Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный главой администрации области, руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (прилагается).
2. Назначить полномочным представителем Липецкого областного Совета депутатов при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Щеглеватых В.М. - заместителя главы администрации Липецкой области - начальника управления финансов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного Совета депутатов |
П.И. Путилин |
Проект
Вносит Липецкий областной
Совет депутатов
Российская Федерация
Федеральный закон
О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3033; 2003, N 28, ст. 2874; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3527; 2006, N 30, ст. 3295; 2007, N 21, ст. 2462; N 31, ст. 4013; 2008, N 30, ст. 3577; 2009, N 52, ст. 6444; 2010, N 21, ст. 2524; N 31, ст.ст. 4176, 4198) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 218 дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1) налоговый вычет в размере месячного дохода, не превышающего величину прожиточного минимума, распространяется на те категории налогоплательщиков, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, и чей месячный доход не превысил величину прожиточного минимума, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 60 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 60 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;";
2) в статье 224:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Налоговая ставка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, устанавливается в следующих размерах:
- по доходам до 1 500 000 рублей включительно - 13 процентов;
- по доходам от 1 500 001 до 3 000 000 рублей включительно - 187 200 рублей плюс 15 процентов с суммы, превышающей 1 500 000 рублей;
- по доходам от 3 000 001 до 6 000 000 рублей включительно - 412 200 рублей плюс 20 процентов с суммы, превышающей 3 000 000 рублей;
- по доходам от 6 000 001 до 10 000 000 рублей включительно - 1 012 200 рублей плюс 25 процентов с суммы, превышающей 6 000 000 рублей;
- по доходам от 10 000 001 до 30 000 000 рублей включительно - 2 012 200 рублей плюс 30 процентов с суммы, превышающей 10 000 000 рублей;
- по доходам свыше 30 000 001 рубля - 8 012 200 рублей плюс 35 процентов с суммы, превышающей 30 000 000 рублей.";
б) в пункте 4 цифру "9" заменить цифрами "13".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.
Президент Российской Федерации |
Д.А. Медведев |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в
статьи 218 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает введение прогрессивной шкалы налогообложения по доходам физических лиц.
В настоящее время главой 23 Налогового кодекса РФ для большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов.
Необходимость введения прогрессивной шкалы ставок налогообложения доходов физических лиц обусловлена, в первую очередь, ростом степени расслоения граждан по доходам.
Среднедушевые денежные доходы населения на протяжении ряда лет показывают положительную динамику, о чем свидетельствует данные государственной статистики: в 2007 году среднедушевой доход составил 12,6 тысяч рублей, в 2008 - 14,9 тысяч рублей, в 2009 - 16,9 тысяч рублей. Однако этот показатель дает лишь общее представление об уровне доходов населения.
Для оценки социального расслоения общества статистика использует коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - соотношение среднедушевого дохода 10% наиболее состоятельной части населения и среднедушевого дохода 10% беднейшей части.
Соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами увеличилось с уровня 2004 года с 15,2 раза до 16,7 раз в 2009 году. При этом на долю 10% наименее обеспеченного населения приходилось менее 2% общего объема денежных доходов (в 2005 - 2%), а на 10% самого обеспеченного - почти треть (в 2005 году - 30,1%).
В действующем федеральном и региональном законодательстве предусмотрены меры социальной поддержки для граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено взимание налога на доходы физических лиц с этой категории граждан.
В целях выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между высоко- и низкооплачиваемыми категориями граждан, а также обеспечения принципов социальной справедливости законопроектом предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц. В зависимости от величины доходов налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
- по доходам до 1 500 000 рублей включительно - 13 процентов;
- по доходам от 1 500 001 до 3 000 000 рублей включительно - 187 200 рублей плюс 15 процентов с суммы, превышающей 1 500 000 рублей;
- по доходам от 3 000 001 до 6 000 000 рублей включительно - 412 200 рублей плюс 20 процентов с суммы, превышающей 3 000 000 рублей;
- по доходам от 6 000 001 до 10 000 000 рублей включительно - 1 012 200 рублей плюс 25 процентов с суммы, превышающей 6 000 000 рублей;
- по доходам от 10 000 001 до 30 000 000 рублей включительно - 2 012 200 рублей плюс 30 процентов с суммы, превышающей 10 000 000 рублей;
- по доходам свыше 30 000 001 рублей - 8 012 200 рублей плюс 35 процентов с суммы, превышающей 30 000 000 рублей.
Международный опыт свидетельствует о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц может являться одним из важнейших источников пополнения как региональных, так и государственного бюджета. Так, в США поступления от налога на доходы физических лиц в структуре доходов бюджета составляют около 49%, Великобритании - 35%, Дании - около 50%. Налог имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия. В России поступления от налога на доходы физических лиц составляют лишь 10-12% доходов бюджетной системы, что свидетельствует о значительном незадействованном потенциале роста налоговых поступлений.
Сложившаяся мировая практика - также за применение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц. Во многих экономически развитых странах взимание налога осуществляется по прогрессивной шкале. Диапазон ставок широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 10 до 40% в Великобритании, от 5 до 45% в Китае.
Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц с 2001 года мотивировалось необходимостью легализации доходов граждан и увеличением объема налоговых поступлений в бюджет, однако на протяжении ряда лет доля сборов налога не превысила 4 процентов от ВВП. Это существенно ниже, чем во многих других государствах. В США эта доля доходит почти до 10%, в Западной Европе колеблется в пределах от 8 до 10% к ВВП.
В соответствии с действующим бюджетным законодательством налог на доходы физических лиц распределяется по уровням бюджетов 70% - в бюджет субъекта РФ, 30% - в бюджеты городских округов, 20% - бюджеты муниципальных районов, 10% - в бюджеты поселений. При этом он является одним из основных доходных источников как бюджетов субъектов РФ, так и местных бюджетов. В связи с этим ожидаемое увеличение поступлений налога обеспечит повышение доходов местных бюджетов, испытывающих в большинстве своем дефицит в собственных средствах.
Кроме того, налог на доходы физических лиц является регулирующим и рост поступлений по данному доходному источнику позволит более эффективно решать задачи сбалансированности бюджетов, финансирования социально-значимых мероприятий как регионального, так и муниципального уровня.
Практика взимания налога по прогрессивной шкале в нашей стране существовала до 2001 года, и максимальная шкала налога составляла 30%.
Законопроект предусматривает освобождение от уплаты налога физических лиц, чьи совокупные годовые доходы составляют менее 60 000 рублей.
Кроме того, законопроект предусматривает увеличение с 9 до 13 процентов налоговой ставки в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Вступление законопроекта в силу предусматривается с 1 января 2012 года.
Финансово-экономическое
обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие положений федерального закона "О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" приведет к увеличению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе по Липецкой области 200 млн. руб. в год, а с учетом ежегодного роста фонда оплаты труда сумма дополнительных поступлений в бюджет будет ежегодно увеличиваться.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению или принятию в связи с
принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 218 и 224
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 12 мая 2011 г. "О законодательной инициативе Липецкого областного Совета депутатов по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 218 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был