Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 августа 2023 года, принятые по административному делу N2а-629/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю к Васильевой Татьяне Игоревне о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 21 по Пермскому краю (далее - МИФНС России N 21 по Пермскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васильевой Т.И. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, за расчетный период 2019 год в размере 13, 84 рублей; пени за период с 03 июля 2020 года по 29 октября 2020 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года - 0, 24 рублей; пени за период с 30 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года - 0, 87 рублей; пени за период с 13 января 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года - 3090, 19 рублей; пени за период с 12 июля 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года - 432, 76 рублей; пени за период с 12 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года - 1 486, 93 рублей; пени за период с 13 января 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 года - 757, 91 рублей; пени за период с 12 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2020 года - 386, 12 рублей; пени за период с 12 июля 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за период 2019 года - 4 003, 88 рублей; пени за период с 21 сентября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога, взимаемого с налогоплательщиков,
выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 год - 2, 45 рублей; пени за период с 21 сентября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 год - 1, 65 рублей, всего в сумме 10 176, 84 рублей.
В обоснование требований указано, что административный ответчик Васильева Т.И. состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю в качестве налогоплательщика, осуществляемого предпринимательскую деятельность, до 11 сентября 2020 года, соответственно, являлась плательщиком страховых взносов. Налоговым органом произведен расчет страховых взносов, в дальнейшем с учетом поданной декларации, уточненной декларации по УСН были начислены дополнительные суммы страховых взносов. В отношении недоимки по страховым взносам за 2019 год выносились постановления о взыскании за счет имущества налогоплательщика. В отношении недоимки по страховым взносам за 2020 год в суд направлялось административное исковое заявление. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок начислены пени. Кроме того, Васильева Т.И. являлась плательщиком УСН, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы. В связи с несвоевременной уплатой налога, также начислены пени. Направлявшиеся в адрес Васильевой Т.И. требования к установленным в них срокам не исполнены. Вынесенные после обращения к мировому судье судебные приказы отменены в связи с поступившими от должника возражениями относительно их исполнения.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. С Васильевой Т.И. взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, за расчетный период 2019 года в размере 13, 84 рублей; пени за период с 03 июля 2020 года по 29 октября 2020 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года - 0, 24 рублей; пени за период с 30 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года - 0, 87 рублей; пени за период с 12 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года - 1 486, 93 рублей; пени за период с 12 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2020 года - 386, 12 рублей; пени за период с 21 сентября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 год - 2, 45 рублей; пени за период с 21 сентября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 год - 1, 65 рублей, всего в размере 1 892, 10 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также с Васильевой Т.И. взыскана государственная пошлина в размере 400, 00 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 сентября 2023 года, МИФНС России N 21 по Пермскому краю, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение судами норм материального права, просит об отмене принятых по делу судебных актов в части, в которой отказано в удовлетворении требований, принятии нового решения.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. МИФНС России N 21 по Пермскому краю просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса.
Согласно статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Как установлено при рассмотрении дела, Васильева Т.И. в период с 31 марта 2010 года по 11 сентября 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
06 мая 2020 года налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения (УСН) за 2019 год, в которой исчислены суммы авансового платежа за налоговый период 2019 год по сроку 25 апреля 2019 года в размере 50 941, 00 рублей, сумма к уменьшению по сроку 25 июля 2019 года в размере 24, 00 рублей.
11 августа 2020 года налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2019 год, в которой исчислены суммы: авансового платежа за налоговый период 2019 год по сроку 25 апреля 2019 года в размере 51 000 рублей; сумма к уменьшению отсутствует.
Согласно уточненной налоговой декларации за 2019 год дополнительно подлежит уплате сумма налога в размере 59, 00 рублей по сроку уплаты 25 апреля 2019 года, а также 24, 00 рубля по сроку уплаты 25 июля 2019 года.
Доказательства исполнения обязанности по уплате налога за 2019 год административным ответчиком в материалы дела не представлены.
В связи с неуплатой налога по УСН налоговым органом исчислены пени: за период с 12 июля 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога за 2019 года в сумме 50941 рублей - 4003, 88 рублей; за период с 21 сентября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога по УСН за 2019 год в сумме 59 рублей - 2, 45 рублей; за период с 21 сентября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату налога по УСН за 2019 год в сумме 24 рубля- 1, 65 рублей.
В силу статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено требование об уплате налога N 74709 по состоянию на 01 ноября 2021 года с установлением срока уплаты до 07 декабря 2021 года. Требование налогового органа административным ответчиком исполнено не было.
Недоимка по УСН за 2019 год в размере 59 рублей и 24 рубля взыскана с Васильевой Т.И. на основании решения Лысьвенского городского суда от 02 мая 2023 года.
Недоимка по УСН за 2019 год в сумме 50 941 рублей за 2019 год взыскана с налогоплательщика на основании постановления налогового органа от 04 сентября 2020 года N 591801047. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лысьва от 11 сентября 2020 года на основании постановления N 591801047 возбуждено исполнительное производство, которое окончено 19 декабря 2022 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
На основании решения налогового органа от 11 апреля 2023 года N 475 недоимка по УСН в сумме 50833 рублей признана безнадежной к взысканию и списана.
