Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Областная целевая Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на повышение уровня занятости населения Липецкой области в 2010 году (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Разработка Программы обусловлена необходимостью принятия дополнительных мер для решения проблем занятости населения области, возникших в условиях последствий экономического кризиса.
Итоги социально-экономического развития области в 2009 году свидетельствуют о том, что в результате реализации комплекса антикризисных мер, удалось достигнуть ряда позитивных показателей: темп роста сельскохозяйственного производства составил 101,5%, ввод жилья - 101%, объем бытовых услуг - 109,4%. Удалось сохранить уровень 2008 года по обороту розничной торговли - 100%.
Оценка снижения валового регионального продукта в Липецкой области - 4,5%.
В рамках принятых областных законов системообразующим предприятиям были предоставлены государственные гарантии на сумму 370 млн. рублей и активы залогового фонда области в объеме 565 млн. руб.
ОАО "ЛМЗ "Свободный Сокол" получило государственную гарантию Российской Федерации в сумме 1,65 млрд. руб. под кредитование в целях пополнения оборотных средств и реструктуризации кредитного портфеля компании.
Приоритетными направлениями развития в рамках программы "Развитие промышленности Липецкой области на 2009-2012 годы" являются машиностроение, в т.ч. производство комплектующих для бытовой техники, автомобильной промышленности (автокомпонентов), производство сельхозтехники и оборудования и производство готовых металлических изделий.
В целях стимулирования инновационной активности предприятий на федеральном уровне разработан механизм софинансирования перспективных проектов в сфере нанотехнологий, а также создания объектов нанотехнологической инфраструктуры, реализуемый "РОСНАНО" ("Российская корпорация нанотехнологий"). Сегодня прорабатывается вопрос открытия в г. Липецке нанотехнологического центра и технико-внедренческой особой экономической зоны регионального уровня.
Всего в 2009 году из бюджетов всех уровней на поддержку промышленности направлено 6,4 млрд. руб., в том числе в рамках областных законов и программ - 4,5 млрд. руб.
Количество резидентов в особой экономической зоне федерального уровня "Липецк" увеличилось до 17, объем заявленных инвестиций - 52,4 млрд. рублей, создано более 1300 новых рабочих мест.
Продолжается работа по созданию и развитию особых экономических зон регионального уровня.
Сегодня их семь, в т.ч. четыре - промышленно-производственного типа, две - туристско-рекреационного типа, одна - агропромышленного типа.
Всего на территориях особых экономических зон промышленно-производственного типа зарегистрировано 10 участников с инвестиционным потенциалом около 22 млрд. руб., будет создано около 2 тыс. рабочих мест.
В 2009 году инвестиции в основной капитал составили 83,6 млрд. рублей. Это в 3 раза превышает доходы областного бюджета. Доля инвестиций в ВРП увеличилась относительно уровня 2008 г. на 5 процентных пункта и составила 36% (по РФ - 19%), что соответствует показателям интенсивно развивающихся индустриальных стран.
Инвестиции на душу населения области составили почти 72 тыс. руб.
В сельском хозяйстве сохранена устойчивая динамика развития.
Объем валовой продукции сельского хозяйства возрос против 2008 года на 1,5% (по России - на 1,2%) и составил 39 млрд. руб. или 33 тыс. руб. на душу населения, что в 1,8 раза превышает среднероссийский показатель.
Приоритетным определено развитие малых форм хозяйствования на селе, государственная поддержка которых достаточно обширна и составила 63 млн. руб. с ростом против 2008 года на 7%.
Оборот розничной торговли составил более 104 млрд. руб. (100%), общественного питания - более 3,2 млрд. руб. (86%), бытовых услуг - около 4,5 млрд. руб. (109%).
Несмотря на существенное влияние кризиса на строительную отрасль в целом по России, в области сохранены и увеличены объемы и темпы жилищного строительства. Построено и введено в эксплуатацию 731,2 тыс.кв.м., с ростом к уровню 2008 года - 101%.
В условиях кризиса безусловный приоритет развития - малый и средний бизнес. Объемы финансовой поддержки, привлеченной из бюджетов всех уровней, увеличены в 17 раз и составили около 456 млн. руб.
Сформирован областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства в размере около 342 млн. руб. (средства федерального бюджета - 203,3 млн. руб., областного - 105,4 млн. руб., местных - около 33 млн. руб.), выдано 210 микрозаймов на 145 млн. руб.
В рамках областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2012 г.г. на организацию и развитие собственного бизнеса 265 молодых предпринимателей получили субсидии на 53 млн. руб., что в 44 раза больше 2008 года. Просубсидирована процентная ставка по 39 инвестиционным проектам на сумму более 29 млн. руб. На субсидирование затрат по внедрению сертификации менеджмента качества и энергосберегающих технологий направлено около 1 млн. руб. Реализация мероприятий Программы позволила в 2009 году создать около 1200 рабочих мест.
В результате принятых мер количество субъектов малого бизнеса в 2009 году возросло на 8,4% к уровню 2008 года и составило более 45,5 тыс. единиц.
Несмотря на влияние мирового финансового кризиса, удалось обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,5%, среднедушевых доходов - на 16,4% (14292 руб.), пенсий - почти на 36% (5776 руб.).
Удалось сохранить тенденцию роста заработной платы - 102,5%, 13754 руб.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда в области активно реализовывалась Программа антикризисных мер для поддержки занятости населения Липецкой области на 2009 год, общий объем финансирования которой составил 198,1 млн. руб. (190,0 млн. руб.- федеральный бюджет, 8,1 млн. руб. - областной).
В Программе приняли участие около 17 тыс. человек, в том числе в общественных и временных работах - свыше 14 тыс. человек, на стажировку направлено 340 человек, опережающее обучение прошли около 2 тыс. работников, материальную поддержку на открытие собственного дела получила 1 тыс. граждан, переезд - 8 чел.
Участие в реализации мероприятий Программы позволило сократить уровень безработицы с 1,6% в апреле 2009 года до 1,0% - на начало 2010 года.
Позитивные тенденции отмечены в демографической ситуации. В 2009 году коэффициент рождаемости вырос на 1%.
Коэффициент смертности населения сложился самый низкий с 2002 года - 16,3 на 1000 человек и снизился на 5% (2008 г. - 17,1 на 1000 чел.). В результате естественные потери населения сократились на 14% (5,4 на 1000 человек).
По ряду критериев города Липецк и Лебедянь относятся к монопрофильным населенным пунктам.
Ситуация на рынке труда города Липецка в 2009 году сложилась следующим образом.
На конец 2009 года в службе занятости числилось безработными 2808 чел., уровень безработицы - 1,0% (в среднем по области - 1,0%), напряженность на рынке труда 0,8 чел. на одну вакансию, что ниже среднеобластного показателя - 1 чел.
За 2009 год при содействии органов службы занятости на постоянную и временные работы трудоустроено 6,7 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 2,4 тыс. чел.
Ухудшения ситуации на рынке труда города Липецка в 2010 году не ожидается.
Одно из основных предприятий города Липецка - ОАО "НЛМК", крупнейший производитель электротехнических сталей в мире, занимает лидирующие позиции в России по производству холоднокатаного, оцинкованного проката, а также стали с полимерным покрытием.
В 2009 году, несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, вызвавшего падение спроса и цен на металлопродукцию, благодаря гибкой стратегии продаж, грамотному управлению производственными процессами, в компании удалось сохранить стабильное производство, обеспечить низкую себестоимость продукции, сохранить профессиональный коллектив.
В настоящее время на основной площадке НЛМК работают все пять доменных печей. Загрузка сталеплавильных мощностей выросла до 99%, с максимальной загрузкой работают мощности по производству проката с полимерным покрытием. Продолжается реализация второго этапа Программы технического перевооружения, в рамках которой ведется строительство доменной печи N 7 и линии нанесения полимерных покрытий N 3, осуществляется модернизация сталеплавильного производства, реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности производства компании.
Объемы производства ОАО "НЛМК" за 2009 год составляют: 13 335 тыс. тонн агломерата (103,9% к уровню 2008 г.), 2 425 тыс. тонн кокса, 8 476 тыс. тонн чугуна (101%), 8 507 тыс. тонн стали (99,9%), 7 946 тыс. тонн проката (100,1%).
Среднесписочная численность персонала ОАО "НЛМК" в 2009 году составила 31666 чел. (92,5% к уровню 2008 г.), средняя заработная плата - 26690 руб. (102,5%).
Доля производства ОАО "НЛМК" в объеме промышленного производства по г. Липецку составляет 64%, доля работающих на ОАО "НЛМК" в экономически активном населении г. Липецка - 11,7%.
В течение 2009 года в г. Липецке создано 2060 новых рабочих мест, из которых 1060 мест или 51% - в сфере малого бизнеса.
Ситуация на рынке труда г. Лебедяни на конец 2009 года сложилась следующим образом. В службе занятости числилось безработными - 137 чел., уровень безработицы - 0,7%, напряженность на рынке труда 0,4 чел. на одну вакансию, что ниже среднеобластных показателей.
За 2009 год при содействии органов службы занятости на постоянную и временные работы трудоустроено 3,4 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 1,1 тыс. чел.
Ухудшения ситуации на рынке труда города Лебедяни в 2010 году не ожидается.
Одно из основных предприятий города Лебедяни - ОАО "Лебедянский", высокотехнологичное, стабильно функционирующее предприятие, входит в четверку доминирующих на соковом рынке компаний. Основным направлением деятельности является производство соков и сокосодержащих напитков. В период с 2003 по 2008 год общий объем производимой соковой продукции возрос практически в три раза.
Его доля в объеме промышленного производства района составляет 87,4%, в объеме поступлений налогов и сборов - 34%. На заводе работает более 3 тыс. человек, что составляет 26% от экономически активного населения города.
На ОАО "Лебедянский" объем отгруженной продукции, работ услуг за 2009 год составил 21251 млн. руб., по итогам 11 месяцев 2009 года прибыль предприятия составила 367 млн. руб.
Основная часть прибыли направлена на расширение и модернизацию производства (строительство склада-автомата для хранения готовой продукции, реконструкция цеха и городских очистных сооружений), на что в 2009 году привлечено около 2 млрд. руб. инвестиций.
За 2009 г. в бюджеты всех уровней предприятием было перечислено 742 млн. руб. (63%).
В результате оптимизации производства в 2009 году численность персонала сократилась на 18%, заработная плата возросла на 11% и превысила 18 тыс. руб./чел., что в 1,3 раза превышает среднеобластной уровень.
В 2009 году было выпущено 60 новых наименований продукции.
Для дальнейшего укрепления своих позиций и увеличения рыночной доли в каждом сегменте рынка ОАО "Лебедянский" планирует расширять продуктовую линейку, развивать инновационный подход к производству и продвижению продукции, проводить активные маркетинговые мероприятия, расширять производственные мощности.
В течение 2009 года в г. Лебедяни введено 553 новых рабочих места, из них 299 мест или 54% - в малом бизнесе.
В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда.
Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. Для выезда на предприятия, при возникновении сложной ситуации, создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты Управления труда и занятости Липецкой области и Государственной инспекции труда в Липецкой области.
Действует рабочая группа по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда под руководством заместителя главы администрации области.
В целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений работников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников во всех центрах занятости населения действовали консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, телефоны "горячей линии".
Пик безработицы в регионе пришелся на середину апреля 2009 года, а начиная с мая, численность безработных постепенно снижалась и к концу декабря составила 6,0 тыс. чел., что почти на 40% меньше показателей апреля.
Увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, с 2,9 тыс. вакансий на начало 2009 года до 6,5 тыс. на конец года, что позволило почти в 3 раза снизить напряженность на рынке труда (1,0 незанятых граждан на одну заявленную вакансию).
Но, несмотря на позитивное развитие событий, имеется и ряд проблем.
Снижение производства сохраняется практически по всем видам экономической деятельности.
Это влияет на загрузку персонала на предприятиях области и, соответственно, на число обращений в службу занятости.
В 2009 году с крупных и средних предприятий уволено по различным причинам 95,7 тыс. чел., из них 75,0 тыс. чел. (78,4%) - уволены по собственному желанию, 7,5 тыс. чел. (7,8%) - в связи с сокращением численности работников, принято 80,9 тыс. чел., в том числе на новые рабочие места принято - 5,9 тыс. чел.
С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата, которые продолжились и в 2009 году. Всего в органы службы занятости в январе-декабре 2009 года подано списков на высвобождение 9,7 тыс. чел., что почти в 2 раза больше чем за 2008 год. По прогнозной оценке в 2010 году будет высвобождено около 10 тысяч человек.
Большинство работодателей воздерживаются от массовых высвобождений работников и принимают меры по сохранению трудовых коллективов. Среди таких мер - перевод работников в режим неполного рабочего времени.
Анализ ситуации с занятостью населения показал, что в 2010 году останется значительной численность граждан, уволенных с предприятий области по различным причинам, а также не полностью занятых на основной работе, что потребует дополнительных мер по содействию их занятости, одной из которых является организация временных работ.
Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается более 50 тыс. чел., из них более 80% находят работу, доходное занятие трудоустраивается.
В 2010 году, несмотря на некоторое улучшение ситуации, ожидается рост обращений граждан в службу занятости. По прогнозной оценке численность ищущих работу граждан составит около 55 тыс. чел.
Трудоустройство выпускников, также, осложнено последствиями экономического кризиса. В 2009 году увеличилось число обращений в службу занятости граждан данной категории на 20% и составило 1,6 тыс. чел., из них содействие различного характера получили 1,3 тыс. чел., в том числе 0,3 тыс. чел. прошли стажировку в рамках антикризисной программы.
Для недопущения в 2010 году роста численности безработных граждан необходимо принятие дополнительных мер, в том числе в рамках настоящей Программы.
По прогнозной оценке ситуация на рынке труда в 2010 году будет складываться следующим образом:
продолжатся процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата, в связи с чем около 10 тыс. чел. находятся под риском потери работы;
численность работающих в режиме неполного рабочего времени составит не менее 5 тыс. чел.;
число свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях области в начале года сократится, что значительно увеличит напряженность на рынке труда региона;
количество обращений граждан в службу занятости возрастет и составит около 55 тыс. чел., а их трудоустройство осложнено снижением свободных рабочих мест;
в 2010 году статус безработного будут иметь 25 тыс. чел.
По прогнозной оценке численность зарегистрированных безработных в 2010 году в среднегодовом исчислении составит около 7 тыс. чел., а уровень безработицы - 1,0%.
Ключевые проблемы в сфере занятости необходимо решать программными методами во взаимодействии и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей и др.
В области для сохранения рабочих мест и создания новых рабочих мест на 2010 год предусмотрено следующее.
Будет продолжена реализация мероприятий областной целевой "Программы развития малого и среднего предпринимательства в 2009-2012 г.г." и в 2010 году, в рамках которой будет выделена приоритетная целевая группа учредителей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) - получателей субсидий - зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой увольнения. Планируется, что стоимость субсидии не будет превышать 0,3 млн. руб. на одного получателя субсидии.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в 2009 году снижена на 21,6% (с 12,6 тыс. человек до 9,9 тыс. человек) квота на привлечение иностранных работников, а на 2010 год снижена до 6,5 тыс. чел., в том числе на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, в целях осуществления трудовой деятельности - 870 приглашений и 5639 разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Также в области реализуется областная целевая Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году.
2. Цели и задачи программы
Целью Программы является принятие превентивных мер, направленных на снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждению роста безработицы и напряженности на рынке труда Липецкой области, повышение уровня занятости, а также создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:
Задача 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Для решения этой задачи предусмотрены следующие мероприятия.
