Решение Липецкого областного суда
от 4 августа 2010 г. N 21-84-2010
(извлечение)
Судья Липецкого областного суда, рассмотрев жалобу генерального директора ОАО "Л" К.И.А. на постановление должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (Роспотребнадзор) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, и решение судьи районного суда по жалобе на постановление, установил:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Липецкой области от 18 мая 2010 года генеральный директор ОАО "Л" К.И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1.000 рублей.
Согласно постановлению, ОАО "Л" осуществляет предварительную продажу билетов на пригородные и междугородние рейсы с взиманием комиссионного сбора (соответственно, 15 рублей и 20 рублей), что не предусмотрено действующим законодательством.
Решением судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 8 июля 2010 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе генеральный директор ОАО "Л" К.И.А. просит об отмене постановления и решения судьи, указывая на отсутствие состава правонарушения. Изложенные в жалобе доводы сводятся к обоснованию соответствия действующему законодательству взимания комиссионного сбора за предварительную продажу билетов на автобусные рейсы пригородного и междугороднего сообщения.
Выслушав уполномоченных доверенностями представителей Управления Роспотребнадзора по Липецкой области П.Е.А. и Ч.О.В., возражавших против жалобы, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии в действиях генерального директора ОАО "Л" К.И.А. состава вмененного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования_и т.п.) (ч. 1).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (ч. 4).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ч. 1).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (ч. 2).
Согласно ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ч. 1).
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ч. 2).
В соответствии с "Типовым положением об автобусном вокзала (автостанции) Министерства автомобильного транспорта РСФСР", утвержденным Приказом Минавтотранса РСФСР N 200 от 31 декабря 1981 года, основными источниками содержания хозрасчетных автобусных вокзалов являются доходы от комиссионного сбора за предварительную продажу билетов, камеры хранения, комнат длительного отдыха, поступлений от сдачи в аренду станционных помещений, а также отчислений автотранспортных предприятий, пользующихся услугами вокзала, от стоимости проданных кассами проездных билетов, в установленных министерством размерах (п. 7).
Продажа билетов производится в кассах предварительной продажи, реализующих билеты предварительно, и в кассах текущей продажи, за 24 ч. и менее до отправления автобуса (п. 9.1).
Согласно п. 24 ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденными постановлением Правительства РФ N 112 от 14 февраля 2009 года, продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:
а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);
б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств (п. 49).
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (п. 50).
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства (п. 51).
Как видно из материалов дела, распоряжением генерального директора ОАО "Л" N 6 от 26 апреля 2010 года утвержден перечень дополнительных услуг подразделения "Автовокзал" г. Липецка, в числе которых предварительная продажа билетов;
- на междугородных маршрутах - 20 рублей;
- на пригородных маршрутах - 15 рублей;
Бронирование билетов по телефону:
- на междугородных маршрутах - 30 рублей;
- на пригородных маршрутах - 25 рублей.
Этим же распоряжением установлены сроки продажи билетов для проезда в междугородном и пригородном сообщении - не менее чем за 15 суток, и заканчивать за 5 минут до отправления транспортного средства.
Также указано, что продажа билетов в предварительном порядке осуществляется с начала торговли и до 24 часов до отправления транспортного средства в порядке предварительной продажи; за 24 часа и до 5 минут до отправления транспортного средства - в порядке текущей продажи.
Согласно показаниям консультанта Управления по ценам и контролю в сфере размещения госзаказов Липецкой области Н.В.И., при расчете стоимости одного пассажиро-километра в ОАО "Л" учитываются только затраты предприятия на пригородные, междугородные, межобластные маршруты, без учета расходов на содержание автовокзала.
В обоснование своих возражений относительно вмененного правонарушения генеральный директор ОАО "Л" К.И.А. указывал, что предварительная продажа билетов является отдельной услугой, и ее стоимость не входит в цену договора перевозки.
В решении судьи указано, что этот довод не опровергает выводы, изложенные в обжалуемом постановлении.
Вместе с тем, административным органом и судьей не установлено, действительно ли речь идет о двух самостоятельных договорах (перевозки и возмездного оказания услуг), или же комиссионный сбор за предварительную продажу билетов следует отнести к цене договора перевозки (провозной плате).
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для решения вопроса о наличии состава административного правонарушения, поскольку частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность именно за включение условий, ущемляющих права потребителей, в договор.
Исходя же из материалов дела, комиссионный сбор за предварительную продажу билетов в ОАО "Л", нельзя отнести к цене договора перевозки (провозной плате), так как этот сбор взимается не в качестве предварительной оплаты проезда, а за бронирование пассажирского места за определенное время до рейса.
Такая услуга (бронирование) подпадает под действие главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).
Согласно протоколу об административном правонарушении, генеральному директору ОАО "Л" вменялось как таковое, установление платы за предварительную продажу билетов.
Соответственно, суть дела сводится к законности введения в ОАО "Л" услуги предварительной продажи билетов (заключения с гражданами договоров возмездного оказания услуги бронирования).
Данный вопрос частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ не охватывается, и может быть разрешен в ином порядке.
Судьей правильно указано, что действующим законодательством определены порядок и сроки предварительной продажи билетов, однако возможность комиссионного сбора не предусмотрена.
Тем не менее, поскольку в данном случае условие о комиссионном сборе включено в договор возмездного оказания услуги, а не в договор перевозки, основания для вывода о наличии в действиях К.И.А. состава административного правонарушения отсутствовали.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья решил:
Постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Липецкой области от 18 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО "Л" К.И.А., и решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 8 июля 2010 года по жалобе на постановление отменить.
Производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого областного суда от 4 августа 2010 г. N 21-84-2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании