Общие положения
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкого муниципального района (далее - Администрация), объединения работодателей Липецкого муниципального района (далее - Работодатели), Координационного Совета профсоюзов Липецкого района (далее - Профсоюзы), руководствуясь законодательством Российской Федерации, Законом Липецкой области "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Липецкой области" и иными нормативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию Липецкого муниципального района, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния в 2010 - 2012 годах.
Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики района с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнерства.
Стороны признают необходимым дальнейшее развитие в районе системы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие предприятиям и организациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров при заключении территориальных отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров на предприятиях и организациях всех форм собственности, расположенных на территории Липецкого муниципального района. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации районного трехстороннего соглашения на 2010 - 2012 годы.
Обязательства сторон, включенные в данное соглашение, выполняются ими в порядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Липецкой области, Липецкого района.
I. В области экономического развития
Стороны совместно:
1.1. Вырабатывают при необходимости, в адрес федеральных органов государственной власти, органов представительной власти, Липецкой областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения предприятий и организаций, повышению жизненного уровня населения района.
1.2. Способствуют привлечению в экономику района финансовых средств инвесторов, разработке и внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.
1.3. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот.
1.4. Осуществляют взаимодействие по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке документов по вопросам бюджетной и налоговой политики, вносят свои предложения в проекты программ социально-экономического развития Липецкого муниципального района.
1.5. Способствуют продвижению имиджа Липецкого муниципального района, как муниципального образования с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечающую высоким стандартам качества, привлекательного для инвесторов, активно укрепляющего свои позиции в области.
1.6. Принимают в рамках своей компетенции необходимые меры по реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Доступное комфортное жилье - гражданам России", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Администрация:
1.7. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в районе, определяет приоритетные направления и перспективы развития. Разрабатывает программы социально-экономического развития района и организует их реализацию.
1.8. Участвуют в реализации на территории района федеральных и областных целевых программ в соответствии с утвержденными лимитами.
1.9. Способствует разработке Стратегических планов социально-экономического развития сельских поселений района до 2020 года.
1.10. Реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепления материально-технической базы сельского хозяйства.
1.11. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения района на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализацию федеральной программы "Социально развитие села до 2012 года".
1.12. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способствует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговыми, перерабатывающими предприятиями.
1.13. Оказывает содействие и осуществляет контроль за выполнением обязательных условий реструктуризации задолженности организаций агропромышленного комплекса области в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
1.14. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли, предпринимательства.
1.15. С целью насыщения рынка товарами (услугами) местного производства, создания дополнительных рабочих мест, увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в пополнение доходной части местных бюджетов в рамках районных программ оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству во всех секторах экономики.
1.16. Содействует сохранению и развитию предприятий бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и спорта различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.17. Контролирует в случаях, предусмотренных законодательством, выполнение условий договоров купли-продажи, сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение и оперативное управление имущества организаций социальной инфраструктуры с целью сохранения профиля этих организаций и социальных гарантий их работникам.
Работодатели:
1.18. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста предприятий и организаций, созданию дополнительных рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий.
1.19. Осуществляют освоение новых конкурентоспособных товаров, расширение видов и качества услуг. Участвуют в выставках и ярмарках на территории области, района, в других регионах России.
1.20. Разрабатывают бизнес-планы в целях привлечения капиталов для инвестирования инновационной деятельности.
1.21. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.22. Регулярно информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, предпринимаемых мерах по развитию производства, беспрепятственно предоставляют представителям профсоюзных организаций информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзы:
1.23. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития района целевыми программами развития отраслей и предприятий.
1.24. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе предприятий и организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и дедовой активности работников через коллективные договоры, соглашения, общественные смотры.
1.25. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников.
1.26. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь членам профсоюза по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства. Защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
II. В области развития рынка труда, занятости и кадровой политики
Стороны совместно:
2.1. Принимают участие в разработке и реализации мероприятий по оказанию содействия занятости населения и развитию трудовых ресурсов.
