Рассмотрев поправки, поступившие к проекту закона Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних", принятому Липецким областным Советом депутатов в первом чтении, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов постановляет:
1. Принять Закон Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" (прилагается).
2. Направить указанный Закон Липецкой области в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Липецкой области Российской Федерации главе администрации области для подписания и опубликования.
3. Признать утратившим силу постановление Липецкого областного Совета депутатов от 01 октября 2009 года N 1125-пс "О проекте закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 11 Закона Липецкой области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого областного Совета депутатов |
П.И.Путилин |
Проект
Закон Липецкой области
об общественных воспитателях несовершеннолетних
См. Закон Липецкой области от 30 декабря 2010 г. N 458-ОЗ "Об общественных воспитателях несовершеннолетних"
Статья 1. Общие положения
1. В целях реализации конституционных норм по защите семьи и детства, содействия осуществлению эффективной социальной политики в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних формируется институт общественных воспитателей несовершеннолетних.
2. Несовершеннолетним, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа с участием общественного воспитателя, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области.
3. Общественный воспитатель несовершеннолетнего (далее - общественный воспитатель) - совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, по своим деловым и моральным качествам способный содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетнего.
Общественными воспитателями могут быть представители органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, религиозных и общественных объединений или граждане в порядке самовыдвижения.
4. Общественными воспитателями не могут быть лица:
1) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах;
3) отстраненные от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
4) не имеющие постоянного места жительства на территории Липецкой области;
5) не исполняющие по состоянию здоровья родительские обязанности;
6) состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
7) привлеченные к административной ответственности; привлекаемые к уголовной ответственности, имеющие или имевшие судимость.
5. Подбор общественного воспитателя осуществляется с учетом характера несовершеннолетнего, его возраста и интересов.
6. Общественный воспитатель выполняет обязанности по отношению к конкретному несовершеннолетнему с учетом согласия общественного воспитателя на безвозмездной основе.
7. Общественный воспитатель закрепляется за несовершеннолетним решением органа, уполномоченного администрацией Липецкой области, (далее - уполномоченный орган) с согласия несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей.
8. При закреплении общественного воспитателя за несовершеннолетним родители или иные законные представители не освобождаются от обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и интересов несовершеннолетнего.
9. В целях создания благоприятных условий эффективного взаимодействия органов власти и общественных воспитателей Липецкой области формируется Реестр общественных воспитателей.
10. Порядок ведения Реестра общественных воспитателей определяет администрация Липецкой области.
11. Методическую помощь в работе уполномоченного органа оказывают органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, общественные объединения в соответствии с компетенцией, предусмотренной действующим законодательством.
Статья 2. Основные задачи института общественных воспитателей несовершеннолетних
Основными задачами института общественных воспитателей несовершеннолетних являются:
осуществление мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Статья 3. Категории несовершеннолетних, в отношении которых закрепляются общественные воспитатели
Под наблюдение общественных воспитателей передаются несовершеннолетние, категории которых соответствуют части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Статья 4. Закрепление общественных воспитателей за несовершеннолетними
1. Предложения о кандидатурах общественных воспитателей вносят на рассмотрение уполномоченного органа органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации независимо от форм собственности, религиозные и общественные объединения или граждане в порядке самовыдвижения.
2. Закрепление общественных воспитателей осуществляется в порядке, определяемом администрацией Липецкой области.
3. Уполномоченный орган рассматривает информацию общественного воспитателя о проводимой с несовершеннолетним работе и ее результатах не реже одного раза в квартал.
4. Органы местного самоуправления муниципального образования по обращению общественного воспитателя в пределах своей компетенции организуют оказание несовершеннолетнему медицинской, психолого-педагогической, правовой, социально-бытовой помощи.
