освещения на сумму 3100 тыс. руб.
В связи с созданием на территории региона экономических зон федерального и регионального уровня планируется строительство новых автодорог: "Восточный обход промышленной зоны г. Липецка" на участке "ЛТЗ - автодорога "Липецк - Грязи", подъездная автомобильная дорога к с. Васильевка от автодороги "Тербуны - Набережное - Волово" с путепроводом через железную дорогу.
Строительство объектов значительно повысит инвестиционную привлекательность области, создаст благоприятные условия для развития экономики области и улучшения качества жизни населения, улучшить экологическую обстановку за счет перераспределения транспортных потоков.
Выполнение задачи повышения технического уровня существующих автодорог и мостовых сооружений, строительства новых автодорог и сооружений на них позволит:
- увеличить протяженность автодорог с твердым покрытием;
- увеличить плотность сети автомобильных дорог регионального значения на 1000 км2 территории области;
- снизить протяженность мостовых сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Кроме того, будут обеспечены:
- устойчивые транспортные связи по дорогам с твердым покрытием сельских населенных пунктов области;
- безопасные, комфортные условия движения транспорта за счет строительства новых автодорог и обходов населенных пунктов;
- предпосылки для инвестиционной привлекательности области;
- частичное решение проблемы "бездорожья", путем ежегодного выделения средств на строительство автомобильных дорог к сельским населенным пунктам.
Задача 2.
Увеличение удельного веса автомобильных дорог и мостовых сооружений, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию.
В целях решения задачи предполагается реализация мероприятий по ремонту автомобильных дорог и сооружений на них. Запланирован ремонт 88,15 км автодорог и 173,8 п.м. мостовых сооружений на сумму 453183,7 тыс. руб.
Выполнение данных мероприятий позволит частично улучшить транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог и сооружений на них.
Задача 3.
Обеспечение сохранности существующей сети дорог и повышение безопасности дорожного движения.
Задача обеспечения сохранности существующей сети дорог и повышения безопасности дорожного движения реализуется за счет своевременного и качественного выполнения работ по текущему содержанию автодорог и сооружений на них и проведения комплекса мероприятий по обустройству автодорог современными техническими средствами организации дорожного движения и элементами обустройства.
Состав работ по содержанию автодорог определен Приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 г. N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" и включает в себя более 90 наименований основных работ по летнему содержанию и 15 наименований - по зимнему содержанию.
Общая потребность финансовых средств на 2009 - 2012 годы:
- на содержание сети автомобильных дорог и мостовых сооружений составляет 2294432,9 тыс. руб.;
- на реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения предусматриваются средства в размере 275943,5 тыс. руб.
Решение задачи обеспечения сохранности существующей сети дорог и повышения безопасности дорожного движения позволит:
- обеспечить бесперебойное круглогодичное функционирование всего транспортного комплекса, в том числе, за счет повышения уровня технической оснащенности автомобильных дорог элементами обустройства на автодорогах области;
- снизить количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями за счет повышения уровня оснащенности элементами обустройства дорог (укрепление обочин, устройство пешеходных дорожек в населенных пунктах, обустройство автобусных остановок остановочными и посадочными площадками, автопавильонами, установка технических средств организации дорожного движения, строительство съездов и другие).
Задача 4.
Повышение качества дорожно-строительных работ за счет применения современной дорожно-строительной техники.
Задача повышения качества дорожно-строительных работ в рамках Программы решается за счет направления средств на приобретение современной высокопроизводительной дорожно-строительной техники.
На решение проблемы технического перевооружения отрасли и для компенсации из областного бюджета процентных ставок по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам, в 2009 - 2012 годах Программой предусмотрены денежные средства в размере 11824,5 тыс. руб.
Решение задачи повышения качества дорожно-строительных работ за счет применения современной дорожно-строительной техники позволит:
- снизить себестоимость дорожных работ;
- повысить производительность труда при производстве дорожно-строительных работ.
Задача 5.
Создание базы данных для ведения государственного реестра автомобильных дорог, в том числе конструктивных элементов при их отчуждении.
Создание базы данных для ведения государственного реестра автомобильных дорог направлено на формирование и поддержание на государственном уровне единого информационного ресурса, содержащего сведения об автомобильных дорогах, их формах собственности, в т.ч. информацию о регистрации прав собственности на них.
По состоянию на 01.01.2008 года зарегистрировано право собственности на земельные участки под автодорогами общей протяженностью 1742 км. В 2008 году намечается регистрация 177 км автодорог. В 2009 - 2012 годах эта работа будет продолжена.
За период действия Программы, на эти цели планируется направить средства областного бюджета в сумме 150 тыс. руб.
Решение задачи создания базы данных для ведения государственного реестра автомобильных дорог позволит увеличить протяженность дорог с твердым покрытием, на которые оформлено право собственности на земельные участки.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы прогнозно составит - 3604010,8 тыс. руб., в т.ч. по годам:
- 2009 год - 1351894 тыс. руб.;
- 2010 год - 750705,6 тыс. руб.;
- 2011 год - 750705,6 тыс. руб;
- 2012 год - 750705,6 тыс. руб.
Источником финансирования является областной бюджет.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - администрация Липецкой области.
Исполнитель Программы - управление дорог и транспорта Липецкой области осуществляет:
- мониторинг выполнения показателей Программы;
- экономический анализ эффективности программных мероприятий.
Главный распорядитель бюджетных средств, исполнитель Программы управление дорог и транспорта Липецкой области выполняет обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год.
Программные мероприятия, требующие привлечения конкретных исполнителей работ, реализуются исполнителем Программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
Управление дорог и транспорта Липецкой области в установленные сроки (по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) предоставляет в управления контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области, экономики администрации Липецкой области и финансов Липецкой области отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев, год в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области N 168 от 28.11.2007 г.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы, обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы, в том числе: создает и размещает в средствах массовой информации тематические разделы (рубрики), циклы теле-радиопередач по основным направлениям Программы; изготавливает и размещает социальную рекламу (как в средствах массовой информации, так и на наружных носителях - рекламных щитах, перетяжках, бидбордах и т.п.); организует и проводит творческие конкурсы среди журналистов и средств массовой информации в соответствии с целями и задачами Программы; осуществляет иные мероприятия по ее информационному сопровождению.
5. Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы складывается из эффекта от реализации мероприятий Программы в сфере деятельности транспорта (далее - транспортный эффект) и внетранспортного эффекта.
Транспортный эффект отражает прямые выгоды для лиц, пользующихся автомобильными дорогами, получаемые в результате улучшения дорожных условий.
Этот эффект учитывает экономию затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращение времени нахождения в пути, повышение эффективности использования транспортных средств, снижение риска дорожно-транспортных происшествий, повышение комфортности движения и удобств в пути следования.
В стоимостном выражении определяется, исходя из изменения показателей себестоимости перевозок, экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий, а также стоимостной оценки экономии времени поездки и ресурсов за счет ускорения оборачиваемости автомобилей.
Внетранспортный эффект определяется на основе оценки влияния совершенствования и развития сети автомобильных дорог регионального значения на социально-экономическое развитие страны и экологическую обстановку.
К числу наиболее значимых социально-экономических результатов модернизации и развития сети автомобильных дорог регионального значения относятся:
- повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения;
- активизация экономической деятельности, расширение рынков сбыта продукции;
- снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг;
- улучшение транспортного обслуживания сельского хозяйства и населения, проживающего в сельской местности, за счет строительства подъездов к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием;
- создание новых рабочих мест;
- сокращение негативного влияния транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду.
Общественная эффективность Программы представляет собой совокупный транспортный и внетранспортный эффект с учетом последствий реализации Программы не только для участников дорожного движения, но и для населения и хозяйственного комплекса страны в целом.
Общественная эффективность реализации мероприятий по развитию сети региональных автодорог в виде чистого дисконтированного дохода составит 1,8 млрд. рублей. Максимальный срок окупаемости составит 13,5 лет.
За период реализации Программы в организациях и предприятиях дорожного хозяйства, а также в сопутствующих отраслях, связанных с производством дорожно-строительных материалов, дорожных машин и оборудования будут созданы дополнительные рабочие места.
Программой определены ее целевые индикаторы и показатели.
Целевые индикаторы и показатели
"Программы дорожной деятельности
Липецкой области на 2009 - 2012 годы" на конец года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.