2.2. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в т.ч. через развитие организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на селе.
2.3. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.
2.4. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в случаях массового увольнения работников предприятий и организаций.
2.5. Совершенствуют традиционные, внедряют новые чествования человека труда, предоставляют особо отличившихся работников к награждению государственными и областными наградами, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся наилучших результатов в труде, творчестве, общественной деятельности.
2.6. Организуют совместные ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест, информирование населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.
2.7. Совершенствуют и развивают единую систему профессиональной ориентации среди учащихся и выпускников школ, учреждений начального и среднего профессионального образования ("школа" - "базовое предприятие" - "профессиональное образовательное учреждение" - "предприятие").
2.8. Содействуют расширению объема и перечня видов оплачиваемых общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения.
2.9. В целях удовлетворения потребностей районного рынка труда в кадрах и повышения качества их образовательного процесса, проводят реструктуризацию сети начального и среднего профессионального образования.
Администрация:
2.10. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого и среднего предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития района.
Участвует в поддержке малого и среднего предпринимательства и организации самозанятости безработных граждан.
2.11. Способствует реализации мер, направленных на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики района.
2.12. Содействует расширению перечня видов общественных работ с учетом потребности организаций района в кадрах.
2.13. Информирует население о состоянии и перспективах развития рынка труда, трудовых ресурсов и кадрового потенциала района.
2.14. Учитывает участие организаций в системе социального партнерства и реализации ими обязательств соглашения при рассмотрении заявок на привлечение иностранных работников.
2.15. Содействует расширению возможностей трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающей трудности в поиске работы, в том числе через механизм квотирования в организациях района, а также созданию временных рабочих мест для несовершеннолетних.
Работодатели:
2.16. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в центр занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
2.17. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве - первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.
2.18. Принимают меры при планируемом сокращении работников по максимальному обеспечению рабочими местами высвобождаемых работников за счет перепрофилирования производства, переобучения, введения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством.
2.19. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации персонала на производстве, содействуют работникам, желающим повысить квалификацию за счет средств предприятия, получить другую профессию, специальность, востребованную на предприятии.
2.20. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам. Тесно сотрудничают с Центром занятости населения, участвуют в ярмарках вакансий, используют другие методы.
2.21. Предоставляют оплачиваемые рабочие места для временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.
2.22. Оказывают материальную помощь сокращаемым работникам согласно условиям коллективного договора.
2.23. Содействуют развитию базы начального профессионального образования. Взаимодействуют с учреждениями начального профессионального образования по вопросам подготовки кадров.
2.24. При проведении процедуры банкротства включают в ликвидационные комиссии представителей профсоюзных организаций.
2.25.Содействуют трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.
2.26. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия - архивным органам.
2.27. Проводят текущее и перспективное прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специальностях в целях организации заблаговременной их подготовки.
Профсоюзы:
2.28. Участвуют в выработке дополнительных мер по защите трудящихся при массовых высвобождениях работников, способствуют сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
2.29. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде при заключении индивидуальных трудовых договоров, изменении их существенных условий, увольнении в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставления льгот и гарантий в процессе работы, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
2.30. Добиваются через отраслевые соглашения, коллективные договоры сохранение рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобожденным работникам льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством Российской Федерации.
2.31. Информируют членов профсоюза о состоянии рынка труда, об изменениях в законодательстве о занятости.
III. В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения
Стороны совместно:
3.1. Рекомендуют устанавливать размер минимальной заработной платы работников предприятий и учреждений, независимо от их организационно-правовой формы собственности, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях, на уровне не ниже прожиточного минимума, утвержденного администрацией области для трудоспособного населения.
3.2. Принимают в пределах своей компетенции меры, направленные на рост заработной платы, опережающий темпы роста инфляции, повышение уровня жизни населения района и снижение масштабов бедности.
3.3. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно устанавливающих системы оплаты и стимулирования труда, нормативы, регулирующие размеры различного вида выплат работникам, закреплялись в коллективных договорах, соглашениях.
3.4. Принимают меры по недопущению образования задолженности по заработной плате перед работниками организаций.
3.5. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий,
3.6. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольному вступлению застрахованных лиц в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области.
Администрация:
3.7. Принимает меры по поэтапному повышению размера оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых из районного бюджета, с сохранением надбавок, доплат и компенсаций с целью приближения ее к уровню средней заработной платы по району.
3.8. При формировании проекта бюджета района и формировании межбюджетных отношений между Липецким районом и муниципальными образованиями Липецкого района предусматривает средства на:
- повышение заработной платы, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций работникам муниципальных предприятий и учреждений;
- компенсацию стоимости питания учащихся образовательных учреждений Липецкой района в установленном законодательством порядке;
- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области.
3.9. Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения.
3.10. Обеспечивает переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы района.
Работодатели и профсоюзы:
3.11. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят изменения в действующие договоры и соглашения, предусматривая в них;
- обязательства по увеличению удельного веса заработной платы в затратах на производство и реализацию выпускаемой продукции, предоставление услуг;
- формы, системы оплаты труда, размеры минимальной оплаты труда, ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников;
- условия, размеры и порядок выплаты компенсации за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, а также стимулирующих выплат;
- размеры тарифной ставки 1 разряда не ниже установленных в отраслевых соглашениях;
- сроки выплаты заработной платы;
- размеры и порядок индексации несвоевременно выплаченной заработной платы, оплаты отпусков, выплат при увольнении и других выплат.
Работодатели:
3.12. Устанавливают размер тарифной ставки 1 разряда (оклада) рабочих, занятых в нормальных условиях труда, не ниже предусмотренных областными отраслевыми соглашениями с обязательным включением в коллективные договоры.
3.13. Обеспечивают первоочередность выдачи начисленной заработной платы, оплаты отпуска и выплат при увольнении перед остальными платежами (в том числе и в случаях реорганизации или ликвидации организации).
3.14. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требований законодательства и нормативных актов о труде.
3.15. Признают время приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по причинам экономического или организационного характера, возникшим по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивают его в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
3.16. Ориентируются при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, на оптимизацию удельного веса тарифа в заработной плате не менее 60%.
3.17. Разрабатывают предложения и осуществляют практические действия по:
- регулированию заработной платы работников на основе социального партнерства, настоящего соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров;
Профсоюзы:
3.18. Участвуют в обсуждении проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам.
3.19. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов о труде. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
3.20. Рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства.
3.21. Включают в коллективные договоры организаций всех форм собственности условия по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законодательства.
IV. В области улучшения условий и охраны труда,
обеспечения экологической безопасности
Стороны совместно:
4.1. Участвуют в реализации мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности, содействуют их влиянию в коллективные договоры и отраслевые соглашения.
4.2. Участвуют в работе районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и других районных комиссиях при рассмотрении вопросов охраны труда и экологической безопасности.
Администрация:
4.3. Содействует выполнению первоочередных природоохранных мероприятий в рамках областных программ по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
4.4. В пределах своих полномочий осуществляет необходимые меры в области пожарной безопасности и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.
4.5. Освещает в средствах массовой информации проводимые мероприятия экологической безопасности; информирует население о состоянии окружающей природной среды.
4.6. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
4.7. Создает необходимые условия для прохождения руководителями и специалистами организаций обязательного специального обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда.
Работодатели:
4.8. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, принимают меры по предупреждению промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, в зоне расположения организаций решают вопросы экологической безопасности.
4.9. При осуществлении производственной деятельности создают службы охраны труда в организациях с численностью более 50 человек, при эксплуатации опасных объектов внедряют оптимальную систему управления охраной труда и промышленной безопасности.
4.10. Способствуют развитию медицинской помощи работникам по месту работы.
4.11. Направляют на обучение и проверку знаний по охране труда работников отдельных категорий руководителей и специалистов, обучаемых охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ, руководителей, специалистов, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.12. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование на:
- мероприятия по охране труда, средства на их финансирование;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- обеспечение работников льготным (бесплатным) горячим питанием, в т.ч. диетическим (по медицинским показаниям), сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- отдых и оздоровление, санаторно-курортное лечение работающих и членов их семей;
- обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.
4.13. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства работников своих организаций, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.14. В установленные сроки проводят экспертизу промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
4.15. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.16. Своевременно организуют проведение обучения и инструктажей по вопросам охраны труда; обучение работников безопасным методам и приемам работы, подготовку инструкторов по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при травмах на производстве.
4.17. Осуществляют обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разъясняют застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условия этого вида страхования.
4.18. Проводят совместно аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, используя результаты аттестации в качестве плановой основы деятельности по улучшению охраны труда, а также для обоснования предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.19. Организуют надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха работников.
4.20. За счет собственных средств проводят предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, внеочередное обследование по их просьбе с сохранением места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения осмотров.
4.21. Организуют проведение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации углубленные медицинские осмотры лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
4.22. В установленные сроки выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной и экологической безопасности, рассматривают в установленном порядке представления органов общественного контроля.
4.23. Обеспечивают проведение производственного лабораторного контроля за уровнем воздействия вредных производственных факторов, разработку и реализацию мер по их доведению до предельно допустимых уровней и концентраций; информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
4.24. Обеспечивают наличие законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, учитывающих специфику организации.
4.25. Ведут техническую политику применения "чистых технологий", модернизацию и замену устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья и полу фабрикатов; способствуют внедрению в производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
4.26. Предоставляют органам государственного управления, надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательных и иных правовых актов по охране труда, экологической безопасности необходимую информацию для осуществления возложенных на них полномочий.
4.27. Не допускают сокрытия несчастных случаев.
Профсоюзы:
4.28. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологической безопасности на предприятиях и в организациях района
4.29. Принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области охраны труда и экологической безопасности работников.
4.30. Взаимодействуют с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, органами государственной власти и местного самоуправления в осуществлении контроля за условиями и охраной труда, правильностью предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с тяжелыми, опасными и (или) вредными условиями труда.
4.31. Подготавливают методические рекомендации по осуществлению общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников, правил и норм по охране труда и экологической безопасности.
4.32. Организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда и профактива организаций.
4.33. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодателей по охране труда в коллективных договорах и соглашениях, а также в связи с изменением условий труда.
4.34. Вносят в установленном законом порядке предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и должностных лиц за невыполнение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, правил и норм по охране труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.
4.35.Организуют включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда; содействуют включению в коллективные договоры дополнительных обязательств работодателей по возмещению ущерба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращению продолжительности рабочего дня при работе с вредными и тяжелыми условиями труда, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
V. В области молодежной политики,
улучшения демографической ситуации, поддержки социальной сферы
Стороны совместно:
5.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации целевых программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
5.2. Обеспечивают методическую поддержку молодежным объединениям, организациям, профсоюзным организациям, молодежным комиссиям (советам, комитетам), участвующим в осуществлении государственной молодежной политики в Липецком районе.
5.3. Обеспечивают координацию деятельности всех заинтересованных структур при организации трудоустройства (в т.ч. временного) молодежи. Содействуют трудоустройству по специальности выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования. Разрабатывают и реализуют мероприятия по трудовой адаптации молодежи.
5.4. Способствуют поддержке и закреплению на предприятиях и в организациях молодых специалистов, решению их социально-бытовых проблем в рамках реализуемых в районе целевых программ.
5.5. Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодежной среде.
5.6. Обеспечивают реализацию основных направлений демографической политики Липецкого района, программ, мероприятий в области народонаселения.
5.7. Принимают долевое участие в финансировании культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Оказывают организационно-методическую помощь досуговым, оздоровительным учреждениям.
5.8. Принимают меры по сохранению и использованию по назначению социально-бытовых, дошкольных, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности, в том числе профсоюзных объектов и учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов и других граждан.
5.9. Способствуют увеличению представительства женщин и молодежи в органах исполнительной власти всех уровней, в органах объединений профсоюзов и работодателей.
Администрация:
5.10. Обеспечивает социальное обслуживание и за щиту населения района в пределах и порядке, установленных федеральным и областным законодательством.
5.11. Реализует комплекс мер, направленный на снижение числа граждан района, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного по Липецкому району.
5.12. Осуществляет мониторинг демографических процессов на территории области.
5.13. Организует разработку и реализацию районных целевых программ, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, увеличение продолжительности жизни и улучшение положения детей и женщин.
5.14. Обеспечивает реализацию на территории района федеральных и областных законов и программ по социальной защите различных категорий граждан, имеющих право на льготы и нуждающихся в дополни тельной поддержке.
5.15. Предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры в сельской местности.
5.16. Продолжает предоставление льгот по оплате проезда на пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, имеющим такое право в соответствии с федеральным и областным законодательством.
5.17. Содействует сохранению и развитию сферы культуры и искусства, досуга и отдыха населения, поддерживает деятельность мастеров искусств, развитие народных промыслов, самодеятельного художественного, прикладного и иных видов народного творчества.
5.18. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально-культурной сферах.
5.19. Содействует созданию необходимых условий для оздоровления, занятий физкультурой, спортом и туризмом различных категорий населения, особенно детей и молодежи.
Работодатели:
5.20. С целью улучшения демографической ситуации в области при наличии финансовых возможностей осуществляют за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка, увеличивая сумму выплат при рождении второго и каждого последующего, оказывают материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс.
5.21. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы учащейся молодежи.
5.22. При заключении коллективных договоров предусматривают разделы по работе с молодежью с указанием мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптации в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные компенсации на найм жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и другие меры).
5.23. Принимают участие в профориентационной работе с молодежью, уделяя больше внимания формированию положительного имиджа своих предприятий, учреждений, организаций за счет улучшения условий и оплаты труда, широкого информирования молодежи о работе трудовых коллективов.
5.24. Реализуют меры по поддержке и трудовой адаптации молодых работников в период освоения профессии или специальности (доплаты, повышенные тарифные ставки, пониженные нормы выработки, наставничество и др.).
Работодатели и профсоюзы:
5.25. С целью закрепления рабочих кадров в отраслях производства направляют усилия на восстановление традиции наставничества, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение накопленного профессионального опыта.
5.26. Через коллективные договоры и соглашения предусматривают социальную защиту, дополнительные (сверх установленных законодательными актами) гарантии и льготы молодым семьям.
5.27. В целях усиления социальной защищенности молодых работников в организации:
- вносят соответствующий раздел в коллективный договор;
- разрабатывают комплексные программы работы с молодежью и мероприятия по их реализации.
Профсоюзы:
5.28. Предусматривают совместно с работодателями в коллективных договорах и соглашениях проведение и софинансирование из фондов организаций, профбюджета мероприятий по созданию условий для досуга и отдыха работников и членов их семей, особенно в местных здравницах, пансионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях.
5.29. Организуют обучение молодых профсоюзных активистов, председателей молодежных советов и комиссий. Изучают и обобщают опыт работы с молодежью членских организаций и внедряют его в практику работы профкомов первичных профсоюзных организаций.
5.30. Защищают социально-трудовые права и интересы молодых членов профсоюза на предприятиях всех форм собственности.
5.31. Создают комиссии (советы) по работе с молодежью при профкомах.
VI. В области развития социального партнерства и
координации действий сторон соглашения
Стороны совместно:
6.1. Принимают решения по вопросам, включенным в соглашение, после ознакомления с ними сторон и консультаций на уровне комиссии. Обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов не включенных в соглашение, но представляющих взаимный интерес.
6.2. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, принимают меры по повышению качественного уровня заключаемых коллективных договоров и соглашений, организации контроля за их выполнением.
