Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2024 г. N 66-ИКАД24-1-А5 настоящее определение оставлено без изменения
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Рукавишникова Е.А, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Ворсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-138/2023) по административному исковому заявлению Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене постановления Избирательной комиссии Иркутской области N 27/232 от 13 сентября 2023 года "Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва", обязании признать выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным округам несостоявшимися, результаты - недействительными, по апелляционной жалобе Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Иркутского областного суда от 04 октября 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Обухова А.В, представителя Избирательной комиссии Иркутской области Ветошкиной Е.Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07 июня 2023 года N 69/1-ЗС4 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области (далее - Избирательная комиссия) от 27 июля 2023 года N 14/156 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый Иркутским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 04 августа 2023 года зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Постановлением Избирательной комиссией Иркутской области от 13 сентября 2023 года N 27/232 выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными (далее - постановление N27/232).
Иркутское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в лице представителя Обухова А.В. обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об отмене постановления N 27/232, обязании признать выборы Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и 22 одномандатным округам не состоявшимися, результаты недействительными, указывая, что выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва проведены с грубыми нарушениями действующего избирательного законодательства, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Указывает, что обязанности руководителя аппарата Зиминской городской Думы исполнялись ее председателем ФИО5, что нарушает требования действующего законодательства. Кроме того, действующий депутат и председатель Зиминской городской Думы ФИО5 не была освобождена от занимаемых должностей. Считает, что указание сведений о кандидате в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области ФИО5. в части сведений о замещаемых должностях депутата и председателя Думы Зиминского городского муниципального образования, регистрация списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, которая подтверждает законность включения указанных сведений о кандидате и, соответственно, законность замещения должностей ФИО5, нарушает требования действующего законодательства и является основанием для отмены регистрации указанного кандидата. Полагает, что вся региональная группа N 16 областного списка кандидатов, выдвинутого Иркутским региональным отделением ВПП "Единая Россия", состоящая на тот момент из трех человек, подлежала снятию с выборов, что существенным образом повлияло бы на итоги голосования и итоги выборов в целом.
Указывает о массовом (неоднократном) нарушении со стороны Иркутского регионального отделения ВПП "Единая Россия" ограничений и запретов, установленных статьей 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Указывает, что постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от 15 сентября 2023 года N 28/234 и N 28/235 на основании личных заявлений из областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Иркутским региональным отделением ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", были исключены кандидаты, избранные депутатами Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва. Такой массовый отказ избранных кандидатов от депутатских мандатов свидетельствует о допущенном с их стороны злоупотреблении своим пассивным избирательным правом. Допущенные грубые нарушения избирательного законодательства, в том числе Федерального закона "О политических партиях", на состоявшихся выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области 4-го созыва нарушают право Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на участие в выборах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решением Иркутского областного суда от 04 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" отказано.
Не согласившись с решением суда, представителем Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Обуховым А.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Считает, что Иркутским областным судом не была проведена подготовка административного дела к судебному разбирательству. В нарушении требований статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом не принято во внимание решение Иркутского областного суда от 13 февраля 2023 года. Не согласен с выводом суда о том, что стороной административного истца не представлены в суд документы, подтверждающие нарушения ВПП "Единая Россия" запретов, установленных Федеральным законом "О политических партиях". Такие документы были представлены, однако суд отказался их рассматривать, что подтверждается протоколом судебного заседания. Нарушения допущенные ВПП "Единая Россия" являются нарушениями избирательного законодательства. Также указывает, что установление конкретных фактов наличия или отсутствия нарушений закона является обязанностью суда, от которой суд фактически уклонился.
В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неверно определен состав сторон, участвующих в деле, указывая что, при рассмотрении данного дела затрагивались права всех избирательных объединений, участвовавших в выборах. Однако суд не поставил вопрос о привлечении избирательных объединений к участию в рассмотрении дела, а также не привлек их к участию по собственной инициативе.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Избирательной комиссии Иркутской области и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Обухов А.В, участвующий в деле с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал в полном объёме.
Представитель Избирательной комиссии Иркутской области Ветошкина Е.Г. просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права в связи с рассмотрением дела, минуя стадию подготовки к судебному заседанию, основано исключительно на ошибочном толковании норм права.
Судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 132 - 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела 28 сентября 2023 года вынесено определение о принятии дела к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении судебного заседания. Данным определением судом определен круг лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания, лицам, участвующим в деле разъяснены права и обязанности.
При таком положении нарушений процессуального законодательства при досудебной подготовке дела к судебному разбирательству судебная коллегия в действиях суда первой инстанции не усматривает. Нарушений требований главы 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области установлен Законом Иркутской области от 06 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области о выборах).
Согласно статье 90 Закона Иркутской области о выборах, отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области осуществляется в порядке и сроки, которые установлены в статьях 77, 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Пунктом 129 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дано разъяснение о том, что Закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. Суд также вправе отменить соответствующее решение комиссии, если установит иные существенные нарушения законодательства о выборах и референдумах, например распространение вводящих в заблуждение избирателей, участников референдума поддельных изображений, аудио- и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий, если такие нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (статья 44, пункт 2 статьи 45, пункт 1, подпункт "е" пункта 2 статьи 48, подпункт "д" пункта 1.2, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции верно отметил, что обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения данного административного дела, являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие нарушения, которые существенно отразились на избирательной кампании и ее итоговых результатах, повлияли на свободу выборов и не позволяют выявить действительную волю избирателей. Однако административным истцом таких обстоятельств не приведено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Доводы административного истца о неприменении в качестве преюдициального судебного акта решения Иркутского областного суда от 13 февраля 2023 года являются необоснованными, о том, что данным решением установлено нарушение ФИО5 антикоррупционного законодательства, не нашли своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона Иркутской области о выборах, при выдвижении избирательным объединением областного списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее срока, указанного в части 9 статьи 30 настоящего Закона, представляет в Избирательную комиссию Иркутской области, в том числе областной список кандидатов, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата.
Областным судом установлено, что в Избирательную комиссию Иркутской области были представлены документы о выдвижении Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" областного списка кандидатов, в котором, в качестве кандидата, была указана ФИО5. В заявлении о согласии баллотироваться в составе областного списка кандидатов были указаны сведения об основном месте работы и службы, занимаемой должности ФИО5 - Дума Зиминского городского муниципального образования, председатель.
Из решения Иркутского областного суда от 13 февраля 2023 года следует, что были удовлетворены исковые требования ФИО6 к Думе Зиминского городского муниципального образования о признании недействующим в части Устава Зиминского городского муниципального образования. Признана недействующей норма Устава, предусматривающей возможность председателю Думы осуществлять полномочия руководителя аппарата Думы.
Указанное административное дело рассмотрено в порядке абстрактного нормоконтроля и каких-либо выводов о нарушении ФИО5 требований антикоррупционного законодательства решение не содержит.
Из части 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права, поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как правильно указал областной суд, расположение отделений "Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в административных зданиях органов местного самоуправления не свидетельствует о том, что данное обстоятельство повлияло на волеизъявление избирателей и привело к искажению результатов голосования. Таких фактов при судебном разбирательстве не установлено.
Выводы суда о том, что информация об обращениях в Избирательную комиссию Иркутской области, Кировский районный суд города Иркутска не относится к предмету рассмотрения настоящего административного дела, являются верными и обосноваными, а доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм права.
Исходя из пункта 7 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения указываются только при условии, что такая жалоба подавалась.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что указание в административном исковом заявлении сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности необходимо только при установлении законодательством обязательного досудебного урегулирования спора.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона N 67-ФЗ отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов возможна только в судебном порядке.
Доводы дополнения к апелляционной жалобе о том, что суд не привлек к участию в деле избирательные объединения - Иркутское региональное отделение Политической партии ЛДПР, региональное отделение в Иркутской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа", региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Иркутской области, региональное отделение в Иркутской области Политической партии "РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ", Иркутское региональное отделение "Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не могут служить основанием к отмене обжалованного решения суда.
Частью 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Оставляя административное исковое заявление без удовлетворения, суд не разрешилвопрос о правах и обязанностях избирательных объединений - политических партий, участвующих в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
Оценив материалы дела, доказательства, представленные сторонами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд пришел к обоснованному и законному выводу о том, что административным истцами не представлено данных о нарушении избирательного законодательства, повлиявших на волеизъявление избирателей на выборах в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва и не позволивших с достоверностью определить действительную волю избирателей.
Поскольку доводы административного истца, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, они не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 04 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 30 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.