Организация временного трудоустройства работников организаций в случае простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее - в случае угрозы увольнения) и общественных работ для незанятых граждан.
Организация стажировки выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов в целях приобретения ими опыта работы.
Содействие самозанятости безработных граждан. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на создание собственного дела безработными гражданами по различным видам деятельности.
Перечень организаций, в которых планируется организация временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения и общественных работ для незанятых граждан, представлен в приложении 1 к Программе.
Перечень организаций, в которых предусмотрена организация стажировки выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов в целях приобретения ими опыта работы, представлен в соответствии с приложением 2 к Программе.
Численность участников мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан по муниципальным образованиям области приведена в приложении 3 к Программе и установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением работников и др.
Задача 2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.
В связи с угрозой высвобождения работников (в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников) для расширения возможности их трудоустройства планируется организация опережающего профессионального обучения по профессиям, которые позволят трудоустроиться работникам внутри предприятия на свободные рабочие места, или повысить их конкурентоспособность на рынке труда в случае высвобождения.
Предприятия и организации области заявили дополнительную потребность в организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения 150 человек.
План опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников), представлен в приложении N 4 к Программе.
Для организации опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения в области есть необходимая учебно-курсовая сеть профессиональных образовательных учреждений, имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, направлениям, специальностям, необходимым для обучения высвобождаемых работников. Обучение будет вестись по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, как для замещения имеющихся вакантных мест на самих предприятиях, так и перспектив трудоустройства на другие предприятия, вновь создаваемые рабочие места.
Срок реализации Программы - 2010 год.
На первом этапе реализации Программы (I полугодие 2010 года) планируется за счет возвращенных остатков, целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году организовать работу по заключению договоров на организацию временной занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения и общественных работ для незанятых граждан, стажировки выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов в целях приобретения ими опыта работы. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников). Оказание информационно-консультационных услуг по вопросам предпринимательства и самозанятостии и предоставление субсидий безработным гражданам на организацию собственного дела.
На втором этапе реализации Программы (II полугодие 2010 года) планируется направление на временные работы граждан, находящихся под угрозой увольнения и на общественные работы в лесном хозяйстве, по благоустройству территорий, ремонту, а также на стажировку выпускников образовательных учреждений. Перераспределение граждан, прошедших обучение, на рабочие места в соответствии с их новой квалификацией.
3. Обоснование ресурсного
обеспечения программы
Объем финансирования мероприятий Программы составляет 39 012,9 тыс. руб. (приложение 5), в том числе:
- за счет возвращенных остатков, целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году - 33 012,9 тыс. руб.;
- средства областного бюджета - 6 000,0 тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться, в том числе перераспределяться по мероприятиям Программы в зависимости от востребованности этих направлений у граждан.
Финансово-экономическое обоснование дополнительных мероприятий,
направленных на повышение уровня занятости населения
Организация временного трудоустройства
работников в случае угрозы увольнения
и общественных работ для незанятых граждан
Всего во временных и общественных работах планируется участие 794 чел., в том числе 428 человек за счет возвращенных остатков, целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году и 366 человек за счет средств областного бюджета.
Затраты за счет возвращенных остатков, целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году на временное трудоустройство работников организаций в случае угрозы увольнения и общественные работы рассчитываются следующим образом:
Затраты средств областного бюджета на временное трудоустройство работников находящихся под угрозой увольнения и общественные работы для незанятых граждан рассчитываются следующим образом:
где:
- размер средств на мероприятие по временному трудоустройству работников находящихся под угрозой увольнения и общественные работы для незанятых граждан;
- размер возмещения работодателю затрат на оплату труда участников по временному трудоустройству работников, находящихся под угрозой увольнения и общественных работ, составляющий в месяц не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда;
- количество рабочих мест для трудоустройства участников мероприятия на временные и общественные работы;
- период участия во временных и общественных работах, средняя продолжительность которого составляет 3 месяца.
Стажировка выпускников образовательных
учреждений 2009-2010 годов в целях
приобретения ими опыта работы
Всего в организации стажировок в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов планируется участие 200 выпускников за счет возвращенных остатков, целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году.
Размер средств, предоставляемых бюджету Липецкой области на реализацию дополнительного мероприятия по организации стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, включает возмещение работодателю затрат на оплату труда стажирующихся выпускников, (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и рассчитывается по следующей формуле:
где:
- размер средств на мероприятие по организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений, предоставляемой бюджету Липецкой области;
- размер возмещения работодателю затрат на оплату труда участников мероприятия по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, составляющий в месяц не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды);
- количество рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, в Липецкой области;
- численность выпускников образовательных учреждений, стажирующихся под руководством наставников, в Липецкой области;
- период участия в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы в Липецкой области, средняя продолжительность которой составляет 3 месяца.
Содействие самозанятости
безработных граждан
Размер софинансирования мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан рассчитывается по следующей формуле:
Смпр = Чпр x Сгп,
где:
Смпр - размер софинансирования мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан;
Чпр - численность участников Программы;
Сгп - сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Сгп - 4900 руб.
Чпр - численность участников Программы (368 чел.)
Затраты за счет возвращенных остатков, целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году на содействие самозанятости безработных граждан рассчитываются следующим образом:
Смпр = 368 х 4900 х 12 (мес.)/1000 = 21638,4 тыс. руб.
Опережающее профессиональное обучение работников,
находящихся под угрозой увольнения (простой,
введение режима неполного рабочего времени,
предоставление отпусков без сохранения заработной платы
по инициативе работодателей, проведение мероприятий
по высвобождению работников)
На организацию опережающего профессионального обучения 1,1 млн. рублей. Это позволит направить на обучение 150 работников, находящихся под риском увольнения, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
Средняя стоимость курса опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения в 2009 году в Липецкой области составила 4667,3 руб.
Размер средств на мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, включает расходы на оплату стоимости опережающего профессионального обучения, проезда к месту учебы в другой местности и обратно, суточных расходов за время следования к месту обучения и обратно, проживания в период обучения, и рассчитывается по следующей формуле:
где:
- размер средств на мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения;
- средняя стоимость курса опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, сложившаяся в Липецкой области в 2009 году, скорректированная на уровень инфляции - (4667,3 руб.*1,112=5190,0 руб.);
- численность участников мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения - 150 чел.;
- численность участников мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, которые будут направлены на опережающее профессиональное обучение вне места постоянного проживания - 15 чел.;
- размер авансирования или возмещения расходов на проезд к месту обучения в другую местность и обратно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 422;
- размер суточных расходов, осуществляемых за время следования к месту обучения и обратно, из расчета 100 рублей в день;
- расходы по найму жилого помещения на время пребывания в другой местности, составляющие 550 рублей в сутки;
4. Механизмы реализации программы
и контроль за ходом ее исполнения
Основным исполнителем Программы является Управление труда и занятости Липецкой области. Реализацию отдельных направлений Программы планируется осуществлять во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также работодателями.
Управление труда и занятости Липецкой области является уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
Общий контроль за ходом исполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление труда и занятости представляет:
1) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
2) в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" в управление контроля и проверки исполнения, экономики и финансов по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев и год в электронном виде и на бумажном носителях: информацию об оценке эффективности реализации Программы, о ходе выполнения Программы и отчет об объемах финансирования Программы.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на повышение уровня занятости населения Липецкой области в 2010 году, осуществляется в пределах выделенных за счет возвращенных остатков, целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году, перечисленных на счет областного бюджета, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства в установленном порядке, и средств областного бюджета.
Реализация мероприятия "Организация временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения и общественных работ для незанятых граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения и работодателем, создающим временные рабочие места.
Реализация мероприятия "Стажировка выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов в целях приобретения ими опыта работы" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения и работодателем, предоставляющим рабочие места для стажировки выпускников.
Реализация мероприятия "Содействие самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между городским (районным) центром занятости населения и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам выделяются в размере двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, при условии положительной оценки экспертизы бизнес-плана, проводимой рабочей группой в ЦЗН с приглашением независимого эксперта. Указанные расходы могут производиться до истечения 30 дней с даты внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Безработные граждане, открывшие собственное дело в рамках Программы и дополнительно создавшие рабочие места, и трудоустроившие на них граждан из числа безработных, могут получить субсидию в сумме двенадцатикратного максимального размера пособия по безработице в течение 6 месяцев после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников)" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций, как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).
Опережающее профессиональное обучение работников будет организовано на базе учебных центров, образовательных подразделений организаций, учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также на рабочих (учебных) местах организаций по профессиям, специальностям, предполагающим гарантированное сохранение занятости работников на этом или на других предприятиях, организацию предпринимательской деятельности. Отбор учреждений, организаций для опережающего профессионального обучения работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оплата за опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, может осуществляться по двум формам:
1) образовательным учреждениям за опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, направленных на учебу предприятиями и организациями;
2) компенсация затрат предприятиям и организациям, самостоятельно организовавшим опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, на базе собственного учебного подразделения.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Порядками предоставления и расходования средств на реализацию мероприятий областной целевой Программы реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Липецкой области в 2010 году, утвержденными постановлением администрации Липецкой области от 12.02.2010 N 33.
5. Оценка эффективности
реализации программы
Экономическая эффективность Программы.
Реализация Программы позволит:
- привлечь на условиях софинансирования средства работодателей;
- обеспечить прирост налоговых отчислений более 6 млн. руб. (единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ с фонда оплаты труда, налог на доходы с физических лиц).
Общественная эффективность Программы
Реализация Программы позволит:
- гражданам, участвующим во временных работах, увеличить поддержку уровня доходов выше прожиточного минимума;
- снизить социальную напряженность в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, а также смягчить последствия долговременной безработицы;
- обеспечить функционирование цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированного спроса и предложения рабочей силы;
- оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе гражданам, уволенным с предприятий или находящимся под угрозой увольнения.
Кроме того, осуществление мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
Наименование целей, задач и показателей |
Величина показателя в 2010 году при условии принятия Программы |
|
I этап |
II этап |
|
1 |
3 |
4 |
Цель. Поддержка занятости населения, в том числе граждан увольняемых или находящихся под угрозой увольнения, и снижение напряженности на рынке труда |
|
|
Задача 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест |
|
|
Показатель 1.1. Участие во временных и общественных работах, чел. |
350 |
444 |
Показатель 1.2 Организация стажировок в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов, чел. |
50 |
150 |
Показатель 1.3. Организация собственного дела, самозанятость при содействии службы занятости, чел. |
168 |
200 |
Задача 2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения за счет организации опережающего профессионального обучения |
|
|
Показатель 2.1. Направлено на опережающее обучение, переобучение, чел. |
75 |
75 |
Показатель 3. Уровень безработицы, на конец отчетного периода % |
1,1 |
1,0 |
Показатель 4. Напряженность на рынке труда, на конец отчетного периода, незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости на одну заявленную вакансию |
1,0 |
1,0 |
При условии выполнения прогнозируемой ситуации на рынке труда, реализация данной Программы позволит:
- не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,0%;
- не допустить роста напряженности на рынке труда выше 1,0 незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости на одну заявленную вакансию.
При изменении внешних факторов, негативно влияющих на реализацию Программы: увеличения масштабов массовых увольнений работников, недостаточное инвестирование проектов введения новых рабочих мест и др., а также невозможности ее реализации, ситуация на рынке труда сложится следующим образом:
- уровень регистрируемой безработицы составит 1,2%;
- напряженность на рынке труда увеличится до 1,5 незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости на одну заявленную вакансию.
Источниками сбора информации для оценки эффективности Программы являются отчеты исполнителя Программы о ходе ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.