Определение Липецкого областного суда
от 15 сентября 2010 г. N 33-2131/2010
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение Советского районного суда г. Липецка от 02 августа 2010 года, которым постановлено:
Признать за В.И.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке назначить В.И.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитав в специальный стаж период работы с 23.09.1991 г. по 31.12.1997 г. в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - с 04.09.2009 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия установила:
В.И.А. ... ... .... в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о признании права на досрочную трудовую пенсию старости в связи ... ... .... с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указывая, что имеет медицинский стаж 30 лет, однако ответчик в назначении досрочной трудовой пенсии отказал, периоды работы с 24 августа 1990 года по 04 сентября 1991 года в должности врача-патологоанатома в центральной районной больнице, с 23 сентября 1991 года по 31 декабря 1997 года и с 01 января 2003 года по 31 марта 2008 года в должностях врача-патологоанатома и заведующего патологоанатомическим отделением в диспансере не засчитаны в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просит включить указанные периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента подачи заявления в Управление Пенсионного фонда.
В судебное заседание истец В.И.А. не явился. Уточнив исковые требования, представитель истца по доверенности С.М.И. просила обязать ответчика назначить В.И.А. досрочную трудовую пенсию, включив в специальный стаж период работы с 23 сентября 1991 года по 31 декабря 1997 года в льготном исчислении.
Представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке по доверенности Д.И.А. исковые требования не признала, полагала, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии В.И.А. соответствует действующему законодательству.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе ответчик - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено такое учреждение как "диспансер".
Выслушав истца В.И.А. и его представителя по доверенности С.М.И., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные правовые нормы содержались и в статьях 81 и 83 Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, В.И.А. с 01 августа 1986 года по 29 июля 1987 года являлся врачом-интерном по патологоанатомии областной больницы. С 01 августа 1987 года по 04 августа 1990 года истец работал заведующим патологоанатомическим отделением центральной районной больницы, с 24 августа 1990 года по 07 сентября 1991 года работал врачом-патологоанатомом центральной районной больницы, 23 сентября 1991 года принят на работу в патологоанатомическую лабораторию врачом-патологоанатомом в диспансер, 01 апреля 1996 года переведен на должность заведующего патологоанатомическим отделением, где продолжает работать по настоящее время (л.д. 9-11).
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда России в г. Липецке от 25 февраля 2010 года N 147 В.И.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (30 лет), так как имеется 27 лет 8 месяцев 18 дней. В специальный стаж не засчитаны в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) период работы с 01 августа 1986 года по 29 июля 1987 года в должности врача-интерна по патологоанатомии в областной больнице, период работы с 24 августа 1990 года по 04 сентября 1991 года в должности врача-патологоанатома хирургического отделения центральной городской больницы, периоды работы с 23 сентября 1991 года по 31 декабря 1997 года и с 01 января 2003 года по 31 марта 2008 года в должностях врача-патологоанатома патологоанатомического отделения и заведующего патологоанатомическим отделением диспансера (л.д. 5-8).
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" было установлено, что врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается в выслугу лет за один год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 701 в указанный перечень включены врачи - патологоанатомы и средний медицинский персонал отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачи - судебно - медицинские эксперты, средний медицинский персонал районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящие судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, льготный порядок исчисления выслуги лет был сохранен. Так, пунктом 3 Правил предусматривалось, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В указанном Приложении названы врачи-патологоанатомы, в том числе врачи-заведующие и средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного операционного и биопсийного материала в патолого-анатомических отделениях государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5, 15, 20 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патолого-анатомических бюро (института).
Приведенными пунктами Списка предусмотрены такие учреждения, как больницы, специализированные больницы, медико-санитарная часть, центральная медико-санитарная часть, госпитали, клинический центр Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, родильный дом.
Льготное исчисление периодов определенной медицинской деятельности (один год работы за один год и шесть месяцев) предусмотрено и действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным названным Постановлением Правительства РФ, указаны врачи - патологоанатомы, в том числе врачи - заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала в патолого-анатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 14, 20 списка, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патолого-анатомических бюро (института).
В пунктах 1-6, 14, 20 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указаны больницы всех наименований, Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов, медико-санитарная часть, госпитали всех наименований, центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения перечисленных наименований, хоспис, родильный дом.
Удовлетворяя требования и включая в специальный стаж в льготном исчислении период работы истца в должности врача-патологоанатома патологоанатомического отделения и заведующего патологоанатомическим отделением в диспансере с 23 сентября 1991 года по 31 декабря 1997 года, суд исходил из того, что фактически диспансер является больницей, а указание "диспансер" является наименованием больницы.
Однако с выводом суда о льготном исчислении указанного периода работы судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 2008 года N 868-О-О, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
При этом для включения в льготном исчислении периода осуществления лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, необходимо, чтобы работник занимал должность, предусмотренную соответствующим Перечнем или Списком в разделе "Наименование должностей", в одном из учреждений, перечисленных в разделе "Наименование учреждений".
Право определения учреждений, при работе в которых организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда с учетом различий в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях, принадлежит Правительству Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий определило ряд учреждений здравоохранения, в которых работа врачей-патологоанатомов засчитывается в льготном исчислении. Диспансеры в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и в действовавших ранее Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, и Постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 не указаны.
То обстоятельство, что В.И.А. выполнял должностные обязанности, аналогичные должностным обязанностям врача-патологоанатома в больнице, значения не имеет, поскольку работа в должности врача-патологоанатома засчитывается в льготном исчислении только в определенных учреждениях, в число которых диспансер не входит.
Коль скоро период работы истца в диспансере не может быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, у В.И.А. на день обращения с заявлением о назначении пенсии и на настоящее время отсутствует необходимый стаж - 30 лет, поэтому право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью она не имеет.
Таким образом, судом допущена ошибка в применении норм материального права, однако обстоятельства дела судом установлены полно и правильно и не требуется исследование новых доказательств, поэтому судебная коллегия полагает, отменив решение суда, постановить новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 02 августа 2010 года отменить, постановить новое решение, которым В.И.А. в удовлетворении требований к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Липецкого областного суда от 15 сентября 2010 г. N 33-2131/2010
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании