Судья судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Струкова А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-104/2023 по административному исковому заявлению Притуло А.В. к ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" об оспаривании решения бюджетного учреждения от 21 февраля 2023 года N 10-589 о возвращении без рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года
по частной жалобе Притуло А.В. на определение Волгоградского областного суда от 3 августа 2023 года о прекращении производства по делу в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, объяснения представителя Притуло А.В. - Никифорова И.В, поддержавшего частную жалобу, возражения представителя ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" - Чертовой Ю.Н. и представителя межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области - Зоря Е.В, полагавших определение подлежащим оставлению без изменения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Притуло А.В. обратился 30 марта 2023 года в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 21 февраля 2023 года N 10-589 о возвращении без рассмотрения заявления об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной по состоянию на 16 декабря 2020 года и об установлении архивной кадастровой стоимости указанного земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года в размере 40 485 000 руб.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Притуло А.В. являлся с 20 мая 2021 года по 25 октября 2021 года собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 16 478 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), местоположение: "адрес"
На день постановки земельного участка на государственный кадастровый учет - 16 декабря 2020 года - его кадастровая стоимость была определена на ту же дату (16 декабря 2020 года) на основании приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" в размере 149 219 330, 26 руб. Эта кадастровая стоимость подлежала применению с 17 декабря 2020 года до 1 января 2021 года.
С 1 января 2021 года для целей налогообложения подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка в размере 197 025 468, 64 руб, которая была определена в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки на территории Волгоградской области и в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" актом ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 19 марта 2021 года АОКС-34/2021/000206 по состоянию на ту же дату - 16 декабря 2020 года.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2021 года N 710-п установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" на территории Волгоградской области - 1 января 2022 года.
После перехода права собственности на земельный участок к Зверевой Г.А. и Бициеву Б.Х. решением бюджетного учреждения от 19 мая 2022 года N УРС-34/2022/000069, принятым в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ по заявлению Зверевой Г.А. об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, была установлена кадастровая стоимость названного земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 17 марта 2022 года в размере 77 002 000 руб, которая подлежала применению с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года.
В дальнейшем приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 октября 2022 года N 71-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Волгоградской области" установлена кадастровая стоимость данного участка по состоянию на 1 января 2022 года в размере 79 781 038, 26 руб. Эта кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2023 года и является актуальной.
Как указывает административный истец, несмотря на отчуждение в октябре 2021 года 1/2 доли в праве собственности на земельный участок, для Притуло А.В. сохраняет свою актуальность архивная кадастровая стоимость, установленная актом бюджетного учреждения от 19 марта 2021 года АОКС-34/2021/000206 в размере 197 025 468, 64 руб. по состоянию на 16 декабря 2020 года, которая является налоговой базой для исчисления налоговым органом налога на доходы физических лиц за налоговый период 2021 года в связи с продажей объекта по цене ниже кадастровой стоимости (пункт 6 статьи 210, статья 214 НК РФ) и получением Притуло А.В. дохода от продажи соответствующего объекта, что подтверждено, в частности, решениями межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области по результатам налоговых проверок.
Кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 16 декабря 2020 года в размере 197 025 468, 64 руб, существенно превышает рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке от 23 января 2023 года N 05/01-2023, выполненному оценщиком ООО "ДЭМС" Мясниковой С.В, составляет на 16 декабря 2020 года - 40 585 000 руб.
В феврале 2023 года Притуло А.В. обратился в ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, с заявлением об установлении кадастровой стоимости участка равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года, представив, помимо прочего, отчет от 23 января 2023 года N 05/01-2023 об оценке рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года.
Решением бюджетного учреждения от 21 февраля 2023 года N 10-589 такое заявление возвращено без рассмотрения по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, ввиду подачи соответствующего заявления по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости объекта.
По мнению административного истца, решение бюджетного учреждения от 21 февраля 2023 года нарушает его законное право на пересмотр кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости объекта.
С учетом изложенного Притуло А.В. просил признать незаконным решение бюджетного учреждения от 21 февраля 2023 года N 10-589 о возвращении без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, а также установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года в размере 40 585 000 руб. на период с 16 декабря 2020 года по 31 декабря 2021 года включительно.
Определением судьи Волгоградского областного суда от 4 апреля 2023 года приняты к производству требования об оспаривании решения бюджетного учреждения о возвращении заявления без рассмотрения.
Этим же определением отказано в принятии административного искового заявления Притуло А.В. в части требования об установлении архивной кадастровой стоимости объекта равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года по мотиву недопустимости пересмотра кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, ввиду перехода на территории Волгоградской области с 1 января 2022 года к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня 2023 года определение судьи Волгоградского областного суда от 4 апреля 2023 года отменено в части отказа в принятии административного искового заявления Притуло А.В. в части требования об установлении архивной кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года.
В ходе дальнейшего производства по делу об оспаривании решения бюджетного учреждения и об установлении архивной кадастровой стоимости равной рыночной к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области, ППК "Роскадастр", администрация города Волгограда, межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области, а также титульные сособственники названного земельного участка Бакутин В.П, Зверева Н.А, Бициев Б.Х.
Решением Волгоградского областного суда от 3 августа 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Притуло А.В. об оспаривании решения бюджетного учреждения от 21 февраля 2023 года N 10-589 отказано.
Определением того же суда от 3 августа прекращено производство по делу в части требований об установлении архивной кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года.
В частной жалобе на определение суда Притуло А.В. просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Относительно доводов частной жалобы поданы письменные возражения межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Исходя из положений статьи 150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения в соответствии со статьей 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 16 478 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), местоположение: "адрес", был поставлен на государственный кадастровый учет 16 декабря 2020 года.
При этом его кадастровая стоимость была определена на ту же дату в размере 149 219 330, 26 руб. с учетом средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Волгоградской области, утвержденных приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Данная кадастровая стоимость подлежала применению по 31 декабря 2020 года.
В дальнейшем на основании постановления Администрации Волгоградской области от 10 июля 2017 года N 356-п "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 11 февраля 2019 года N 11-н "О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории "Земли населенных пунктов" на территории Волгоградской области" приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года N 79-н были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Волгоградской области, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января 2020 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 197 025 468, 64 руб. была определена актом ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 19 марта 2021 года АОКС-34/2021/000206 по состоянию на 16 декабря 2020 года, то есть вновь на день постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
По сведениям, предоставленным бюджетным учреждением Волгоградской области, эта кадастровая стоимость подлежала применению с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2021 года N 710-п установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" на территории Волгоградской области - 1 января 2022 года.
Решением бюджетного учреждения от 19 мая 2022 года N УРС-34/2022/000069, принятым в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, была установлена кадастровая стоимость названного земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 17 марта 2022 года в размере 77 002 000 руб, которая подлежала применению с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года.
Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 октября 2022 года N 71-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Волгоградской области" установлена кадастровая стоимость данного участка по состоянию на 1 января 2022 года в размере 79 781 038, 26 руб.
Эта кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2023 года и является актуальной.
Притуло А.В. являлся собственником ? доли в праве собственности на земельный участок в период времени с мая по октябрь 2021 года, продал объект с указанием в договоре купли-продажи цены ниже кадастровой стоимости и заявил налоговому органу имущественный налоговый вычет в размере фактически понесенных расходов по приобретению имущества, после чего решением межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области от 18 августа 2023 года N 1321 была определена налоговая база на налогу на доходы физических лиц, полученные от продажи доли в праве собственности на данный участок исходя из кадастровой стоимости объекта в размере 197 025 468, 64 руб. по правилам, предусмотренным пунктом 6 статьи 210, статьи 214.10 НК РФ, с применением понижающего коэффициента 0, 7 и доначислен Притуло А.В. налог на доходы физических лиц за 2021 год в размере 6 090 307 руб.
Этим же решением налогового органа Притуло А.В. привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 304 691, 25 руб.
Определение судьи Волгоградского областного суда от 13 сентября 2022 года в принятии административного искового заявления Притуло А.В. об оспаривании в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, результатов определения кадастровой стоимости отказано по мотиву несоблюдения установленного статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ внесудебного порядка.
Определение не было обжаловано в апелляционном порядке и вступило в законную силу.
Решением суда от 3 августа 2023 года по настоящему делу в удовлетворении требований Притуло А.В. об оспаривании в порядке, установленном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, решения бюджетного учреждения о возвращении без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 16 декабря 2020 года отказано.
Прекращая производство по делу в части требований об установлении архивной кадастровой стоимости участка равной рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае на дату обращения административного истца в суд оспариваемая кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 16 декабря 2020 года в размере 197 025 468, 64 руб, явившаяся налоговой базой для исчисления налоговым органом недоимки по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2021 года и ставшая архивной, в том числе в связи с тем, что была пересмотрена решением бюджетного учреждения от 19 мая 2022 года по заявлению одного из сособственников участка в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, утратила свое правовое значение для Притуло А.В. вследствие отсутствия у него права на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года для целей, предусмотренных законодательством, так как исходя из пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) и части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а не с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, как это ранее было установлено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", которая к спорным правоотношениям неприменима.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Притуло А.В. неоднократно, в том числе при проведении налоговых проверок по поводу получения им дохода от продажи ? доли в праве собственности на земельный участок и направлении налоговому органу письменных возражений от 24 апреля 2023 года на акт налоговой проверки от 22 марта 2023 года, по сути заявлял о недостоверности оспариваемой кадастровой стоимости, что выразилось, по утверждению Притуло А.В, в значительном (практически более чем в 10 раз) превышении кадастровой стоимости названного земельного участка по отношению к другим участкам, предназначенным для строительства многоквартирных жилых домов, в том числе по отношению к кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, из которого посредством перераспределения с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, был образован спорный участок.
Кроме того, Притуло А.В. обращал внимание на существенное, более чем в 2, 5 раза превышение оспариваемой кадастровой стоимости по сравнению с кадастровой стоимостью, которая устанавливалась по состоянию на 17 марта 2022 года (в размере рыночной) и по состоянию на 1 января 2022 года (по результатам очередной кадастровой оценки) с периодом применения соответственно 2022 год и с 1 января 2023 года до настоящего времени, что, по мнению административного истца, также свидетельствует о допущенной при проведении кадастровой оценки спорного участка ошибке.
В дополнительных объяснениях ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 28 июня 2023 года отмечено, что при определении оспариваемой кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером N, предназначенный для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки), был отнесен к сегменту 2 "Жилая застройка среднеэтажная и многоэтажная)" к коду расчета 02:061 "Многоэтажная жилая застройка. Размещение многоквартирных домов высотой девять надземных этажей и выше, размещение в многоквартирном доме машино-мест", при этом расчет кадастровой стоимости осуществлялся с использованием удельных показателей рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для индивидуальных жилых домов с проведением корректировки по виду разрешенного использования.
В частной жалобе на определение суда от 3 августа 2023 года Притуло А.В. также акцентирует внимание на существенную (кратную) разницу между кадастровой стоимостью, установленной по состоянию на 16 декабря 2020 года в размере 197 025 468, 64 руб, и последующей кадастровой стоимостью при неизменных характеристиках земельного участка.
На основании части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
В соответствии с общими положениями, предусмотренными пунктом 5 части 2 статьи 125 КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству
административный истец или его представитель, помимо прочего, передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления, административный ответчик или его представитель уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований, суд совершает необходимые процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.
По смыслу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 39, статей 125, 135, 178 КАС РФ под основанием административного иска понимаются фактические обстоятельства, с которыми в силу норм материального права связываются возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения, соответственно, суд обязан выяснить обстоятельства, касающиеся существа заявленных требований, определить характер спорных правоотношений и подлежащий применению закон на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в соответствии со ст. 132, 135 КАС РФ и разрешить дело с учетом того основания административного иска и того требования, которые заявлены административным истцом.
В данном случае изложенные Притуло А.В. фактические обстоятельства, связанные со значительным изменением кадастровой стоимости объекта, могут свидетельствовать не только о несоответствии оспариваемой кадастровой стоимости объекта его рыночной стоимости, но и о несоответствии законодательству об оценочной деятельности акта об определении кадастровой стоимости объекта по состоянию на 16 декабря 2020 года (из двух величин кадастровой стоимости на эту дату административный истец по сути указывает на недостоверность кадастровой стоимости в размере 197 025 468, 64 руб.).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При этом, как обращено внимание в пункте 5 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в связи с тем, что правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Исходя из указанных административным истцом фактических обстоятельств, в том числе связанных с определением размера оспариваемой кадастровой стоимости, со сроками уплаты налога на доходы физических лиц по истечении налогового периода 2021 года и перехода на территории Волгоградской области с 1 января 2022 года к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в ходе производства по делу следовало предложить административному истцу конкретизировать (с учетом оснований заявленных требований) избранный Притуло А.В. способ защиты его права на пересмотр необоснованно завышенной, по его мнению, архивной кадастровой стоимости.
В зависимости от характера административных исковых требований подлежит определению форма судопроизводства, различающаяся применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 21 КАС РФ и главы 25 КАС РФ.
Поскольку судом первой инстанции не было предложено административному истцу конкретизировать требования с учетом указанных фактических обстоятельств, изложенные в определении от 3 августа 2023 года выводы об утрате Притуло А.В. права на пересмотр кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 16 декабря 2020 года в размере 197 025 468, 64 руб. в настоящее время объективно не подтверждены.
При таких обстоятельствах определение от 3 августа 2023 года подлежит отмене с возвращением дела в части требований Притуло А.В. об оспаривании архивной кадастровой стоимости на новое рассмотрение, в ходе которого следует учесть вышеприведенные обстоятельства и разрешить спор в соответствии с законом.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Волгоградского областного суда от 3 августа 2023 года отменить.
Административное дело по административным исковым требованиям Притуло А.В. об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, установленной по состоянию на 16 декабря 2020 года, направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2023 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.