В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р в целях создания условий повышения эффективности деятельности администрации муниципального района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Чаплыгинского муниципального района, администрация муниципального района постановляет:
1. Утвердить районную целевую Программу "Повышение эффективности бюджетных расходов в Чаплыгинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы" (приложение N 1).
2. Комитету по финансам администрации муниципального района (Пятых В.Н.) предусмотреть средства, необходимые для реализации районный целевой Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в Чаплыгинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета по финансам администрации муниципального района Пятых В.Н.
Глава администрации Чаплыгинского |
Н.П. Климов |
Районная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов в Чаплыгинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы"
I. Паспорт районной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в Чаплыгинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы"
Наименование районной целевой программы |
Районная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов в Чаплыгинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р |
Заказчик Программы |
Администрация Чаплыгинского муниципального района (далее - администрация района) |
Разработчик - координатор Программы |
Комитет по финансам администрации Чаплыгинского муниципального района |
Цели Программы |
Создание условий для повышения эффективности деятельности Администрации муниципального района по выполнению функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Чаплыгинского муниципального района (далее - района) |
Задачи Программы |
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района. 2. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики. 3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг. 4. Переход к программной структуре расходов бюджета. 5. Совершенствование муниципального финансового контроля. 6. Совершенствование системы муниципальных закупок. 7. Совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами. |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Наименования исполнителей программных мероприятий |
Администрация муниципального района и ее структурные поздравления, являющиеся главными распорядителями средств районного бюджета; Комитет по финансам администрации Чаплыгинского муниципального района; |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы из районного бюджета прогнозно составляет 700 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 г. - 200 тыс. руб. 2012 г. - 300 тыс. руб. 2013 г. - 200 тыс. руб. Объемы финансирования ежегодно уточняются в процессе исполнения районного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Реализация Программы обеспечит: развитие собственной доходной базы местного бюджета и создание условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Чаплыгинского муниципального района в результате повышения точности прогнозирования доходов районного бюджета, снижение дефицита бюджета и долговой нагрузки; взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной и муниципальной политики путем применения программно-целевых методов планирования; повышение эффективности предоставления муниципальных услуг путем приведения правового положения районных учреждений в соответствие с нормами Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"; повышение эффективности деятельности администрации муниципального района; развитие системы муниципального финансового контроля; совершенствование системы муниципальных закупок. Сокращение расходов районного бюджета вследствие снижения стоимости закупаемых товаров, работ и услуг в течение срока реализации Программы; развитие информационно-аналитических систем управления финансами. |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация района. Комитет по финансам администрации Чаплыгинского муниципального района предоставляет отчетные данные о реализации Программы в соответствии с решением Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района от 25 июня 2008 г. N 47 "О порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ". Координация деятельности по реализации Программы осуществляется комитетом по финансам администрации Чаплыгинского муниципального района. Исполнители Программы представляют координатору информацию о ходе реализации мероприятий Программы: - по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9-ти месяцев - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; - по итогам года - до 20 января года, следующего за отчетным |
II. Описательная часть Программы
Программа повышения эффективности бюджетных расходов в в Чаплыгинском муниципальном районе на период до 2013 года (далее - "Программа") разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29 июня 2010 года, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, программой социально-экономического развития Чаплыгинского муниципального района, основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Чаплыгинском муниципальном районе.
В период проведения реформ в сфере общественных финансов приняты правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе решение Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района от 23.07.2010 N 232 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Чаплыгинском муниципальном районе". Принятые органами местного самоуправления правовые акты способствуют повышению эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет ежемесячного кассового планирования доходов и расходов, обеспечения безусловного исполнения бюджетных обязательств, развития института главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов, регламентации порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
Обеспечивается формирование и исполнение районного бюджета по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.
Осуществляется формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.
В практику бюджетного планирования введено представление главными распорядителями средств районного бюджета докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Это обеспечивает расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования, а также способствует формированию районного бюджета в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов.
Обеспечен переход на новую отраслевую систему оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Проведен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию.
Ведется работа по созданию нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг.
Осуществляется управление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Вместе с тем не все из реализованных мероприятий принесли планируемый результат, многое еще требует доработки и развития.
В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
- сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий, совершенствования системы стандартов качества муниципальных услуг, а также критериев их оценки.
Для повышения качества управления муниципальными финансами и формирования современной системы управления необходимы:
- разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;
- организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд.
Кризисные явления в экономике и значительное падение доходов бюджета Чаплыгинского муниципального района обусловили необходимость проведения ряда мероприятий, нацеленных на обеспечение сбалансированности бюджета. В частности необходимо повысить точность прогнозов доходной базы бюджета, эффективность процесса формирования и корректировки расходных обязательств бюджета. Необходимо выработать политику, обеспечивающую стабильное финансирование ключевых расходных обязательств бюджета вне зависимости от краткосрочных колебаний доходной базы.
Бюджетная политика Чаплыгинского муниципального района не всегда увязана со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития района.
Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.
Для ускорения реформы бюджетной сети на федеральном уровне был принят Федеральный закон от 8 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который определил ключевые направления дальнейшего реформирования бюджетной сети на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Закон ввел новые типы учреждений: казенное учреждение, которое по своему статусу приближено к существующему бюджетному учреждению, и бюджетное учреждение, которое приближено по правовому статусу к автономному учреждению. В 2011 году и первом полугодии 2012 года в Чаплыгинском районе необходимо осуществить перевод всей бюджетной сети в новые организационно-правовые формы, что подразумевает принятие значительного количества нормативных правовых актов, обеспечивающих указанный переход к новым формам учреждений.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития района , что в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности Администрации муниципального района, модернизации управления финансовыми ресурсами.
Стоящие перед районом задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех структурных подразделений администрации муниципального района, а также взаимодействия с другими муниципальными образованиями района . Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является районная целевая программа.
Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности Администрации муниципального района по выполнению ее функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района;
- повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- переход к программной структуре расходов бюджета;
- совершенствование муниципального финансового контроля;
- совершенствование системы муниципальных закупок;
- совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы предполагается выполнение работ по следующим направлениям:
- дальнейшее совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности Администрации района , переход к утверждению "программного" бюджета;
- применение в полном объеме методов среднесрочного бюджетного планирования;
- повышение эффективности муниципального финансового контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях способов муниципальных закупок, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения.
Решение поставленных задач позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированность и устойчивости бюджетной системы Чаплыгинского муниципального района
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием решения основных задач Программы.
Бюджетная и налоговая политика района на долгосрочную перспективу формируется исходя из необходимости повышения уровня благосостояния жителей района и достижения устойчивых темпов экономического развития.
Для повышения эффективности деятельности Администрации муниципального района необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- удлинение горизонта планирования. Формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития Чаплыгинского муниципального района и построения на его основе долгосрочной бюджетной стратегии района;
- установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных ограничений расходов по направлениям муниципальной политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для реструктуризации, по инициативе Администрации муниципального района и ее структурных подразделений, расходов и повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;
- формирование районного бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров развития района, основанных на реалистичных оценках;
- развитие собственной доходной базы. Разработка методики прогнозирования доходов районного бюджета позволит повысить уровень точности прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной и муниципальной политики, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения, а также механизмов и сроков их реализации.
Для дальнейшего внедрения этих принципов предусматривается реализовать следующие основные меры:
- использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития;
- совершенствование процесса формирования и порядка ведения реестра расходных обязательств в соответствии с изменяющимися требованиями бюджетного законодательства. Структура реестра расходных обязательств не связана с муниципальными услугами, работами и функциями, выполняемыми главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями. Совершенствование форм и порядка ведения реестра расходных обязательств обеспечит сокращение неэффективных расходов, которые могут возникнуть в результате несоответствия реестра расходных обязательств расходам районного бюджета;
- формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
- совершенствование организации и методологии формирования районного бюджета, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей средств районного бюджета за качество и соблюдение бюджетных процедур;
- установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям муниципальной политики. Установление на основе бюджетной стратегии Чаплыгинского муниципального района среднесрочных показателей объемов расходов для конкретных структурных подразделений администрации Чаплыгинского муниципального района с одновременным определением значений целевых показателей их деятельности с учетом выделяемого за счет средств районного бюджета объема бюджетных ассигнований позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечивая преемственность и стабильность бюджетной политики района.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики
Наличие большой сети бюджетных учреждений требует соответствующих расходов районного бюджета. В условиях сокращения расходов бюджета на содержание бюджетных учреждений, а также для повышения эффективности расходов районного бюджета, направляемых на содержание сети бюджетных учреждений, необходимо:
- провести инвентаризацию имеющейся сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых бюджетными учреждениями муниципальных услуг, востребованности населением района муниципальных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, наличия организаций, предоставляющих аналогичные услуги;
- провести анализ имущественного комплекса бюджетных учреждений, их структуры и штатной численности, финансово-хозяйственной деятельности. В результате должны быть оценены объемы затрат районного бюджета на содержание вышеуказанной сети.
На основе проведенных мероприятий должны быть приняты решения о реструктуризации бюджетных учреждений, проведена оптимизация структуры и штатной численности бюджетных учреждений, необходимой и достаточной для эффективного выполнения их функций.
Мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета ориентирован на повышение качества управления финансами главных распорядителей бюджетных средств, от эффективности деятельности которых в значительной степени зависит уровень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых бюджетных услуг.
3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Начиная с 2009 года в целях создания стимулов для ориентации муниципальных учреждений района на запросы потребителей бюджетных услуг, повышения их качества и зависимости финансирования от реальных результатов работы, в районе был осуществлен переход от практики планирования бюджетных расходов на содержание действующей бюджетной сети к формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями.
Целями данного направления Программы являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и других социально значимых сферах;
- привлечение и сохранение в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
- совершенствование правового положения муниципальных учреждений;
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.
Предусматривается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
- перевести их со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
- предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) оставлять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- исключить субсидиарную ответственность муниципального образования по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает Администрация муниципального района.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенных учреждений, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, ограничением их только внесением изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
4. Переход к программной структуре расходов бюджета
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, как составной части эффективности деятельности Администрации муниципального района, предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации деятельности Администрации муниципального района и структурных подразделений.
В Чаплыгинском муниципальном районе , в целях повышения результативности бюджетных расходов и обеспечения эффективного использования бюджетных средств и организационных ресурсов активно используются такие инструменты программно-целевого управления как долгосрочные программы социально-экономического развития Чаплыгинского муниципального района , доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств Чаплыгинского муниципального района , районные целевые программы.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) проанализировать утвержденные порядки разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ и, при необходимости, внести в них изменения;
2) определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них следующих основных вопросов:
- обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития района;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения;
- перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
- перечень включенных в состав муниципальной программы подпрограмм и муниципальных целевых программ;
- обоснование общего объема бюджетных ассигнований из районного бюджета по годам реализации муниципальной программы.
Инструментом стратегического и операционного планирования будут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.
Доклады ежегодно предоставляются главными распорядителями средств районного бюджета в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации Чаплыгинского муниципального района от 25.05.2006 г. N 131 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов.
Дальнейшее совершенствование программно-целевого метода осуществления бюджетного процесса предполагает завершение в 2012 году перехода к формированию программной структуры расходов районного бюджета.
По мере развития программно-целевого принципа организации деятельности Администрации муниципального района и ее структурных подразделений возрастет необходимость расширения их ответственности и полномочий при реализации соответствующих муниципальных программ, уточнения их структуры по отдельным программам.
Однако данные стратегические инструменты не представляют единой взаимоувязанной системы, которая прозрачно отображалась бы в структуре бюджетного планирования. Для координации стратегического и бюджетного циклов необходимо интегрировать все функционирующие стратегические инструменты в единую систему - долгосрочные целевые программы.
Для увязки районных целевых программ Чаплыгинского муниципального района с бюджетной классификацией будет сформировано программное представление районного бюджета Чаплыгинского муниципального района.
5. Совершенствование муниципального финансового контроля
Повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов требует продолжения работы по развитию системы муниципального финансового контроля. В этих целях необходимо:
- организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
- совершенствовать методологию проведения проверок и повысить их качество.
Для повышения качества и надежности муниципального финансового контроля необходимо четкое разграничение полномочий по финансовому контролю.
Комитет по финансам администрации Чаплыгинского муниципального района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обладает полномочиями по осуществлению муниципального контроля, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного и текущего контроля, применительно к главным распорядителям средств районного бюджета. Обладает полномочиями по проведению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами, а также по выявлению и пресечению представления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований путем проведения ревизий, проверок и использование других методов последующего контроля применительно к Администрации муниципального района и ее структурным подразделениям, являющимся главными распорядителями средств районного бюджета, и в установленных нормативными правовыми актами, случаях и порядке - к иным объектам контроля.
Главные распорядители средств районного бюджета, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, осуществляют контроль по соблюдению стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, обладают полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля применительно к подведомственным учреждениям.
Муниципальный финансовый контроль необходимо направить на:
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- достоверность, полноту и соответствие нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономность, результативность и эффективность использования средств районного бюджета.
Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля. Наряду с повышением требований к качеству муниципального финансового контроля необходимо усилить ответственность должностных лиц, допустивших повторные финансовые нарушения. Такие случаи в обязательном порядке должны иметь кадровые последствия для виновных лиц.
6. Совершенствование системы муниципальных закупок
Первоочередной задачей до 2012 года является контроль процесса муниципальных закупок, а именно, планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов.
В рамках прогноза социально-экономического развития будет вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
На стадии планирования закупок для муниципальных нужд предлагается установить порядок:
- определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральном выражении;
- формирования начальной цены закупаемых товаров, работ, услуг;
- проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
В нормативное правовое регулирование стадии размещения муниципального заказа целесообразно включить:
- утверждение плана-графика муниципальных закупок;
- установление обязательного требования к обеспечению контрактов;
- положение о порядке определения начальной цены муниципального контракта;
- типовые контракты со спецификациями по видам товаров, услуг, работ.
В целях формирования нормативного правового регулирования на стадии исполнения государственного (муниципального) контракта необходимо:
- регламентировать порядок контроля со стороны заказчика за исполнением контракта, издавать рекомендации по приемке продукции исполненного муниципального контракта;
- обязать заказчика всегда применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Совершенствование комплексной контрактной системы должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающих сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная муниципальная контрактная система позволит повышать качество и снижать издержки при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач муниципального образования и муниципальных учреждений.
7. Совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами
Целью развития информационных систем является повышение качества управления муниципальными финансами и обеспечение открытости деятельности Администрации муниципального района и ее структурных подразделений.
В комитете по финансам администрации муниципального района и муниципальных образованиях, входящих в состав муниципального района, установлены следующие системы планирования и исполнения бюджетов:
- система планирования бюджета - программный комплекс "САПФИР";
- система исполнения бюджета - программный комплекс на базе Бюджет-КС, Бюджет-Web.
У главных распорядителей средств районного бюджета бюджетный процесс осуществляется на базе автоматизированной системы управления, выполненной на платформе системы " Бюджет-Web ", "1С: Предприятие".
В сложившейся ситуации наиболее целесообразным является продолжение работы над построением единой системы управления муниципальными финансами района.
В рамках мероприятий по созданию единой интегрированной информационной системы управления финансами будет:
- завершена работа по созданию инструментов для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования;
- обеспечено единство процессов составления, исполнения районного бюджета и местных бюджетов, бюджетного учета;
- модернизированы информационные базы по:
1) составлению и ведению реестров расходных обязательств публично-правовых образований, учитывая необходимость разграничения обязательств на действующие и принимаемые;
2) формированию муниципальных заданий;
3) разработке обоснованных бюджетных ассигнований субъектов бюджетного планирования.
Планируется обеспечить связь системы размещения муниципального заказа с системами планирования и исполнения бюджета.
Развитие информационных систем управления финансами должно быть направлено на: дальнейшую стандартизацию форматов информационного обмена; снижение доли бумажного документооборота, применение современных телекоммуникационных технологий, совершенствование используемых для автоматизации бюджетного процесса информационных систем, размещение информации о деятельности в сети Интернет. В результате будет достигнута высокая степень доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в городе, как для принятия решений, так и для осуществления общественного контроля.
Для обеспечения необходимой эффективности контроля расходования бюджетных средств будут проводиться работы по организации информационного взаимодействия с общероссийским информационным ресурсом, предназначенным для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
III. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства районного бюджета. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Предполагаемый общий объем финансирования мероприятий Программы составит 700 тыс. руб., в том числе:
2011 - 200 тыс. руб.,
2012 - 300 тыс. руб.,
2013 - 200 тыс. руб.
V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация муниципального района. Комитет по финансам администрации Чаплыгинского муниципального района предоставляет отчетные данные о реализации Программы в соответствии решением Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района от 25 июня 2008 г. N 47 "О порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ".
Координация деятельности по реализации Программы осуществляется комитетом по финансам администрации муниципального района.
Исполнители Программы представляют координатору информацию о ходе реализации мероприятий Программы:
- по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9-ти месяцев - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- по итогам года - до 20 января года, следующего за отчетным.
VI. Оценка эффективности Программы
Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности
Наименование задач и показателей |
Ед. изм. |
2010 (базовый год) |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
|||
Задача 1: Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга района |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дефицит районного бюджета |
% |
|
|
|
|
|
|
|
Предельный объем муниципального долга не превышает общий годовой объем доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений и налогов по дополнительным нормативам отчислений |
% отношение предельного объема муниципального долга к общему годовому объему доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
75 |
50 |
|
50 |
|
50 |
|
Направление: Удлинение горизонта планирования. Повышение точности прогнозирования социально-экономического развития Чаплыгинского муниципального района |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предельный размер отклонения фактических показателей социально-экономического развития от запланированных |
% отклонения факта от плана |
18 |
17 |
|
16 |
|
15 |
|
Направление: Повышение точности прогнозирования доходов районного бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предельный размер отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов от первоначального запланированного на соответствующий финансовый год по абсолютной величине |
% отклонения от перв. плана |
- |
9 |
|
9 |
|
8 |
|
Направление: Обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в условиях возможных колебаний доходов районного бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предельный размер отклонения кассовых расходов районного бюджета от уточненного плана |
% от уточненного плана |
97 |
97 |
|
98 |
|
98 |
|
Направление: Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля расходных обязательств районного бюджета, детализированных по услугам |
% от общего объема расходов районного бюджета |
60 |
60,5 |
|
61 |
|
61,5 |
|
Уровень расхождения между расходами бюджета и данными реестра расходных обязательств |
отношение абсолютных сумм отклонений к общему объему расходов районного бюджета, % |
5,5 |
3,5 |
|
0,5 |
|
0,5 |
|
Направление: Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к объему расходов районного бюджета |
% к объему расходов районного бюджета |
0 |
0 |
|
0 |
|
0 |
|
Задача 2 Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление: Инвентаризация сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых муниципальных услуг, востребованности населением Чаплыгинского района муниципальных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Инвентаризация имущественного комплекса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельный вес расходов районного бюджета на выполнение функций бюджетными учреждениями в общем объеме расходов районного бюджета |
% в общем объеме расходов районного бюджета |
60 |
66 |
|
68 |
|
70 |
|
Направление: Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество главных распорядителей средств районного бюджета с наилучшим качеством финансового менеджмента |
единиц |
- |
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Задача 3 Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление: Приведение регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведение правового положения районного муниципального учреждения в соответствие с нормами Федерального Закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
Кол-во учреждений- всего |
57 |
+ |
|
+ |
|
|
|
Кол-во казенных учреждений |
- |
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во автономных учреждений |
2 |
4 |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
Количество бюджетных учреждений |
55 |
+ |
|
+ |
|
|
|
Задача 4 Переход к программной структуре расходов бюджетов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление: Формирование программного бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля расходов районного бюджета, осуществляемых в рамках муниципальных целевых, ведомственных программ |
% от общего объема расходов районного бюджета |
61% |
70% |
|
78% |
|
80% |
|
Задача 5 Совершенствование муниципального финансового контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление: Совершенствование контроля за деятельностью муниципальных районных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотношение объема проверенных средств районного бюджета к общей сумме расходов районного бюджета (без учета обслуживания госдолга) |
% к общей сумме расходов районного бюджета |
5 |
12 |
|
15 |
|
16 |
|
Направление: Повышение эффективности муниципального финансового контроля за совершенствования механизма внутреннего финансового контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотношение возмещенных бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства в финансовой бюджетной сфере, к общей сумме средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере |
% |
98 |
100 |
|
100 |
|
100 |
|
Задача 6 Совершенствование системы муниципальных закупок |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление: Повышение эффективности муниципальных закупок в Чаплыгинском районе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сокращение расходов районного бюджета: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- на этапе проведения процедуры торгов |
% |
14 |
14 |
|
14 |
|
15 |
|
Увеличение доли размещения заказов на торгах |
% |
23 |
30 |
|
50 |
|
60 |
|
Задача 7 Развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление: Совершенствование информационной базы по составлению и ведению реестров расходных обязательств |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля от общего числа главных распорядителей средств районного бюджета, формирующих реестр расходных обязательств с выделением расходов на оказание муниципальных услуг (работ) в соответствии с муниципальным заданием |
% |
0 |
0 |
|
50 |
|
100 |
|
Направление: Интеграция информационной системы госзакупок с информационной системой исполнения бюджета района |
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество заявок на размещение заказов, по которым зарезервированы средства районного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств |
% |
0 |
0 |
|
100 |
|
100 |
|
VII. Система программных мероприятий
NN |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Объем финансирования из районного бюджета (тыс. руб.) |
Исполнители |
1. |
Задача 1 Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района |
|
|
|
1.1 |
Направление: Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга Чаплыгинского района |
|
|
|
1.1.1 |
Разработка порядка составления прогноза параметров бюджетной системы района на период 2012 - 2017 годов, проектов районного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
1.2 |
Направление: Удлинение горизонта планирования. Повышение точности прогнозирования социально-экономического развития Чаплыгинского района |
|
|
|
1.2.1 |
Подготовка предложений по актуализации Стратегии социально-экономического развития Чаплыгинского района на период до 2020 года |
2011 год |
|
Комитет экономики администрации района |
1.2.2 |
Разработка среднесрочных (на срок до 6 лет) показателей объемов расходов районного бюджета для исполнительных органов муниципальной власти района |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
1.3 |
Направление: Повышение точности прогнозирования доходов районного бюджета |
|
|
|
1.3.1 |
Разработка методики прогнозирования доходов бюджета Чаплыгинского района |
2012 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
1.4 |
Направление: Обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в условиях возможных колебаний доходов районного бюджета |
|
|
|
1.5 |
Направление: Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств |
|
|
|
1.5.1 |
Внесение изменений в порядок ведения реестра расходных обязательств |
2012 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
1.6 |
Направление: Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств |
|
|
|
1.6.1 |
Внесение изменений в порядок принятия решений по введению новых расходных обязательств |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
1.7 |
Направление: Предоставление методической и финансовой помощи муниципальным образованиям в района совершенствования управления бюджетным процессом на местном уровне |
|
|
|
1.7.1 |
Предоставление методических рекомендации муниципальным образованиям по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
2. |
Задача 2 Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики |
|
|
|
2.1 |
Направление: Инвентаризация сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых муниципальных услуг, востребованности населением Чаплыгинского района муниципальных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Инвентаризация имущественного комплекса |
|
|
|
2.1.1 |
Инвентаризация сети бюджетных учреждений. Инвентаризация имущественного комплекса |
2011 год 2012 год 2013 год |
150 150 150 |
Администрации района и ее отраслевым (функциональным) органам, являющимся главными распорядителями средств районного бюджета |
2.2 |
Направление: Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета |
|
|
|
2.2.1 |
Совершенствование порядка проведения мониторинга показателей эффективности и результативности для оценки результатов деятельности главных распорядителей средств районного бюджета Чаплыгинского района |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района, Комитет экономики администрации района; |
2.2.2 |
Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета Чаплыгинского района |
2011 год 2012 год 2013 год |
50 50 50 |
Комитет по финансам администрации района |
3 |
Задача 3 Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг |
|
|
|
3.1 |
Направление: Приведение регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
|
|
|
3.1.1 |
Разработка порядка предоставления бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям Чаплыгинского района |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района, Комитет экономики администрации района |
3.1.2 |
Разработка порядка предоставления бюджетных инвестиций автономным учреждениям Чаплыгинского района |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района, Комитет экономики администрации района. |
3.1.3 |
Приведение правового положения районных муниципальных учреждений в соответствие с нормами Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
2012 год |
|
Администрации района и ее отраслевым (функциональным) органам, являющимся главными распорядителями средств районного бюджета |
4 |
Задача 4 Переход к программной структуре расходов бюджетов |
|
|
|
4.1 |
Направление: Формирование программного бюджета |
|
|
|
4.1.1 |
Разработка порядка разработки, реализации, оценки эффективности долгосрочных целевых программ |
2011 год |
|
Комитет экономики администрации района |
4.1.2 |
Совершенствование порядка разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района, Комитет экономики администрации района. |
4.1.3 |
Разработка нормативно-правовой базы области по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечивающей переход к формированию бюджета Чаплыгинского района на основе программно-целевого принципа |
2013 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
4.1.4 |
Аналитическое представление программной структуры расходов бюджета к проекту районного бюджета |
2012 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
5 |
Задача 5 Совершенствование муниципального финансового контроля |
|
|
|
5.1 |
Направление: Совершенствование контроля за деятельностью муниципальных районных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности |
|
|
|
5.1.1 |
Разработка порядка осуществления контроля за деятельностью районных бюджетных и казенных учреждений |
2011 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
5.2 |
Направление: Повышение эффективности муниципального финансового контроля за совершенствованием механизма внутреннего финансового контроля |
|
|
|
5.2.1 |
Разработка порядка осуществления внутреннего финансового контроля исполнительным органам муниципальной власти района |
2012 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
6 |
Задача 6 Совершенствование системы муниципальных закупок |
|
|
|
6.1 |
Направление: Повышение эффективности муниципальных закупок в Чаплыгинском районе |
|
|
|
6.1.1 |
Разработка порядка оценки эффективности муниципальных закупок |
2011 год |
|
Комитет экономике администрации района |
6.1.2 |
Подготовка рекомендаций по формированию заявок (в том числе на проведение многокомпонентных процедур торгов), передаваемых муниципальными заказчиками в уполномоченный орган |
2011 год |
|
Комитет экономике администрации района (Отдел закупок) |
7 |
Задача 7 Развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
|
|
|
7.1 |
Направление: Совершенствование информационной базы по составлению и ведению реестров расходных обязательств |
|
|
|
7.1.1 |
Модернизация автоматизированной системы исполнения районного бюджета (блок составление и ведение реестра расходных обязательств) |
2012 год |
|
Комитет по финансам администрации района |
7.2 |
Направление: Интеграция информационной системы госзакупок с информационной системой исполнения бюджета района |
|
|
|
7.2.1 |
Доработка информационной системы исполнения бюджета района и региональной информационной системы госзакупок с целью их интеграции |
2012 год |
100 |
Комитет по финансам администрации района, Администрации района и ее отраслевым (функциональным) органам |
|
Итого: |
|
700 |
|
|
в том числе: |
2011 год 2012 год 2013 год |
200 300 200 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель программы - создание условий для повышения эффективности деятельности Администрации района и обеспечения потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района;
- повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- переход к программной структуре расходов бюджета;
- совершенствование финансового контроля;
- совершенствование системы закупок;
- совершенствование информационной системы управления финансами.
Срок реализации программы - 2011 - 2013 годы.
Общий объем финансирования мероприятий программы из районного бюджета составляет 700 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 г. - 200 тыс. руб., в 2012 г. - 300 тыс. руб., в 2013 г. - 200 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- развитие собственной доходной базы местного бюджета и обеспечение устойчивости бюджетной системы района;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- совершенствование системы муниципальных закупок, сокращение расходов районного бюджета вследствие снижения стоимости закупаемых товаров, работ и услуг;
- развитие информационно-аналитических систем управления финансами.
Постановление Администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 28 марта 2011 г. N 242 "Об утверждении районной целевой Программы "Повышение эффективности Бюджетных расходов в Чаплыгинском муниципальном районе на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления официально опубликован не был