Решение Липецкого областного суда
от 13 августа 2010 г. N 3-16/2010
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2010 г. N 77-Г10-10 настоящее решение оставлено без изменения
Липецкий областной суд в составе: председательствующего, при секретаре, с участием прокурора и адвоката;
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению ООО "А" о признании недействующим постановления администрации Липецкой области N 155 от 15 сентября 2005 года "О порядке оплаты стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре" в редакции постановления администрации Липецкой области от 30 января 2009 года N 14, суд установил:
15 сентября 2005 года администрация Липецкой области приняла постановление N 155 "О порядке оплаты стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре".
12 октября 2005 года указанное постановление было опубликовано в официальном периодическом издании администрации Липецкой области - "Липецкой газете" N 10/138/.
30 января 2009 года постановлением N 14 были внесены изменения в постановление от 15 сентября 2005 года N 155 "О порядке оплаты стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре".
Изменения были опубликованы в официальном периодическом издании администрации Липецкой области "Ведомости администрации Липецкой области "(приложение к "Липецкой газете" N 41(23419) за 28 февраля 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее ООО "А") обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия указанного постановления, ссылаясь на то, что прохождение технического осмотра является юридически значимым действием, от результатов которого зависит право на эксплуатацию транспортного средства. Учитывая положения ч. 2 ст. 8 НК РФ по своему содержанию и правовой природе предусмотренный оспариваемым постановлением платеж в размере 15% от стоимости работ по техническому осмотру является сбором. По своей форме указанный платеж является налогом, налоговой базой по которому является стоимость работ по техническому осмотру транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. Таким образом, взимание указанных сумм с граждан является дополнительной формой налогообложения деятельности организаций, осуществляющих деятельность в области инструментального контроля технического состояния транспортных средств при их техническом осмотре. Учитывая, что в силу конституционных положений Российской Федерации каждый обязан платить лишь законно установленные налоги и сборы, а предусмотренный оспариваемым постановлением платеж в размере 15% от "стоимости работ.." не входит в систему налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, то установление этого сбора постановлением администрации Липецкой области является незаконным и нарушает права организации.
В судебном заседании представители заявителя - адвокат В.А.В. по ордеру и доверенности (л.д. 23 и 27) и генеральный директор ООО "А" - Л.В.А. (л.д. 22) уточнили заявленные требования, просили признать недействующим со дня принятия постановление администрации Липецкой области от 15 сентября 2005 года N 155" О порядке оплаты стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре" в редакции постановления администрации Липецкой области от 30 января 2009 года N 14 в части абз. 2, 3, 4 пункта 1 постановления. Требования обосновали тем, что позиция Конституционного Суда Российской Федерации устарела в настоящее время, поскольку введена глава 25.3 Налогового кодекса и п.п. 41 п. 1 ст. 333.33 НК уже предусмотрел взимание госпошлины за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра, те есть расходы публичной власти уже возмещены другим способом, а потому все расходы несут предприятия, осуществляющие работы по проверке технического состояния транспортных средств, но не публичная власть. Безотносительно к спору о налоговой либо неналоговой природе отчислений, изъятие 15% выручки предприятий, осуществляющих работы по техническому осмотру транспортных средств в областной бюджет, является незаконным. Оспариваемое постановление противоречит и постановлению Правительства РФ N 880 в совокупности с "Порядком установления размеров платы_", утвержденных приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03 августа 2001 года.
Представители администрации Липецкой области по доверенности Н.А.Е., Ж.Л.П. и Н.В.И. заявленные требования не признали, сославшись на их необоснованность, указав, что на платеж, взимаемый за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, не распространяется правовой режим налоговых платежей, что оспариваемое постановление прав и охраняемых законом интересов заявителя не затрагивает. Свои доводы изложили в письменном отзыве (л.д. 29-33).
Выслушав стороны, заключение прокурора К.И.Е., полагавшего требования заявителя необоснованными, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО "А".
15 сентября 2005 года администрацией Липецкой области было принято постановление N 155 "О порядке оплаты стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре".
Согласно п. 1 данного постановления средства за проведение проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре вносятся плательщиками через банки и их филиалы на соответствующие счета исполнителя.
При этом денежные средства за проведение проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре распределяются следующим образом:
- 15 процентов от стоимости работ за технический осмотр транспортных средств вносятся плательщиками в областной бюджет для финансирования затрат и развития материально-технической базы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- 85 процентов от стоимости работ за технический осмотр вносятся плательщиками на банковские счета исполнителя.
Данное постановление было опубликовано в "Липецкой газете" за 12 октября 2005 года N 10/138/.
30 января 2009 года в указанное постановление были внесены изменения постановлением администрации Липецкой области N 14, в абзаце 3 пункта 1 были исключены слова "для финансирования затрат и развития материально-технической базы подразделений Государственной инспекции безопасности и дорожного движения".
Изменения были опубликованы в официальном периодическом издании администрации Липецкой области "Ведомости администрации Липецкой области "приложение к "Липецкой газете" за 28 февраля 2009 года N 41/23419/.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.п. 3, 17, 19, 20, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в порядке нормоконтроля суд должен проверять порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, включая порядок его опубликования и вступления в силу, компетенцию органа его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, а также соответствия его содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права заявителей.
Учитывая, что согласно Уставу ООО "А" (в ред. от 15 декабря 2009 года) проведение технического диагностирования состояния транспортных средств является уставной деятельностью общества (л.д. 10-21), то указанное постановление безусловно затрагивает права заявителя.
В соответствии с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьями 4 и 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (в ред. от 23 июля 2010 года) вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе путем государственного контроля за техническим состоянием транспортных средств, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения "находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру, порядок прохождения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880 (ред. от 14 февраля 2009 года) "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее постановление Правительства РФ N 880) установлено, что обязательный государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке в ГИБДД МВД РФ организуется и проводится инспекцией, которая может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Пунктом 7 данного постановления было установлено, что проведение государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется на платной основе.
Правительство Российской Федерации п. 8 постановления N 880 поручило Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
установить размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования;
разработать порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств.
Во исполнение названного постановления Правительства РФ совместным Приказом МВД Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Минтранса Российской Федерации от 03 августа 2001 года N 708/61н/126 утвержден Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств и Порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств (далее Порядок_).
Согласно пункту 4 раздела 11 Порядка установления платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 4 раздела 11" имеется в виду "пункту 4 раздела II"
Согласно пункту 2 статьи 10 Устава Липецкой области от 09 апреля 2003 года N 46-ОЗ (в ред. от 03 марта 2010 года) систему органов государственной власти Липецкой области составляют: высший законодательный (представительный) орган государственной власти области - Липецкий областной Совет депутатов; высший исполнительный орган государственной власти области - администрация области, возглавляемая высшим должностным лицом области- главой администрации области_
Таким образом, администрация Липецкой области - как исполнительный орган субъекта Российской Федерации - приняла оспариваемое постановление в пределах своих полномочий.
Как предусмотрено частью 4 статьи 21 Закона Липецкой области от 27 марта 1997 года N 64-ОЗ (ред. от 28 апреля 2010 года) "О нормативных правовых актах Липецкой области" официальным периодическим изданием администрации области являются "Липецкая газета" и официальное приложение к "Липецкой газете" - "Ведомости администрации Липецкой области".
Учитывая, что постановление N 155 от 15 сентября 2005 года было опубликовано в "Липецкой газете "за 12 октября 2005 года N 10(138), а изменения в данное постановление N 14 от 30 января 2009 года в официальном приложении к "Липецкой газете" - "Ведомостях администрации Липецкой области" N 41/23419/ за 28 февраля 2009 года - (л.д. 35, 36), то следовательно, требования действующего законодательства об официальном опубликовании нормативного правового акта при опубликовании оспариваемого постановления нарушены не были.
Оспариваемое постановление администрации Липецкой области полностью соответствует как постановлению Правительства Российской Федерации N 880, так и совместному Приказу МВД Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Минтранса Российской Федерации от 03 августа 2001 года N 708/61н/126, так как в пределах своих полномочий администрация Липецкой области установила размер платы, порядок взимания этой платы и распределение этих средств.
Так согласно п. 4 Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств размер платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Порядка.
В силу пункта 4 Порядка взимания и распределения средств. Получаемых# в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств средства, поступающие в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего Порядка за проведение осмотра, направляются:
целевым назначением на финансирование затрат на проведение осмотра и развитие материально-технической базы специализированных подразделений Государственной инспекции в соответствии со сметой, утверждаемой соответствующим должностным лицом, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
для осуществления расчетов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за работы, выполненные ими в соответствии с договорами на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического#
Именно эти полномочия субъекта Российской Федерации и были осуществлены администрацией Липецкой области.
В соответствии с пунктом 5 Порядка взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств в размер платы за проведение государственного технического осмотра включаются:
свободная отпускная цена изготовителя талонов о прохождении государственного технического осмотра (с налогом на добавленную стоимость);
затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции, величина которых не должна превышать 36 рублей;
стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, если решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации такая проверка предусмотрена.
Согласно пункту 8 этого же Порядка_стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования для каждого типа транспортных средств устанавливается с учетом нормативов трудоемкости работ по проверке их технического состояния с использованием средств технического диагностирования, а также стоимости 1 человеко-часа контрольно-диагностических работ.
В силу пункта 10 Порядка_. стоимость 1 человеко-часа работ по проверке технического состояния типов транспортных средств, перечисленных в пункте 7 настоящего Порядка, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В указанную стоимость включаются все затраты за проведение проверки технического состояния транспортных средств, в том числе:
заработная плата контролеров технического состояния;
накладные расходы;
амортизационные отчисления;
арендная плата;
обязательные налоги и платежи в бюджет.
В силу пункта 11 Порядка_ при определении стоимости 1 человеко-часа работ применяется Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".
Именно эти показатели учтены в представленном представителями администрации области суду Расчете размера платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. Размер платы утвержден постановлением администрации Липецкой области от 31 марта 2006 года N 38, действует в настоящее время и никем не оспорен.
Несогласие заявителя с теми показателями, что заложены в данном Расчете, предметом данного судебного разбирательства не являются.
Довод представителей заявителя ООО "А", что установленный сбор носит налоговых характер несостоятелен.
В 2002 году конституционность пунктов 7 и 8 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" проверялась Конституционным Судом Российской Федерации. В определении от 14 мая 2002 года N 88-О и в определении от 14 мая 2002 года N 94-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что платежи, взимаемые за обязательный государственный технический осмотр, предназначены для возмещения расходов публичной власти на проведение работ по проверке в установленные сроки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием технического диагностирования. На платеж, взимаемый за проведение технического осмотра транспортных средств, не распространяется правовой режим налоговых платежей, он не обладает рядом необходимых признаков и элементов налогового обязательства.
Довод представителей юридического лица, что указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с принятием Главы 25-3 Налогового кодекса РФ устарела неправомерна.
Проверка технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования не является юридически значимым действием, предусмотренным статьей 333.16 - Главы 25-3 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 3 статьи 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Следовательно, к юридически значимым действиям при проведении государственного технического осмотра относятся непосредственно выдача или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, а не выполнение работ по проверке технического состояния транспортного средства с использованием средств технического диагностирования, что полностью соответствует положением подпунктов 29-40 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несостоятельно с учетом изложенного и утверждение представителей заявителя, что коль скоро п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (в ред. от 27 января 2009 года) "О правилах дорожного движения "запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственный технический осмотр, то прохождение технического осмотра является юридически значимым действием.
Расходование полученных средств на расходы публичной власти подтверждается и представленными администрацией области Законами Липецкой области "об областном бюджете" на 2007, 2008, 2009 годы, из которых усматривается финансирование УВД Липецкой области, в структуру которых входит и ГИБДД Липецкой области.
Довод представителей ООО "А", что юридическая техника постановления Правительства Российской Федерации N 880 слабая, что приводит к его непониманию, что в отношении как руководителя ООО "А" Л.В.А., так и самого юридического лица возбуждены административные дела правового значения для разрешения данного дела не имеют, к предмету спора эти обстоятельства не относятся.
Утверждение представителей юридического лица, что 15% и 85% необходимо было определять не от стоимости работ, как это установлено в оспариваемом постановлении, относится к целесообразности, суд же проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, но не его целесообразность.
Несогласие заявителей с расчетом, с размером удержаний в рамках нормоконтроля проверены быть не могут.
Иные доводы заявителей сводятся к иному, неправильному толкованию федерального законодательства, а потому не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления администрации Липецкой области.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановление администрации Липецкой области от 15 сентября 2005 года N 155 (в ред. постановления администрации Липецкой области от 30 января 2009 года N 14) "О порядке оплаты стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре" в оспариваемой части принято компетентным органом, в порядке, установленном законодательством, и по своему содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому в удовлетворении требований ООО "А" надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований заявителя ООО "А" о признании недействующим с момента принятия в части абзаца 2, 3, 4 пункта 1 постановления администрации Липецкой области от 15 сентября 2005 года N 155 "О порядке оплаты стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре" в редакции постановления администрации Липецкой области от 30 января 2009 года N 14 - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами, а прокурором принесено кассационное представление, в Верховный Суд Российской Федерации через Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого областного суда от 13 августа 2010 г. N 3-16/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании