Комментарий к Закону Липецкой области от 28 апреля 2010 г. N 380-ОЗ
"О порядке назначения представителей общественности
в квалификационной коллегии судей Липецкой области"
В комментируемой статье говорится о том, что настоящий Закон принят во исполнение Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон N 30-ФЗ) и определяет порядок назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Липецкой области (далее - область). Данная норма вытекает из положения п. 6 ст. 11 Закона N 30-ФЗ, согласно которой представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Прежде всего, вспомним, что квалификационные коллегии судей являются органами судейского сообщества, и основное их назначение - выражение интересов судей как носителей судебной власти (ст. 3 Закона N 30-ФЗ). А к числу основных задач органов судейского сообщества относятся: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики (ст. 4 Закона N 30-ФЗ).
При этом сами квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей Президента Российской Федерации, а также представителей общественности (п. 1 ст. 11 Закона N 30-ФЗ).
Комментируемая статья регламентирует порядок рассмотрения кандидатов на должность представителя общественности в квалификационную коллегию судей. Назначение представителя общественности осуществляется через Липецкий областной Совет депутатов (далее - областной Совет депутатов).
В ч. 1 говорится о том, что об открытии вакансии члена квалификационной коллегии судей области - представителя общественности (далее - представитель общественности) объявляет областной Совет депутатов в газете "Липецкая газета", где указывается также информация о времени, месте и сроке представления документов, перечисленных в части 4 настоящей статьи. Объявить об открытии вакансии представителя общественности областной Совет депутатов должен не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий представителя общественности и не позднее пяти дней после получения информации об открытии вакансии представителя общественности.
Как указано в ч. 2 статьи 4 настоящего Закона, об открытии вакансии областной Совет депутатов уведомляет председатель квалификационной коллегии судей области в течение трех дней со дня открытия вакансии.
В ч. 2 настоящей статьи указаны лица, которые могут вносить предложения (представления, рекомендации) о кандидатах для назначения в качестве представителей общественности в областной Совет депутатов. К ним относятся:
- председатель областного Совета депутатов;
- глава администрации области;
- общественные организации юридической направленности и общественные организации, основной уставной целью которых является защита прав и свобод человека и гражданина, имеющие государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - общественные организации);
- коллективы юридических научных организаций и научно-педагогические коллективы юридических образовательных учреждений (далее - коллективы юридических организаций), осуществляющие свою деятельность на территории области.
При этом общественные организации и коллективы юридических организаций представляют в областной Совет депутатов из своего состава не более одной кандидатуры (ч. 3 статьи 2 Закона).
В ч. 4 комментируемой статьи приводится перечень документов, которые представляются в областной Совет депутатов с целью назначения лица в качестве представителя общественности. Данные документы должны быть представлены одновременно с предложением о кандидате для назначения в качестве представителя общественности.
Перечень документов следующий:
а) письменное согласие кандидата о назначении в качестве представителя общественности;
б) оригинал и копия документа, удостоверяющего личность;
в) анкета, содержащая биографические сведения, а также сведения о совместно проживающих членах семьи (с указанием года рождения, степени родства, места учебы (работы);
г) оригинал и копия документа, подтверждающего юридическое образование;
д) оригинал и копия трудовой книжки;
е) характеристика с места работы за последние пять лет (для работающего кандидата);
ж) письменное согласие на проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, в том числе с использованием возможностей правоохранительных органов, иных уполномоченных государственных органов и организаций.
Список един для всех лиц, вносящих предложения (представления, рекомендации) о кандидатах для назначения в качестве представителей общественности, кроме общественных организаций. Общественные организации дополнительно должны представить в областной Совет депутатов свои уставные документы.
Согласно ч. 5 комментируемой статьи документы, указанные в ч. 4 настоящей статьи, должны быть представлены в областной Совет депутатов не позднее пятнадцати дней после опубликования сообщения об открытии вакансии в газете "Липецкая газета". Напомним, что сроки опубликования сообщения об открытии вакансии указаны в ч. 1 той же статьи.
После того как документы, указанные в ч. 4 статьи 2 Закона, поступают в областной Совет депутатов, данный орган организует проверку сведений, содержащихся в этих документах.
Если в ходе проверки будут выявлены несоответствия в их содержании и (или) получена информация о недостоверности данных сведений, областной Совет депутатов обращается в правоохранительные органы, иные уполномоченные государственные органы и организации с запросом о проведении их проверки.
В случае если все же в процессе проверки правоохранительными органами, иными уполномоченными государственными органами и организациями сведений, содержащихся в документах, указанных в ч. 4 настоящей статьи, будет установлена их недостоверность, то областной Совет депутатов вправе отказать лицу, представившему такие сведения, в назначении в качестве представителя общественности (ч. 6 статьи 2 Закона).
Комментируемая статья непосредственно регламентирует порядок назначения на должность представителей общественности в квалификационную коллегию судей.
В ч. 1 данной статьи указаны сроки, в течение которых областной Совет депутатов должен назначить либо отклонить кандидатуры на должность представителей общественности после их рассмотрения. Итак, назначение либо отклонение кандидатов должно быть осуществлено не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий представителей общественности и не позднее трехмесячного срока со дня открытия вакансии.
Если та или иная кандидатура на должность представителя общественности будет отклонена областным Советом депутатов, то ее повторное рассмотрение не допускается.
Согласно ч. 2 настоящей статьи одно и то же лицо не может быть назначено в качестве представителя общественности более двух раз подряд.
В ч. 3 комментируемой статьи указано, что назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей области осуществляется областным Советом депутатов в соответствии с Регламентом Липецкого областного Совета депутатов, утвержденным постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 31 января 2002 г. N 785-пс.
Согласно ст. 54 указанного Регламента в соответствии с действующим законодательством областной Совет, помимо прочего, назначает на должность и освобождает от должности представителей общественности в квалификационную коллегию судей в области.
В ч. 1 комментируемой статьи говорится о том, что в случаях, установленных Законом N 30-ФЗ, на основании обращений председателя областного Совета депутатов, главы администрации области, общественных организаций, коллективов юридических организаций, квалификационной коллегии судей области, полномочия представителя общественности могут быть досрочно прекращены.
К случаям, с которыми связано досрочное прекращение полномочий представителя общественности, относятся совершение им порочащего поступка, а также систематическое неисполнение им обязанностей члена квалификационной коллегии судей (п. 8 ст. 11 Закона N 30-ФЗ).
Решение о досрочном прекращении полномочий представителя общественности принимает областной Совет депутатов.
Согласно ч. 2 настоящей статьи председатель квалификационной коллегии судей области в течение трех дней со дня открытия вакансии уведомляет об этом областной Совет депутатов.
Комментируемая статья содержит перечень нормативных актов, которые утратили силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
- Закон Липецкой области от 16 июля 2002 г. N 8-ОЗ "О назначении и правовом статусе представителей общественности в квалификационной коллегии судей Липецкой области" (Липецкая газета, 2002, 31 июля);
- Закон Липецкой области от 28 августа 2003 г. N 69-ОЗ "О внесении изменений в Закон Липецкой области "О назначении и правовом статусе представителей общественности в квалификационной коллегии судей Липецкой области" (Липецкая газета, 2003, 4 сентября).
А.А. Авдейкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
5 февраля 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авдейкина А.А. Комментарий к Закону Липецкой области от 28 апреля 2010 г. N 380-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Липецкой области" - Система ГАРАНТ, 2011 г.