Рассмотрев информацию Главы города Липецка о работе департамента образования администрации города Липецка по итогам 2010 - 2011 учебного года, представленную Главой города, учитывая решение постоянной комиссии по образованию, культуре, спорту и молодежной политике, руководствуясь статьями 20, 36 Устава города Липецка, Липецкий городской Совет депутатов решил:
1. Принять к сведению информацию о работе департамента образования администрации города Липецка по итогам 2010 - 2011 учебного года (прилагается).
2. Администрации города Липецка:
2.1. Активизировать работу по привлечению квалифицированных кадров в образовательные учреждения города Липецка.
2.2. Произвести необходимые мероприятия по обустройству зданий общеобразовательных учреждений города Липецка средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним детям с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Провести анализ состояния общеобразовательных учреждений города Липецка на соответствие требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и предоставить данную информацию в Липецкий городской Совет депутатов.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Липецкого городского Совета депутатов по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого городского |
А.А. Соколов |
Секретарь сессии |
Н.Д. Двугрошев |
Информация
о работе департамента образования администрации города Липецка по итогам 2010 - 2011 учебного года
Принята решением сессии Липецкого городского
Совета депутатов от 28.06.2011 N 293
Современное состояние и завтрашний день системы образования определяются национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", поэтому отчет о деятельности департамента образования в 2010 - 2011 учебном году целесообразно вести в логике ее целевых установок. Подробная информация о проделанной работе представлена в публичном докладе "На пути к "Нашей новой школе".
К 2010 году, ставшему стартом инициативы, нам удалось сформировать систему государственно-общественного управления образованием, разработать Концепцию единого воспитательного пространства г. Липецка, завершить экспериментальный проект по модернизации системы школьного питания, осуществить переход на нормативное финансирование и новую отраслевую систему оплаты труда. Эти конкурентные преимущества обеспечили успешный "запуск" инициативы. Кратко остановимся на достижениях и имеющихся проблемах.
Как указывается в образовательной инициативе, "новая школа - это школа для всех". Чтобы реализовать данное требование, департамент проводит работу по изучению образовательных запросов населения г. Липецка и степени его удовлетворенности предоставляемым образованием. По данным социологического опроса "Наша школа" за 2010 год (охват респондентов - 3 тысячи), качеством образовательных услуг удовлетворены более 70% анкетируемых. В ответ на запросы населения в муниципальной образовательной системе за последние годы появились кадетская школа, школа с углубленным изучением иностранных языков, еще одна гимназия (вместо СОШ с углубленным изучением отдельных предметов), учреждение дополнительного образования "Стратегия", осуществляющее сопровождение одаренных детей. В планах - создание образовательных комплексов, объединяющих разные ступени образования, центров дистанционного образования на базе имеющихся школ. Типовое и видовое разнообразие муниципальных учреждений доказывает, как скрупулезно учитываются запросы жителей города: от образования повышенного уровня (углубленного и профильного) до специального (коррекционного), адресованного детям, имеющим нарушения в здоровье и развитии. Для обеспечения гражданам возможности выбора учреждения разработаны "Образовательная карта г. Липецка" и информационная карта "Свободное время подростка г. Липецка".
Оптимизация сети учреждений образования продолжается. Основанием для нее, помимо учета образовательных запросов населения, является сокращение неэффективных расходов, связанных в первую очередь с низкой наполняемостью классов и избыточной численностью работников школ. Поэтому, проводя оптимизацию, мы вынуждены идти на непопулярные меры и становиться объектом для критики. Не всегда, впрочем, справедливой, особенно если речь идет о ликвидации школ. Заметим, что с 2006 года, по данным публичного доклада управления образования и науки Липецкой области, в регионе было закрыто 178 школ, из них в системе образования г. Липецка только 5, две из которых находились на территории Усманского и Грязинского районов. При этом удалось сохранить в отрасли все освободившиеся здания. Результатом оптимизации стало приведение показателя "наполняемость классов" к значению, обозначенному в N 180-ОЗ "О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений", за счет чего сократилось их количество, возросли значения показателей "доля обучающихся, занимающихся в 1-ую смену", "количество обучающихся на 1 учителя", "индекс нагруженности учителя". Все это способствовало улучшению условий обучения и росту заработной платы педагога. Таким образом, ресурсы ОУ по корректировке указанных экономических показателей на сегодня исчерпаны. Тем не менее, к новому учебному году в системе осталось 17 школ, требующих дополнительного финансирования, не решена проблема оптимального функционирования многопрофильных учреждений, поскольку количество школ с числом учащихся на 3-ей ступени не менее 150 человек увеличилось незначительно (с 8 до 11). Значит, оптимизация должна быть продолжена, ее план на ближайшие годы разработан.
В настоящее время в муниципальной системе 85 учреждений, из них 67 общеобразовательных с контингентом обучающихся около 44 тысяч. Прогноз его состояния до 2015 года свидетельствует о тенденции постепенного увеличения. Охват обучающихся общим образованием - 99,9%. Этот высокий показатель нам удается удерживать в течение многих лет.
"Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития обучающихся". Не случайно эффективными считаются системы образования, которые обеспечивают высокие результаты, подтверждаемые независимой экспертизой. Все годы апробации ЕГЭ результаты выпускников липецких школ были выше общероссийских: в прошлом году удельный вес выпускников 11(12) классов, получивших аттестат об образовании, составил 96,42%; средний тестовый балл по русскому языку - 61,9; по математике - 48,9. Эти результаты не только следствие усилий педагогических коллективов и - не будем скрывать! - репетиторов (это проблема не только Липецкой школы), но и раннего (с 2003 года) вступления образовательной системы г. Липецка в апробацию ЕГЭ (в штатном режиме он существует только 3 года), а также ежегодных городских репетиционных тестирований, проводимых департаментом образования. Такой же тактики мы придерживаемся, организуя государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 класса: с 2006 года она проводится по русскому языку и математике в новой форме, не носящей пока штатного характера.
В течение 2-ух лет система готовилась к введению федеральных государственных стандартов второго поколения, нацеленных на новые образовательные результаты. Отчетный период был особенно продуктивным: 6 школ, став участниками регионального эксперимента, апробировали организационно-управленческие механизмы введения стандартов начального общего образования, их опыт был изучен другими учреждениями. В результате все первоклассники города с 1 сентября 2011 года начнут обучаться по новым стандартам.
Несомненно, в "школе опережающего развития" особое внимание к одаренным детям. В г. Липецке ежегодно проводится муниципальный этап 24-х всероссийских предметных олимпиад для 2000 тысяч учащихся 7-11 классов; организуются муниципальные олимпиады для 500 учащихся начальных и 5-6 классов, обеспечивается участие более 25000 детей во всероссийских и международных интеллектуальных играх-конкурсах. Сложившаяся система работы с одаренными детьми позволяет им занимать на региональном этапе всероссийской олимпиады 60-70% призовых мест. Эти показатели в течение многих лет превышают среднеобластные, причем, по данным публичного доклада управления образования и науки Липецкой области, их стабильно высокое состояние отмечается только у г. Липецка. В 2010 - 2011 учебном году липецкие школьники завоевали 8 призовых мест на заключительном этапе Всероссийской олимпиады (в прошлом году - 5), увеличилось с 10 до 16 тысяч число участников ее школьного этапа. В следующем году мы будем заниматься решением проблемы совершенствования материальной базы, предназначенной для занятий с одаренными детьми, и подготовки для этого соответствующих кадров.
К социальным эффектам функционирования муниципальной образовательной системы относится стабильно низкое значение показателя "удельный вес обучающихся, совершивших правонарушения" (1,7%). Этому способствует работа по обеспечению занятости детей организованным досугом социально значимой деятельностью. Так, в ежегодных 33 городских творческих конкурсах принимает участие каждый второй школьник; в городской спартакиаде по 12 видам спорта - 5 тыс. обучающихся. В течение 6 лет проводятся городские акции, в которых вместе с детьми принимают участие их педагоги и родители (участниками акции прошедшего года стали 100 тысяч липчан). Охват детей дополнительным образованием в школах и УДО составляет почти 60%. Это предельный показатель, обусловленный состоянием их ресурсной базы . и кадрового обеспечения. Показатель 75%, на который нацеливают в ближайшем будущем документы федерального уровня, для нас недостижим без введения в строй новых объектов, открытия новых учреждений дополнительного образования. Проблемой остается и организация летнего отдыха детей: им в школьных лагерях с дневным пребыванием, профильном лагере и экспедициях охвачено 17,9% обучающихся 1-9 классов. Поскольку эти самые низкие показатели в области обусловлены кадровыми и материально-техническими условиями, мы апробируем другие формы организации досуга детей.
"Новая школа - это школа здоровья". Определяя это направление в качестве приоритетного в течение 3-х последних лет, мы сосредоточились на решении проблемы минимизации факторов риска школьной среды: обеспечиваем безопасность учреждений, модернизируем ресурсную базу физкультурно-оздоровительной работы, совершенствуем систему школьного питания. Результат - соответствие условий 100% ОУ лицензионным требованиям; отсутствие среди травм, полученных детьми в образовательном процессе, тех, что связаны с условиями его организации; рост показателя "охват детей горячим питанием" до 71% (данные федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" свидетельствуют также об эффективности использования средств, привлеченных департаментом образования в результате участия в эксперименте по совершенствованию системы школьного питания: столовая или зал для приема пищи с площадью в соответствии с СанПиН имеется в 100% ОУ, современное технологическое оборудование - в 95,16%, сотрудники, способные работать на современном технологическом оборудовании, есть в 91,94% ОУ, отремонтированное помещение столовой - в 88,71% ОУ, современное оформление зала для приема пищи - в 91,94% ОУ. К слову, указанные показатели значительно превышают среднеобластные). Социальным эффектом общих усилий считаем улучшение состояния здоровья школьников, о чем свидетельствуют данные департамента здравоохранения.
