Определение Липецкого областного суда
от 18 мая 2011 г. N 33-1462/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Степановой В.В.
судей Орловой О.А., Игнатенковой Т.А.
при секретаре Лагута К.П.
с участием прокурора Пучковой С.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15 марта 2011 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить Сотниковой Н.С. во внеочередном порядке жилое помещение площадью от 32 до 40 кв. м. по договору социального найма за счет финансовых средств, переданных в виде субвенции из бюджета Липецкой области."
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия установила:
Грязинский межрайонный прокурор в интересах Сотниковой Н.С. обратился в суд с иском к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области о предоставлении истцу во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям. В обоснование требований ссылался на то, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части соблюдения их жилищных прав, и в ходе проверки установлено, что Сотникова Н.С. (до замужества Дунаева ) является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Грязинского района N 1245 от 12.07.2004 г. Сотникова Н.С. поставлена на учет в администрации Грязинского района в качестве нуждающейся в получении жилья в льготную очередь.
Обязанность предоставить Сотниковой Н.С. за счет средств субъекта Российской Федерации жилое помещение площадью не ниже размера, установленного частью 2 статьи 6 Закона Липецкой области N 354-ОЗ, лежит на администрации Грязинского муниципального района.
Однако, до настоящего времени обязательство о предоставлении Сотниковой Н.С. вне очереди жилого помещения не исполнено, чем грубо нарушены ее жилищные права.
Прокурор просит обязать администрацию Грязинского муниципального района предоставить Сотниковой Н.С. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник Грязинского межрайпрокурора Лебедева Е.В. иск поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Истец Сотникова Н.С. иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные прокурором в ее интересах, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Грязинского района Хвощина Ю.В. иск не признала и объяснила, что на приобретение жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году из регионального бюджета было выделено 750 000 рублей, из федерального - 239 000 рублей, всего 989 000 рублей. На эту сумму в 2010 г. была куплена и предоставлена 1 однокомнатная квартира. В 2011 г. на вышеуказанные цели из регионального бюджета выделено 750 000 руб. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Грязинском районе по состоянию на 01.02.2011 г. состоит 66 человек. Истец принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 12.07.2004 года, исходя из даты подачи заявления, в списке значится под N 29. Грязинский муниципальный район Липецкой области является дотационным, более 70% его бюджета составляют межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На приобретение жилья для детей сирот могут быть использованы только средства, переданные в виде субвенций из бюджета Липецкой области, поскольку собственных средств у Грязинского муниципального района на выполнение этих функций нет. Администрация района считает себя обязанной обеспечить Сотникову Н.С. жилым помещением за счет субвенции из бюджета Липецкой области, но, в силу отсутствия денежных средств, сделать это в настоящее время не имеет возможности. Поскольку никаких незаконных действий в отношении истца администрация Грязинского муниципального района не совершала и прав ее не нарушала, просила в иске отказать.
Представители соответчика Управления образования и науки Липецкой области и третьего лица на стороне ответчика администрации Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства своевременно уведомлены.
В кассационной жалобе ответчик Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области просит об отмене решения суда и принятии нового решения, ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Заслушав представителя ответчика Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области Хвощину Ю.В., поддержавшую кассационную жалобу, прокурора Пучкову С.Л., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10.4 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004 г. N 166-03 (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, сходящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
В соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010 г. N 354-ОЗ "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. (п. 1)
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров на основании акта органа местного самоуправления. (п. 2, 4).
Исходя из положений статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В пункте 2 статьи 15 ЖК РФ указано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)
Закон Липецкой области от 03.03.2010 г. N 353-ОЗ наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, органы местного самоуправления муниципальных районов области.
В силу пунктов 1, 4 статьи 5 вышеуказанного закона Липецкой области финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."
Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиками, что истица Сотникова Н.С., 25.02.1989 г. рождения, мать которой Дунаева Н.С. была лишена родительских прав по решению суда, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствие с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ.
По постановлению главы администрации Грязинского района N 1647 от 11.09.1996 г. Дунаева Н.С. была направлена в детское интернатское учреждение на полное гособеспечение.
Как следует из информации детского дома N 7 Дунаева Н.С. воспитывалась в детском доме с 08.09.1997 г. по 06.09.2006 года.
Согласно справке профессионального училища N 14 Сотникова Н.С. обучалась в ПТУ N 14 г. Грязи с 01.09.2005 г. по 30.06.2008 года.
Жилье за Сотниковой (Дунаевой) Н.С. закреплено не было, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма ей не выделялось, что подтверждается справкой отдела образования администрации Грязинского муниципального района.
27.02.2009 г. Дунаева Н.С. вступила в брак и ей присвоена фамилия Сотникова.
Согласно выписке из решения мирового судьи Грязинского судебного участка N 2 Грязинского района Липецкой области от 17.11.2010 г., брак между Сотниковой (Дунаевой) Н.С. и Сотниковым А.С. расторгнут 17.11.2010 года.
Из уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Липецкой области от 12 января 2011 г. следует, что в ЕГРП записи о регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Сотниковой Н.С. отсутствуют.
По сведениям Грязинского БТИ ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" Сотникова Н.С. в г. Грязи и Грязинском районе жилья не имеет.
Из договора аренды жилого помещения от 01.11.2010 года следует, что отдел образования администрации Грязинского района передал в аренду Сотниковой Н.С. благоустроенную квартиру <адрес> г. Грязи сроком на 1 год, с 01.11.2010 г. по 01.11.2011 года. Квартира закреплена за несовершеннолетним Логуновым В.Н., находящимся в детском доме N 7 г. Грязи.
Из постановления главы администрации Грязинского района Липецкой области N 1245 от 12.07.2004 года следует, что Дунаева Н.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в районном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по состоянию на 01.02.2011 г. значится под N 29.
Ссылки в жалобе на то, что 03.03.2010 года был принят Закон Липецкой области N 353-ОЗ "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18.02.2010 года N 1228-пс), в соответствии с которым жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 Закона, состоящим на учете ..., исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет, не являются основанием для отмены судебного решения.
Исходя из буквального понимания положений статьи 57 ЖК РФ и статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", разрешение требования прокурора о предоставлении истцу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится федеральным законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах, суд верно определил, что требование прокурора о предоставлении Сотниковой Н.С. жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, независимо от даты принятия ее на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца.
Доводы жалобы о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как прежде чем обязать администрацию Грязинского района обеспечить истца жилым помещением, следует признать действия или бездействия администрации незаконными в отношении истца, судебная коллегия находит необоснованными, так как сам факт, что истцу вне очереди жилье не было предоставлено, нарушает его права, и истец вправе самостоятельно выбирать способ защиты своего права. В данном случае заявлять отдельное требование о признании действий ответчика незаконными, не требуется.
Доводы жалобы о том, что суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, обязывая их принять то или иное решение, основаны на неверном толковании норм права, и основанием к отмене решения суда не являются.
Остальные доводы жалобы были предметом судебного разбирательства, проверялись судом, и представленным сторонами доказательствам в обоснование своих доводов судом дана верная правовая оценка.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, соответственно оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм законодательства и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Липецкого областного суда от 18 мая 2011 г. N 33-1462/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Липецкого областного суда http://oblsud.lpk.sudrf.ru/