Налоговым органом произведён расчет страховых взносов в фиксированном размере за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354 рублей и 5486, 26 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 6884 рублей. Впоследствии налоговым органом дополнительно начислена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 13, 48 рублей, которая административным ответчиком не оплачена.
За несвоевременную уплату страховых взносов налоговым органом на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени: за период с 03 июля 2020 года по 29 октября 2020 года на сумму страховых взносов в размере 13, 84 рублей - 0, 24 рублей, за период с 30 октября 2020 года по 31 октября 2021 года- 0, 87 рублей; за период с 13 января 2020 года по 31 октября 2021 года за сумму страховых взносов за 2019 год на сумму 29354 рублей - 3328, 16 рублей; за период с 12 июля 2020 года по 31 октября 2021 года на сумму страховых взносов на сумму 5486, 16 рублей - 432, 76 рублей; за период с 13 января 2020 года по 31 октября 2021 года на сумму страховых взносов в размере 6884 рублей - 757, 91 рублей.
Кроме того, инспекцией произведен расчет страховых взносов за 2020 год: на обязательное пенсионное страхование в размере 22 623, 47 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5 874, 79 рублей. В установленные законом сроки налоги не уплачены.
За несвоевременную уплату страховых взносов налоговым органом начислены пени: за период с 12 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года - 1 486, 93 рублей; за период с 12 октября 2020 года по 31 октября 2021 года за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2020 года - 386, 12 рублей.
В силу статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлены требования N 26748 по состоянию на 30 октября 2020 года об уплате страховых взносов и пени в срок до 29 ноября 2020 года и N 74709 по состоянию на 01 ноября 2021 года об уплате страховых взносов и пени в срок до 07 декабря 2021 года. Требования налогового органа административным ответчиком не исполнены.
Недоимка по уплате страховых взносов на ОПС за 2019 год в сумме 29354 рублей и в сумме 5486, 16 рублей взыскана с налогоплательщика на основании постановления налогового органа N 591801047 от 04 сентября 2020 года, недоимка по уплате страховых взносов на ОМС за 2019 год в сумме 6884 рублей взыскана на основании постановления налогового органа N 824 от 28 февраля 2020 года.
Недоимка по уплате страховых взносов за 2020 год ОПС в сумме 22623, 47 рублей и ОМС в сумме 5874, 79 рублей взыскана с Васильевой Т.И. на основании решения Лысьвенского городского суда от 02 мая 2023 года.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лысьва от 01 июня 2020 года и 11 сентября 2020 года на основании постановлений N824 и N591801047 возбуждены исполнительные производства, которые окончены 19 декабря 2022 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решением налогового органа N 475 от 11 апреля 2023 года недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 32671, 10 рублей и на обязательное медицинское страхование в сумме 6882, 29 рублей признана безнадежной к взысканию и списана.
Определением мирового судьи судебного участка N 2 Лысьвенского судебного района Пермского края судебный приказ отменен 12 октября 2022 года в связи с поступившими возражениями должника, с настоящим иском налоговый орган обратился 10 апреля 2023 года, в установленный законом срок.
Разрешая требования налогового органа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив отсутствие доказательств исполнения Васильевой Т.И. в установленный срок требований об уплате налога, пени, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требований, проверив расчет задолженности, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований. При этом, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска в части взыскания с налогоплательщика пени, начисленных на недоимку, которая налоговым органом признана безнадежной к взысканию и списана: по УСН за 2019 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год в размере 4003, 88 рублей, 3090, 19 рублей, 432, 76 рублей, 757, 91 рублей.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Выводы судебных инстанций об удовлетворении требований подателем кассационной жалобы не оспариваются, в силу положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
В настоящей кассационной жалобе административный истец приводит доводы о несогласии с отказом нижестоящих судебных инстанций во взыскании пени, начисленной на недоимку признанной безнадежной к взысканию, указывая, что налоговым органом сроки на применение мер принудительного взыскания в отношении сумм основного долга соблюдены, приняты все меры для принудительного взыскания задолженности, бездействие налоговым органом не допущено.
Между тем данные доводы основанием к отмене принятых по делу судебных актов не являются.
Пеня как один из способов исполнения обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, представляет собой в силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты причитающихся сумм налогов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 г. N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 г. N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, начисление пени непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действующего в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу подпункта 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
Суды нижестоящих инстанций, установив, что решением налогового органа от 11 апреля 2023 N 475 недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 год в размере 50833, 00 рублей, а также задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32671, 10 рублей и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6882, 29 рублей была признана безнадежной к взысканию и списана, возможность взыскания пени, начисленной на указанную недоимку, в настоящее время объективно утрачена, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в этой части.
Вопреки доводам жалобы судами в ходе рассмотрения дела установлены все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства, в отношении которых сделаны правильные выводы, на основании которых приняты законные и обоснованные судебные акты.
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами первой и апелляционной инстанций имеющихся доказательств, с их выводами об обстоятельствах дела, не свидетельствуют о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, существенном нарушении ими норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, основания для отмены или изменения которых в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 1 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.