Тем не менее, мы вынуждены констатировать: имеющиеся ресурсы не позволяют ввести 3 час физической культуры, как определено приказом Минобрнауки РФ, потому что лишь 29% школ имеют необходимые для этого два спортивных зала, 6% - бассейны; 25% - спортивные площадки с искусственным покрытием. Мал (20%) удельный вес числа зданий общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемой остается обеспеченность кадрами медицинских блоков школ. Впрочем, это проблема общероссийская, и все мы были свидетелями, как к ее рассмотрению обращался недавно Президент России, призывая решать ее на государственном уровне.
"Новая школа - это современная инфраструктура". Между тем в системе образования только 3 недавно сданных в эксплуатацию школы полностью соответствуют этому требованию. Остальные расположены в 111 зданиях и помещениях, около 60% из них эксплуатируются более 30 лет, а значит, требуют постоянного ремонта основных конструктивных элементов. Общей суммы средств, выделяемых из городского и областного бюджетов на проведение ремонтов и санитарно-гигиенических мероприятий, хватает на то, чтобы исполнить предписания надзорных органов и вовремя устранить аварийные ситуации; Чтобы развиваться, мы стараемся в полном объеме реализовать выделяемые средства: так, исполнение бюджета отрасли в 2010 году составило 99,98%; исполнение средств по программе развития образования - 100%. Мы поддерживаем деятельность ОУ по привлечению внебюджетных средств (их объемы ежегодно растут), привлекаем средства бюджетов других уровней на условиях софинансирования (к примеру, для реализации экспериментального проекта по модернизации системы школьного питания из федерального и регионального бюджетов привлечено свыше 150 млн. руб.), обеспечиваем экономию имеющихся средств (так, результатом мер по энергосбережению в 2010 году стала экономия по коммунальным услугам более 23 млн. руб., экономия средств при проведении котировок и аукционов составила 22 млн. руб.).
В результате проведенных в 2010 году капитальных и текущих ремонтов улучшились условия организации образовательного процесса в 47 ОУ (55,3%)- С целью их подготовки специалистами ХЭС рассмотрено 1227 заявок ОУ, проведено более 300 объездов учреждений, составлено 112 смет на выполнение работ. На основе программного продукта "Паспортизация ОУ" разработан план ремонтов на период до 2016 года, объем необходимых средств - 360 млн. руб. Об эффективности деятельности по укреплению материально-технической базы школ свидетельствует следующие показатели федерального электронного мониторинга "Наша новая школа": "удельный вес численности обучающихся, которым предоставлены от 61 до 80% всех основных видов современных условий обучения", составляет 62,3%, от 81 до 100% - 31,7%. Эти показатели также превышают среднеобластные. Спланирована предстоящая работа по обеспечению их роста.
Не подлежит сомнению: "Новая школа - это новый учитель". В этой связи важным представляется разговор о том, каков сегодняшний учитель? Он немолод (средний возраст - 44 года, доля учителей до 30 лет составляет лишь 11%), не вполне здоров (по данным последней диспансеризации, почти 59% учителей имеют одно или несколько заболеваний, нуждаются в лечении), его социальный статус не позволяет ему полноценно отдыхать, повышать свой профессиональный и общекультурный уровень там, где бы ему хотелось. Тем не менее, это высококвалифицированный специалист: 94,5% педагогов г. Липецка имеют высшее образование, доля прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории составляет 93,4%.
Меры по укреплению кадрового потенциала, принимаемые в течение многих лет на муниципальном уровне (профессиональные конкурсы, грантовая поддержка, именные премии, предоставление жилья), не могут предотвратить отток кадров из отрасли, который в последние годы достиг критической величины. Основная причина - размер заработной платы. В сводном отчете федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" напротив показателя. "удельный вес числа общеобразовательных учреждений г. Липецка, заработная плата учителя в которых выше средней по экономике в субъекте Российской Федерации", стоит "0%". Задачей на 2011 - 2012 учебный год, мы ставим совершенствование новой отраслевой системы оплаты труда, обеспечивающей дифференциацию зарплаты педагогов в зависимости от достижений в работе. При этом понимаем: ситуацию с воспроизводством кадров это кардинально не изменит.
Анализируя основные показатели состояния отрасли, мы констатируем: несмотря на ряд имеющихся проблем, "запуск" инициативы "Наша новая школа" в системе образования г. Липецка был успешным (по более чем 20 параметрам федерального электронного мониторинга мы имеем показатели, превышающие среднеобластные); прошедший учебный год стал очередным шагом к созданию "открытой, саморазвивающейся, информационно и технологически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума".
В заключение заметим, что определения "национальная", "наша" в названии инициативы подчеркивают: "новая школа" - не ведомственный проект, а приоритет государственной политики, точка приложения усилий всех, кто заинтересован в качественном образовании. И, как выразился один из участников обсуждения этой образовательной стратегии, в ходе ее реализации очень хотелось бы "побольше здравомыслия и созидания".
Глава города Липецка |
М.В. Гулевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 28 июня 2011 г. N 293 "Об информации о работе департамента образования администрации города Липецка по итогам 2010 - 2011 учебного года"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был