Постановление Президиума Липецкого областного суда
от 18 февраля 2010 г. N 44-у-07/2010
(извлечение)
Президиум Липецкого областного суда в составе: председательствующего Б.Г.С.; членов президиума: С.М.В.; Ф.Н.В.; М.И.И.; с участием и.о. прокурора Липецкой области Д.А.И.;
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе законного представителя Т., представляющей интересы несовершеннолетних потерпевших и гражданских истцов Б1 и Б2, о пересмотре приговора Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 19 августа 2009 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда от 2.10.2009 года в отношении Ш.А.В., Дата обезличена года рождения, уроженца ... ... .... области, гражданина РФ, со средним образованием, женатого, проживающего ... ... ...., ... ... ...., ... ... ...., ранее не судимого.
По приговору Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 19.08.2009 года Ш.А.В. осужден:
- по ст. 264 ч. 2 УК РФ (в редакции ФЗ-162 от 8.12.2003 года) на 2 года лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами на 1 год 6 месяцев.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года, возложены обязанности: в период испытательного срока не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно исполнительной инспекции; один раз в месяц являться на регистрацию; трудоустроиться.
Постановлено:
- взыскать с Ш.А.В. в пользу Т. в счет компенсации морального вреда причиненного несовершеннолетнему Б1 60000 рублей и в счет компенсации морального вреда причиненного несовершеннолетней Б2 60000 рублей;
- в удовлетворении гражданского иска Т. к Д. о компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетним Б1 и Б2 отказать.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда от 6.10.2009 года приговор изменен, постановлено: исключить из описательно-мотивировочной части приговора ссылку на положения ст. 316 УПК РФ; исключить из резолютивной части приговора ссылку на положения ст. 317 УПК РФ, в остальном приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе законный представитель Т., представляющая интересы несовершеннолетних Б1 и Б2, просит приговор и кассационное определение судебной коллегии, в части рассмотрения гражданского иска, отменить и материалы дела в этой части передать на новое судебное рассмотрение, поскольку выводы суда об отказе в удовлетворении иска к Д., как владельцу источника повышенной опасности, о компенсации морального вреда причиненного несовершеннолетним детям, основан на неправильном применении норм действующего законодательства и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Полагает, что осужденный Ш. и собственник транспортного средства Д. состояли в договорных трудовых отношениях, поскольку в своем объяснении Ш. указал, что работает в ЧП Д. - водителем, осуществляет грузоперевозки, имеет доверенность от Д., однако суд этим обстоятельствам всесторонней оценки не дал.
Считает, что из приговора суда невозможно определить, каким образом был произведен расчет размера компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетних детей. Полагает, что его размер определен без учета степени вины Ш. и его размер необоснованно занижен.
Полагает, что в нарушении ст. 309 УПК РФ судом были разрешены не все исковые требования, а именно: о взыскании вреда, причиненного в связи со смертью кормильца в размере сумм, которые они получали на свое содержание при жизни кормильца (ст. 1089 ГК РФ); о возмещении причиненного имущественного ущерба, в результате ДТП (ст. 1064 ГК РФ).
Заслушав доклад судьи Липецкого областного суда Б.Ю.Ф. о содержании приговора и основаниях возбуждения надзорного производства, мнения и.о. прокурора Липецкой области Д.А.И., полагавшего надзорную жалобу удовлетворить частично, отменить приговор суда в части рассмотрения гражданского иска, передать его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, президиум установил:
По приговору суда Ш.А.В. признан виновным в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах:
27 января 2008 года примерно10 часов 35 минут, управляя по доверенности автомобилем ... ... .... регистрационный номер Номер обезличен, принадлежащим на праве собственности ИП Д., двигаясь по автодороге Липецк - Чаплыгин, в селе ... ... .... ... ... ...., в нарушении пункта 10.1. Правил дорожного движения РФ, - не учтя дорожных и метереологических условий, применил экстренное торможение, выехал на встречную полосу движения, в результате допустил столкновение с движущимся навстречу автомобилем ... ... ...., которым управлял Б., в результате произошедшего ДТП Б был смертельно травмирован.
Изучив надзорную жалобу законного представителя Т., проверив в соответствии со ст. 410 УПК РФ материалы уголовного дела в полном объеме, президиум находит основания для изменения приговора, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, у погибшего Б. на иждивении находились несовершеннолетние дети, от первого брака Б3 1992 года рождения, и от второго брака Б1 1994 года рождения и Б2 1999 года рождения.
Бывшая супруга Б. - Т. ... ... .... признанная по делу законным представителем несовершеннолетних Б1 и Б2, от их имени обратилась с исками о компенсации морального вреда к владельцу источника повышенной опасности Д и к виновному в ДТП - Ш.А.В.
Суд, рассмотрев указанные исковые требования, отказал в иске к владельцу источника повышенной опасности - Д, а исковые требования к Ш.А.В. удовлетворил частично, взыскав с него в пользу Т. 60000 рублей - в счет компенсации морального вреда причиненного несовершеннолетнему Б1 и 60000 рублей - в счет компенсации морального вреда причиненного несовершеннолетней Б2.