Статья 5. Обязанности общественного воспитателя
Общественный воспитатель обязан:
1) оказывать содействие родителям или иным законным представителям в воспитании, обучении несовершеннолетнего, предупреждении антиобщественного поведения и социальной реабилитации;
2) содействовать получению несовершеннолетним образования, посещению несовершеннолетним образовательного учреждения, наблюдать за его успеваемостью, поведением в образовательном учреждении, на работе, в семье, на улице, в общественных местах;
3) оказывать помощь в трудоустройстве и временной занятости, организации отдыха и оздоровления несовершеннолетнего;
4) оказывать помощь несовершеннолетнему в эффективном использовании свободного времени, привлекать его к досуговым и спортивным мероприятиям, вовлекать в работу детских и подростковых учреждений и клубов;
5) способствовать формированию у несовершеннолетнего навыков общения, поведения, правосознания, правовой культуры;
6) давать несовершеннолетнему необходимые рекомендации по соблюдению правил поведения;
7) сообщать в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в простой письменной форме информацию о совершении несовершеннолетним антиобщественных действий или правонарушений, о неисполнении родителями или иными законными представителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетнего для принятия мер в соответствии с законодательством;
8) представлять информацию в простой письменной форме о поведении несовершеннолетнего в быту, по месту учебы (работы), проводимой с ним работе и ее результатах в уполномоченный орган не реже одного раза в квартал.
Статья 6. Права общественного воспитателя
Общественный воспитатель имеет право:
1) посещать несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) присутствовать на педагогических советах, совещаниях при обсуждении поведения несовершеннолетнего, вносить предложения по оказанию помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении;
3) взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органами и учреждениями культуры, досуга, спорта и туризма, общественными объединениями;
4) обращать внимание родителей или иных законных представителей на ненадлежащее выполнение ими обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего, защите его прав и интересов;
5) вносить предложения по осуществлению мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
6) участвовать в мероприятиях, проводимых органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних.
Статья 7. Прекращение деятельности общественного воспитателя
1. Уполномоченный орган принимает решение о прекращении гражданином деятельности в качестве общественного воспитателя в тридцатидневный срок в следующих случаях:
1) поступления заявления общественного воспитателя;
2) подтверждения фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения общественным воспитателем своих полномочий, изложенных в письменной форме представителями органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родителями или законными представителями несовершеннолетнего;
3) достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия;
4) устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при необходимости за несовершеннолетним закрепляется другой общественный воспитатель.
Статья 8. Поощрение общественных воспитателей
К общественным воспитателям, активно и добросовестно исполняющим свои обязанности, добившимся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по представлению уполномоченного органа применяются меры морального поощрения.
Показателями эффективности деятельности общественного воспитателя являются:
положительная динамика успеваемости несовершеннолетнего и посещения учебных занятий либо добросовестное выполнение трудовых обязанностей;
привлечение несовершеннолетнего к занятиям в учреждениях культуры и спорта, иных учреждениях дополнительного образования;
отсутствие конфликтных ситуаций, нарушений общественного порядка.
Формы морального поощрения устанавливаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по месту работы или учебы общественного воспитателя.
Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Глава администрации Липецкой области |
О.П.Королев |
Пояснительная записка
к проекту закона Липецкой области "Об общественных
воспитателях несовершеннолетних"
В целях создания правовой основы деятельности по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, подготовлен проект закона Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних".
Принятие проекта закона направлено на закрепление механизма привлечение представителей гражданского общества для оказания содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию подростков, формирования у них навыков здорового образа жизни, их реабилитации и адаптации.
В законопроекте предусмотрены задачи института общественного воспитания несовершеннолетних, права и обязанности общественных воспитателей.
Создание и развитие института общественного воспитания несовершеннолетних в Липецкой области будет способствовать повышению уровня профилактической работы по предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, искоренению социального сиротства. Участие представителей общественности в деятельности правоохранительных и судебных органов создаст дополнительные гарантии соблюдения прав ребенка и позволит более эффективно использовать ювенальные технологии.
Привлечение общественных воспитателей обеспечит индивидуальное сопровождение детей, проживающих в социально неблагополучных семьях. Работа общественных воспитателей будет способствовать улучшению качества взаимодействия с семьей, оздоровлению семейной обстановки, предупреждению правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Законы об общественных воспитателях приняты и успешно реализуются в ряде субъектов Российской Федерации.
Принятие закона не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов области,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием проекта закона
Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних"
Принятие закона Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" потребует принятия правовых актов администрации Липецкой области, закрепляющих порядок ведения Реестра общественных воспитателей и порядок закрепления общественных воспитателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2010 г. "О проекте закона Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" (второе чтение)
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был