6.3. Определяют основные направления в развитии социального партнерства в районе через трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
6.4. Способствуют обобщению и распространению передового опыта социального партнерства.
6.5. Вносят предложения по кандидатурам для занесения на районную Доску почета для обсуждения на районной трехсторонней комиссии.
6.6. Оказывают практическое и методическое содействие заключению и реализации отраслевых и территориальных соглашений, считают обязательным заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности района и их уведомительную регистрацию в установленном порядке.
6.7. Обеспечивают регулярную публикацию материалов, посвященных развитию системы социального партнерства на территории района, ходе выполнения настоящего Соглашения, деятельности районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Администрация и работодатели:
6.8. Содействуют обеспечению условий для организации и уставной деятельности профсоюзов и их вы борных органов в организациях независимо от их форм собственности.
Администрация:
6.9. Предоставляет возможность для участия представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых администрацией района постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы, приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости населения, выполнения национальных проектов и другие проблемы, связанные с реализацией социально- экономических интересов работников и жителей района.
6.10. Способствует заключению коллективных до говоров и соглашений, обеспечивает в установленном законодательством порядке уведомительную регистрацию коллективных договоров, организует контроль за их выполнением.
Администрация и профсоюзы:
6.11. Организуют обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам социального партнерства, трудового законодательства, охраны труда.
6.12. Оказывают практическую помощь в создании и работе объединений работодателей.
Работодатели:
6.13. Перечисляют ежемесячно в полном объеме и бесплатно на счет профсоюзной организации членские взносы членов профсоюзов одновременно с выплатой им заработной платы.
6.14. При заключении коллективных договоров рассматривают возможность выделения необходимых финансовых средств выборным органам (комитетам) профсоюзных организаций всех уровней для организации культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий, приобретения путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха работникам и членам их семей.
6.15. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.16. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального мира и способствуют заключению коллективных договоров в организациях, а также проведению их уведомительной регистрации в соответствии с законодательством.
Профсоюзы:
6.17. Поддерживают усилия администрации района и органов местного самоуправления, представителей работодателей, направленные на повышение эффективности развития хозяйственного комплекса, жизненного уровня трудящихся, социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
6.18. В установленном порядке участвуют в работе коллегиальных органов администрации.
6.19. Добиваются заключения коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности.
6.20. В период действия настоящего Соглашения профсоюзы не организуют забастовок по вопросам, включенным в Соглашение, при условии их выполнения. Возникающие разногласия и конфликты по поводу невыполнения отдельных обязательств Соглашения рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
6.21. Принимают меры по повышению мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.
6.22. Продолжают работу по восстановлению ранее действовавших и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.
6.23. Организуют работу территориального координационного совета профсоюзов района.
6.24. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнерства, обеспечения прав работников, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
VII. Действие районного соглашения,
обеспечение контроля за ходом его выполнения и ответственность сторон
7.1. Соглашение вступает в силу с 10 августа 2010 года.
7.2. Стороны создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, обмениваются взаимной информацией и сообщают через печать в районной газете "Сельская нива" населению о ходе реализации Соглашения. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не реже одного раза в полугодие с заслушиванием ответственных исполнителей на заседании районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.3. Контроль за исполнением Соглашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляется районной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
7.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон после предварительного обсуждения и одобрения районной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
7.5. Соглашение открыто для присоединения к нему других профсоюзов, работодателей и их объединений согласно установленному порядку.
7.6. Текст Соглашения после подписания публикуется в районной газете "Сельская нива".
7.7. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Глава администрации |
А.А. Коростелев |
Председатель Координационного Совета |
М.П. Кобякова |
Председатель Совета |
И.А. Чернышов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Районное трехстороннее соглашение на 2010 - 2012 годы между администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области, координационным Советом профсоюзов района, объединением работодателей района
Настоящее соглашение вступает в силу с 10 августа 2010 г.
Текст соглашения опубликован в газете Липецкого района "Сельская нива" от 10 августа 2010 г. N 97