Президиум считает, что решение суда в этой части подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии требованиями ст.ст. 299, 305-307, 309 УПК РФ при разрешении гражданского иска суд обязан привести в приговоре мотивы, обосновывающие полное или частичное удовлетворение иска либо отказ в нем.
Мотивируя отказ в иске к владельцу источника повышенной опасности - Д, суд в приговоре указал, что предварительным следствием не представлено доказательств подтверждающих, что Ш. и индивидуальный предприниматель Д. находились в трудовых отношениях.
Однако это обстоятельство не относилось к предмету доказывания на стадии предварительного следствия, поскольку оно не относилось к объективной и субъективной сторонам преступления, а именно к событию преступления, к виновности лица, к формам его вины и мотивам совершения преступления.
В данном случае оценку, в каких фактически отношениях находились водитель Ш. и индивидуальный предприниматель Д, должен был дать суд, и на основании доказательств, представленных сторонами, в том числе имеющихся в материалах уголовного дела, постановить обоснованное решение.
Так, суд не дал никакой оценки находящимся в материалах дела: объяснению Ш., в котором он указал, что работает водителем в ЧП "Д"; его характеристике, представленной индивидуальным предпринимателем Д, в которой указано, что "..за время работы Ш. показал себя с положительной стороны, обязанности по перевозке груза выполнял четко и в установленные сроки..".
При таких обстоятельствах, президиум не может признать решение суда в части рассмотрения исковых требований к Д обоснованным и мотивированным, поэтому отменяет его и материалы дела по иску законного представителя несовершеннолетних к Д направляет на новое судебное рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
В части рассмотрения гражданского иска к Ш.А.В. приговор подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 УПК РФ гражданским истцом является физическое лицо, предъявившее требование о возмещении вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред ему причинен непосредственно преступлением.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних потерпевших может быть предъявлен их представителями.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из изложенного следует, что гражданский иск о компенсации морального вреда в защиту интересов несовершеннолетних потерпевших может быть предъявлен их законным представителем, вместе с тем в случае его удовлетворения, взыскание производится в пользу лица, чье право было нарушено, а не в пользу представителя, что сделал суд, поэтому решение суда в этой части подлежит отмене, а материалы дела по иску законного представителя Т. к Ш.А.А. передаче на новое судебное рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
При новом рассмотрении гражданских исков к Д. и Ш. суду необходимо, проверить юридически значимые обстоятельства, устранить допущенные нарушения и постановить законное и обоснованное решение.
Кроме того, руководствуясь ч. 1 ст. 410 УПК РФ, президиум находит основания для изменения приговора в части квалификации действий осужденного, поскольку судом неверно определена редакция уголовного закона.
В соответствии с положениями ст.ст. 9, 10 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления, а новый закон применяется, если он улучшает положение лица, совершившего преступление.
Как установлено судом, Ш. совершил преступление 27.01.2008 года, ему было предъявлено обвинение и его действия судом квалифицированы по ч. 2 ст. 264 УК РФ в редакции Федерального закона N 162 от 08.12.2003 года, однако данным законом каких-либо изменений в часть вторую статьи 264 УК РФ не вносилось, и во время события преступления данная норма действовала в редакции уголовного закона от 13.06.1996 года N 63-ФЗ.
После события преступления Федеральным законом от 13.02.2009 года N 20-ФЗ в ст. 264 УК РФ были внесены изменения и она изложена в новой редакции, однако, эти изменения не коснулись преступности и наказуемости деяния, за которые был осужден Ш.
С учетом изложенного действия Ш.А.В. следует квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК РФ в редакции Федерального закона от 13.06.1996 года N 63-ФЗ.
Данные изменения не влияют на фактические обстоятельства уголовного дела и не ухудшают положение осужденного, поэтому не являются основанием для отмены приговора.
Наказание осужденному назначено с учетом требований закона, является обоснованным и справедливым.
Поскольку все вышеуказанные нарушения закона не были устранены при рассмотрении уголовного дела в суде кассационной инстанцией, президиум вносит соответствующие изменения и в определение судебной коллегии от 06.10.2009 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408, 410 УПК РФ, президиум постановил:
1. Надзорную жалобу законного представителя Т. удовлетворить частично.
2. Приговор Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 19.08.2009 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда от 06.10.2009 года в отношении Ш.А.В. в части рассмотрения гражданских исков законного представителя Т. к владельцу источника повышенной опасности Д. и к Ш.А.В. отменить, материалы дела в этой части передать на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда в порядке гражданского судопроизводства.
Этот же приговор и определение судебной коллегии в части квалификации действий осужденного изменить, считать Ш.А.В. осужденным по ст. 264 ч. 2 УК РФ в редакции Федерального закона от 13.06.1996 года N 63-ФЗ.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Липецкого областного суда от 18 февраля 2010 г. N 44-у-07/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании