Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, Судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1714/2022, УИД 75RS0025-01-2022-004001-27 по иску Министерства здравоохранения Забайкальского края к Гоплачевой Данизате Хасанбиевне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 июня 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Забайкальского края обратился в суд с иском к Гоплачевой Д.Х. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований Министерство здравоохранения Забайкальского края указало, что Гоплачева Д.Х. работала с 4 февраля 2019 г. в ГУЗ "Читинская центральная районная больница" в должности врача- педиатра участкового Новокукинской амбулатории. Согласно личному заявлению Гоплачевой Д.Х. 14 мая 2019 г. между Министерством здравоохранения Забайкальского края, Гоплачевой Д.Х. и ГУЗ "Читинская центральная районная больница" был заключён договор от 23 мая 2019 г. N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб, которая была выплачена Гоплачевой Д.Х. в полном объёме. После получения выплаты специалист обязан исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Гоплачева Д.Х. 10 июня 2022 г. уволилась из ГУЗ "Читинская центральная районная больница" по собственному желанию.
Учитывая, что Гоплачева Д.Х. трудоустроилась в ГУЗ "Читинская центральная районная больница" на должность врача-педиатра участкового в Новокукинскую амбулаторию 4 февраля 2019 г, заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты произошло 23 мая 2019 г, ей надлежало отработать до 22 мая 2024 г.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 договора, в случае прекращения трудового договора Гоплачева Д.Х. должна возвратить на расчётный счёт Министерства часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, в течение 15 рабочих дней со дня прекращения трудового договора.
В связи с изложенным, Министерство здравоохранения Забайкальского края просило взыскать с Гоплачевой Д.Х. часть компенсационной выплаты за неотработанный период в размере 710 454 руб. 30 коп, проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начиная с 5 июля 2022 г. по день фактического исполнения обязательства по оплате основного долга.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 24 ноября 2022 г. исковые требования Министерства здравоохранения Забайкальского края удовлетворены.
С Гоплачевой Д.Х. в пользу Министерства здравоохранения Забайкальского края взыскана часть компенсационной выплаты, за неотработанный период в размере 710 454 руб. 30 коп, проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начиная с 5 июля 2022 г. по день фактического исполнения обязательства по оплате основного долга.
С Гоплачевой Д.Х. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 10 304 руб. 54 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 июня 2023 г. решение Читинского районного суда Забайкальского края от 24 ноября 2022 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Забайкальского края к Гоплачевой Д.Х. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство здравоохранения Забайкальского края просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 июня 2023 г.
На кассационную жалобу Гоплачевой Д.Х. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель истца Министерства здравоохранения Забайкальского края, ответчик Гоплачева Д.Х, представитель третьего лица ГУЗ "Читинская центральная районная больница" не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, извещались путём направления заказным письмом с уведомлением копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
Гоплачева Д.Х. также извещена о рассмотрении дела телефонограммой, в которой не возражала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Информация, связанная с рассмотрением настоящего дела, размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции 10 октября 2023 г.
Согласно уведомлению о вручении заказного почтового отправления с почтовым идентификатором N судебное извещение, направленное третьему лицу ГУЗ "Читинская центральная районная больница" возвращено в связи с истечением срока хранения.
Согласно пункту 1 статьи 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несёт адресат (пункт 67).
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства (регистрации) корреспонденцией является риском самого гражданина, а все неблагоприятные последствия такого бездействия несёт само лицо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьёй 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаёт судебное извещение доставленным третьему лицу ГУЗ "Читинская центральная районная больница", и считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Гоплачевой Д.Х. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Гоплачева Д.Х. с 4 февраля 2019 г. принята в ГУЗ "Читинская центральная районная больница" на должность врача-педиатра участкового структурного подразделения ГУЗ "Читинская ЦРБ" - Новокукинской амбулатории.
Гоплачева Д.Х. обратилась 14 мая 2019 г. в Министерство здравоохранения Забайкальского края с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Забайкальского края от 27 февраля 2018 г. N 79.
Между Министерством здравоохранения Забайкальского края, ГУЗ "Читинская ЦРБ" и Гоплачевой Д.Х. 23 мая 2019 г. был заключён договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, прибывшим (приехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек.
Согласно указанному договору Гоплачевой Д.Х. предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб, которая была перечислена ей 30 мая 2019 г.
Пунктом 4.1. договора о предоставлении выплаты установлено, что при досрочном прекращении трудового договора специалист обязуется возвратить в бюджет Забайкальского края часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду. В случае невозвращения либо несвоевременного возвращения специалистом части единовременной компенсационной выплаты в связи с расторжением трудового договора с Учреждением в соответствии с условиями настоящего договора, специалист также несёт ответственность в соответствии с положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 4.5. договора).
6 июня 2022 г. Гоплачевой Д.Х. на имя главного врача ГУЗ "Читинская ЦРБ" подано заявление об увольнении без отработки двух недель в связи с переводом супруга-военнослужащего в другой город.
Приказом от 6 июня 2022 г. N-К Гоплачева Д.Х. уволена с 10 июня 2022 г. по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника).
Получение Гоплачевой Д.Х. единовременной компенсационной выплаты и прекращение ею трудовых отношений по собственному желанию до истечения пятилетнего срока послужило поводом для обращения Министерства здравоохранения Забайкальского края с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Министерством здравоохранения Забайкальского края требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52, исходил из того, что Гоплачева Д.Х. не отработала в ГУЗ "Читинская Центральная районная больница" в течение пяти лет, в связи с чем должна возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Соглашаясь с представленным истцом расчётом, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания с Гоплачевой Д.Х. в пользу Министерства здравоохранения Забайкальского края части единовременной компенсационной выплаты в размере 710 454 руб. 30 коп, а также процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начиная с 5 июля 2022 г. по день фактического исполнения обязательства по оплате основного долга.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Министерством здравоохранения Забайкальского края требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Гоплачева Д.Х. была вынуждена расторгнуть трудовой договор до истечения пятилетнего срока в связи с переводом её супруга военнослужащего на новое место службы в "адрес", что является уважительной причиной и служит основанием для освобождения Гоплачевой Д.Х. от обязанности возврата части единовременной компенсационной выплаты.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы Министерства здравоохранения Забайкальского края и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что, заключая договор стороны добровольно приняли на себя определённые обязательства, выполнив свои обязательства по предоставлению ответчику компенсационной выплаты в размере 1 млн. руб, государство вправе рассчитывать на встречное исполнение ответчиком обязанностей по оказанию медицинской помощи жителям с. Новой Куки, отмену обжалуемого апелляционного определения не влекут, поскольку не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьёй 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") установлен механизм осуществления за счёт средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (здесь и далее Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" приведён в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - 14 мая 2019 г.) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определённом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (подпункт в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населённые пункты и рабочие посёлки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в целях организации работ по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам правительством Забайкальского края принято постановление от 13 февраля 2012 г. N 52 "О некоторых мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 установлено, что Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее также - Министерство) является уполномоченным органом, в частности: по заключению договора с медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Забайкальского края, в порядке, установленном настоящим постановлением (пункт 2 постановления правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52).
Пунктом 5 постановления правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 определено, что единовременная компенсационная выплата медицинским работникам в 2017 году осуществляется в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Забайкальского края в соотношении 60 и 40 процентов.
Предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых Министерству здравоохранения Забайкальского края на указанные цели в 2017 году.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 утверждён Порядок заключения Министерством здравоохранения Забайкальского края договора с медицинским работником, которым определены правила заключения Министерством здравоохранения Забайкальского края договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка определено, что Министерство в 2017 году заключает договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что договор заключается по форме, утверждённой Министерством, в течение тридцати рабочих дней с момента получения медицинским работником решения Министерства о заключении договора и должен предусматривать:
1) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с медицинской организацией, подведомственной Министерству;
2) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение тридцати рабочих дней со дня заключения договора с Министерством;
3) возврат медицинским работником в бюджет Забайкальского края части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией, подведомственной Министерству, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;
4) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, предусматривающей мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в целях определения порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Правительством Забайкальского края утверждён Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат).
Пунктом 3 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат предусмотрено, что единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, однократно по одному из оснований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам в размере:
1) 2 млн. рублей для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа;
2) 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 11 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении выплаты, по которому медицинский работник принимает обязательства:
1) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора о предоставлении выплаты на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора о предоставлении выплаты на период неисполнения трудовой функции в полном объёме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
2) возвратить в бюджет Забайкальского края часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду, со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;
3) возвратить в бюджет Забайкальского края часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду, со дня прекращения трудового договора в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора о предоставлении выплаты на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
Из приведённого нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей на территории Забайкальского края следует, что единовременная выплата носит целевой характер, предоставление указанной единовременной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае призыва работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации;
- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что с учётом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, на обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищённости и повышение качества жизни медицинских работников путём предоставления им различных социальных выплат, само по себе досрочное расторжение трудового договора, в том числе по инициативе медицинского работника - получателя единовременной денежной выплаты, без учёта конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, не может служить безусловным основанием для истребования у него этих выплат.
В случае досрочного прекращения трудовых отношений медицинским работником-получателем единовременной компенсационной выплаты при наличии уважительных причин, явившихся поводом для досрочного расторжения трудового договора по инициативе медицинского работника, такой работник не может быть лишён права на социальные выплаты.
Схожее по сути правовое регулирование предусмотрено трудовым законодательством, а именно положениями статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Названной нормой закона предусмотрен перечень причин, обусловливающих невозможность продолжения работником работы и необходимость работодателя расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, по его инициативе. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (часть 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации). Данный перечень не является исчерпывающим.
Следовательно, вопрос об уважительности причин увольнения ответчика Гоплачевой Д.Х, которым было обусловлено предоставление мер социальной поддержки (единовременной денежной компенсационной выплаты), в данном случае 5 лет отработать в ГУЗ "Читинская центральная районная больница", при рассмотрении требований Министерства здравоохранения Забайкальского края о взыскании этих выплат, следует разрешать в том числе с учётом названных обстоятельств.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 6 июня 2022 г. Гоплачева Д.Х. обратилась к главному врачу ГУЗ "Читинская центральная районная больница" с заявлением об увольнении с 10 июня 2022 г. без отработки двух недель в связи с переводом супруга военнослужащего в другой город. К заявлению были приложены документы о переводе мужа.
Из справки, выданной Объединённым стратегическим командованием "данные изъяты" от 5 мая 2023 г. N следует, что Г. проходит военную службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации. Контракт о прохождении военной службы заключён сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписки из приказа командующего войсками "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" Г, назначенный на воинскую должность "данные изъяты", прибывший из войсковой части "данные изъяты" ("адрес"), с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава управления округа, принял дела и должность и вступил в исполнение должностных обязанностей.
По сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по "данные изъяты" Гоплачева Д.Х. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес".
Установив, что основанием расторжения трудового договора послужил перевод супруга на службу в "адрес", суд апелляционной инстанции обоснованно учёл указанное обстоятельство в качестве уважительной причины увольнения ответчика, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных Министерством здравоохранения Забайкальского края требований.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
При разрешении спора суд апелляционной инстанций правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам дела, и применённым нормам права.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не подтверждает допущенных при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.