Рассмотрев проект положения о муниципальных правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления сельского поселения Свишенский сельсовет, в соответствии со ст. 36 Устава сельского поселения Свишенский сельсовет, учитывая предложение постоянной комиссии по правовым вопросам и вопросам местного самоуправления, Совет депутатов сельского поселения Свишенский сельсовет решил:
1. Принять Положение о муниципальных правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления сельского поселения Свишенский сельсовет (прилагается).
2. Направить вышеуказанное Положение главе сельского поселения для подписания и официального обнародования.
3. Решение вступает в силу со дня принятия.
Председатель Совета депутатов |
В.И.Дешин |
Положение
о муниципальных правовых актах
органов и должностных лиц местного самоуправления
сельского поселения Свишенский сельсовет
Долгоруковского муниципального района
Принято
Советом депутатов
сельского поселения Свишенский сельсовет
24 ноября 2009 года
Статья 1. Общие положения
1. Настоящим Положением устанавливаются единые требования к муниципальным правовым актам и иным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления сельского поселения Свишенский сельсовет, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и систематизации.
2. Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области, принятое населением непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории сельского поселения, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
3. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
Нормативные правовые акты сельского поселения Свишенский сельсовет (далее - Совет депутатов), Главой сельского поселения (далее -Глава сельского поселения) по предметам их ведения либо местным референдумам (сходом граждан).
Правовой акт - официальный письменный документ, принятый органами или должностными лицами местного самоуправления по конкретному вопросу. К ним относятся акты индивидуального применения, а также акты, рассчитанные на однократное применение или обращенные к конкретным лицам.
4. Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется субъектом нормотворческой инициативы либо органом, принимающим данный нормативный правовой акт.
5. Нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, законам Липецкой области, Уставу сельского поселения Свишенский сельсовет и настоящему Положению.
6. К должностным лицам местного самоуправления, принимающим муниципальные правовые акты, относятся: Глава сельского поселения, председатель Совета депутатов, председатель Контрольно-счетной комиссии сельского поселения.
Статья 2. Виды нормативных правовых актов и иных правовых актов
1. К муниципальным правовым актам сельского поселения относятся:
- Устав сельского поселения
- решения местного референдума (схода) граждан;
- решения Совета депутатов;
- постановления, распоряжения Главы сельского поселения;
- распоряжения председателя Совета депутатов;
- постановления, распоряжения администрации сельского поселения;
- совместные распоряжения Главы сельского поселения и председателя Совета депутатов;
- распоряжения, приказы, представления и предписания Контрольно-счетной комиссии сельского поселения;
- иные нормативные правовые акты в соответствии с действующим законодательством.
2. Нормативными правовыми актами являются: Устав сельского поселения, решения местного референдума (схода граждан), решения Совета депутатов, постановления Главы сельского поселения, постановления администрации сельского поселения.
3. Устав сельского поселения и решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории сельского поселения.
Нормативные правовые акты и правовые акты не должны противоречить Уставу сельского поселения и нормативным правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
4. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом сельского поселения, принимает решения, устанавливающие правила (положения), обязательные для исполнения на территории сельского поселения, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов.
Решения Совета депутатов, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению Главой сельского поселения, администрацией сельского поселения, должностными лицами администрации сельского поселения, жителями сельского поселения, организациями, независимо от форм собственности, и другими лицами, находящимися на территории сельского поселения.
5. Глава сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом сельского поселения, решениями Совета депутатов, издает постановления по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Липецкой области, а также распоряжения по вопросам деятельности администрации сельского поселения.
Постановления Главы сельского поселения обязательны для исполнения должностными лицами администрации сельского поселения, жителями сельского поселения, организациями, независимо от форм собственности, и другими лицами, находящимися на территории сельского поселения.
6. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами сельсовета осуществляется путем прямого волеизъявления населения, выраженного на местном референдуме (сходе граждан), и оформляется в виде решения.
Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения сельсовета, дополнительно требуется принятие нормативного правового или иного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
7. Правовыми актами являются: распоряжения председателя Совета депутатов, распоряжения Главы сельского поселения, совместные распоряжения Главы сельского поселения и председателя Совета депутатов, распоряжения администрации сельского поселения, распоряжения, приказы, представления и предписания Контрольно-счетной комиссии сельского поселения, регламент.
Распоряжение - правовой акт исполнительно-распорядительного характера.
Совместное распоряжение Главы сельского поселения и председателя Совета депутатов - правовой акт исполнительно-распорядительного характера по вопросам совместной финансово-экономической и социальной деятельности соответствующих органов местного самоуправления.
Представления и предписания - правовые акты Контрольно-счетной комиссии сельского поселения, издаваемые по результатам контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Приказ - правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам, издаваемый руководителем структурного подразделения администрации, председателем Контрольно-счетной комиссии сельского поселения
Регламент - правовой акт, определяющий порядок организации и деятельности органа местного самоуправления.
Статья 3. Подготовка нормативных правовых и правовых актов
1. Нормативные правовые акты готовятся с целью:
1) реализации федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и области;
2) нормативного регулирования соответствующей сферы общественных отношений различных сторон экономической и социальной жизни сельского поселения;
3) определения статуса органов местного самоуправления;
4)содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов.
2. Нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:
- наименование органа, принявшего акт;
- место составления или издания акта;
- наименование акта;
- заголовок, обозначающий предмет регулирования;
- текст документа;
- дату принятия акта, регистрационный номер акта;
- отметку о наличии приложения;
- подпись соответствующего должностного лица;
- визы согласования документа.
Реквизиты нормативных правовых и иных правовых актов, утверждаемых Главой сельского поселения и органами администрации, устанавливаются Главой сельского поселения.
3. Разработка проектов нормативных правовых актов Совета депутатов осуществляется на плановой основе.
Совет депутатов разрабатывает и утверждает план нормотворческой деятельности на очередной календарный год с учетом предложений Главы сельского поселения, администрации сельсовета, депутатов, организаций и граждан.
Предложения в план нормотворческой деятельности на очередной календарный год направляются в Совет депутатов до 1 декабря текущего года.
4. Субъектами права нормотворческой инициативы являются: председатель Совета депутатов, депутаты Совета депутатов, комиссии Совета депутатов, Глава сельского поселения, администрация сельсовета, прокурор района, органы местного и территориального общественного самоуправления, инициативная группа граждан в порядке, установленном решением Совета депутатов.
Статья 4. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам
1. Нормативные правовые акты должны отвечать следующим требованиям:
- устанавливать, изменять или отменять правовые нормы в пределах компетенции принявших их органов;
- устанавливать общеобязательные нормы для многократного применения;
- определять срок своего действия - постоянного действия или временного действия, определенного конкретной датой или периодом;
- соответствовать юридико-техническому оформлению документов.
2. В нормативных правовых актах не допускается содержание коррупционных факторов.
1) Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного сам самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2) Факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления должностных лиц);
е) чрезмерной свободе нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию нормативных правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3) Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно' пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц);
д) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
4) Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.";
Статья 5. Порядок внесения проекта нормативного правового акта в Совет депутатов
1. Проект нормативного правового акта вносится в Совет депутатов субъектом нормотворческой инициативы не менее чем за сорок пять дней до даты его рассмотрения с приложением следующих сопроводительных материалов:
- сопроводительное письмо;
- пояснительная записка, в которой указываются: субъект права нормотворческой инициативы и разработчики акта; финансово- экономическое обоснование необходимости принятия акта, его цели и основные положения; перечень актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного акта; предложения о разработке актов, принятие которых необходимо для реализации данного акта;
- соответствующие приложения к проекту нормативного правового акта;
- иные материалы.
В сопроводительном письме указывается докладчик по данному вопросу и отметка об исполнителе.
Проект нормативного правового акта должен быть завизирован должностными лицами соответствующих структурных подразделений администрации района и согласован с должностными лицами и иными органами в порядке, установленном действующим законодательством.
Не допускается направлять в Совет депутатов несколько проектов в одном сопроводительном письме.
2. К проекту нормативного правового акта прилагаются:
а) финансово-экономические расчеты;
б) статистические данные;
в) материалы обсуждения проекта акта в средствах массовой информации;
г) иные сведения, необходимые по усмотрению субъекта права нормотворческой инициативы для обоснования вносимых предложений.
3. Если форма представленного проекта, пояснительная записка и необходимые приложения не отвечают перечисленным требованиям настоящей статьи, такой проект в течение пяти дней со дня его регистрации в Совете депутатов возвращается председателем Совета депутатов, а в его отсутствие - заместителем председателя субъекту нормотворческой инициативы для выполнения требований, установленных настоящим Положением.
4. Проекты нормативных правовых актов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств района или предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств сельского бюджета, рассматриваются Советом депутатов по представлению Главы сельского поселения либо при наличии его заключения.
5. Проекты нормативных правовых актов, внесенные в Совет депутатов субъектами нормотворческой инициативы, кроме Главы сельского поселения, в течение пяти календарных дней со дня их поступления в Совет депутатов направляются Главе сельского поселения для подготовки заключения. Указанное заключение представляется Главой сельского поселения в Совет депутатов в течение одного месяца со дня получения соответствующего проекта.
Отрицательное заключение Главы сельского поселения не является препятствием для рассмотрения проекта нормативного правового акта Советом депутатов.
Статья 6. Порядок рассмотрения нормативных правовых актов в Совете депутатов
1. Проект нормативного правового акта, пояснительная записка к нему с приложением необходимых документов вносятся субъектом права нормотворческой инициативы в Совет депутатов с учетом требований, установленных в статье 5 настоящего Положения.
Проекты нормативных правовых актов подлежат рассмотрению Советом депутатов не позднее двух месяцев с момента официального поступления при наличии всех необходимых документов.
2. Субъект права нормотворческой инициативы, внесший проект нормативного правового акта, имеет право отозвать его в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.
3. Порядок, правила, процедура и сроки подготовки и рассмотрения Советом депутатов проектов нормативных правовых актов устанавливаются Регламентом Совета депутатов.
Статья 7. Порядок подписания, официального опубликования нормативных правовых актов, правовых актов и вступления их в силу
1. Решения Совета депутатов подписываются его председателем. Нормативные правовые акты Совета депутатов, устанавливающие правила (положения), обязательные для исполнения на территории сельского поселения, внесение изменений и дополнений в них, в течение пяти дней направляются Главе сельского поселения для подписания и обнародования. Глава сельского поселения имеет право отклонить указанный нормативный правовой акт. В этом случае нормативный правовой акт в течение десяти дней возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава сельского поселения отклоняет нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом депутатов. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей, от установленной численности депутатов Совета депутатов, он подлежит подписанию Главой сельского поселения в течение семи дней и обнародованию.
2. Датой принятия решения Совета депутатов считается день его принятия на заседании Совета депутатов.
3. Нормативные правовые акты Главы сельского поселения вступают в силу со дня их подписания, если иное не оговорено в самих актах.
4. Распоряжения Главы сельского поселения, председателя Совета депутатов, совместные распоряжения Главы сельского поселения и председателя Совета депутатов, руководителей органов администрации вступают в силу со дня их подписания.
5. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Неопубликованные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина и человека, не применяются.
6. Нормативные правовые акты Совета депутатов о налогах и сборах вступают в силу в порядке установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
7. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления сельского поселения затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, направляются в сельскую библиотеку, где систематизируются и представляются для всеобщего ознакомления.
8. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти области.
Статья 8. Толкование нормативных правовых и правовых актов
1. Официальное толкование нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение нормативных правовых актов правомочным нормотворческим органом.
Официальное толкование нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения.
Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими нормативные правовые акты.
В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний.
2. Официальное толкование вступивших в силу решений Совета депутатов вправе давать только Совет депутатов, как по собственной инициативе, так и по запросам, путем принятия решений об официальном толковании.
Официальное толкование постановлений Главы сельского поселения вправе давать только Глава сельского поселения.
Статья 9. Вступление в силу
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального обнародования.
Глава сельского поселения Свишенский сельсовет |
В.И.Дешин |
с. Свишни
25 ноября 2009 г.
N 12-нпа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов сельского поселения Свишенский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 24 ноября 2009 г. N 112-рс "О проекте положения о муниципальных правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления сельского поселения Свишенский сельсовет"
Настоящее решение вступает в силу со дня принятия
Положение, утвержденное настоящим решением, вступает в силу со дня его официального обнародования
Текст решения обнародован на доске объявления в здании сельсовета, МУК ПЦКД с. Свишни, конторы ОАО "Свишенская" 25 ноября 2009 г.