Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу департамента образования
администрации города Липецка
от 12 сентября 2011 г. N 765
Концепция
единого воспитательного пространства города Липецка (2011 - 2015 г.г.)
1. Общие положения
Концепция единого воспитательного пространства города Липецка (далее - Концепция) разработана на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Законов РФ "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и других документов, составляющих пакет федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
Содержание Концепции определено также "целями и ориентирами, видением желаемого будущего города", обозначенными в Стратегическом плане развития г. Липецка до 2016 года.
В основу данной Концепции положено понимание воспитания как целенаправленного "управления процессом развития личности за счет создания благоприятных для этого условий" (Х. Лийметс), в связи с чем в качестве рабочего определения воспитательного пространства принято следующее: "Воспитательное пространство - специально организованная взрослыми совместно с детьми гуманитарная среда, создающая не только дополнительные, но и принципиально новые возможности для развития личности ребенка". Основой его проектирования является обращенность к концепции личностно-ориентированного образования, приоритетом которого является формирование и развитие личности, способной на осознанный и ответственный выбор поведения в разных жизненных ситуациях в соответствии с общечеловеческими и социально значимыми ценностями.
Концепция определяет специфику, теоретические предпосылки, педагогические условия, механизмы создания единого воспитательного пространства города Липецка.
2. Актуальность разработки Концепции единого воспитательного пространства города Липецка
Современный период в российской истории характеризуется как "период смены ценностных ориентиров", связанный с крупными социально-политическими изменениями в стране. Некоторые негативные последствия радикального экономического и политического реформирования 90-х годов XX века оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к государству, обществу, закону, труду, друг другу. "Смена ценностных ориентиров" нарушила духовное единство общества, привела к деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Между тем в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ в 2007, 2008 годах отмечалось, что духовное единство народа, объединяющие его моральные ценности - такой же важный фактор развития страны, как экономическая и политическая стабильность. В них же подчеркивалась ключевая роль воспитания в духовно-нравственной консолидации российского общества, повышении доверия человека к жизни в России, настоящему и будущему своего Отечества. Все это обусловливает необходимость формирования нового воспитательного потенциала общества.
В Российской Федерации в 80-90-е годы прошлого века был разработан ряд документов, составляющих нормативную основу воспитательной деятельности. Тем не менее, следует подчеркнуть, что воспитательный идеал (т.е. "образ человека, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях") на протяжении всего постсоветского периода существования страны сформулирован и нормативно закреплен не был. Быстрый демонтаж советской идеологии создал условия для формирования идеала свободной в своем самоопределении и развитии личности. Помимо безусловных преимуществ, его достижение привело и к серьезным последствиям, о которых уже шла речь: нередко "свободная в своем самоопределении личность" оказывалась свободной от национальных ценностей и традиций, обязательств перед семьей и обществом.
Современный национальный воспитательный идеал сформулирован в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Этим документом определены также система базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Поскольку главным принципом апробации стандартов второго поколения является принцип вариативности, опоры на самостоятельность и инициативность регионов, принципиально важной становится деятельность по созданию Концепции единого воспитательного пространства города Липецка и формированию механизмов ее реализации. Поэтому задачу разработки данной Концепции ставит ведомственная целевая программа "Развитие образования в г. Липецке (2010 - 2012 г.г.)", в которой делается ставка на социальную активность и личностную ориентированность муниципальной среды.
Создание единого воспитательного пространства г. Липецка приблизит к решению важнейшей цели системы образования: повысит ее воспитательный потенциал. Тем более что данные ежегодного социологического исследования, проводимого в рамках функционирования муниципальной системы оценки качества образования, свидетельствуют о необходимости "усиления воспитательной работы с детьми и подростками" (на этом настаивают более 40% респондентов).
Кроме того, наличие единого воспитательного пространства г. Липецка позволит устранить проблему разрозненности воспитательного воздействия на ребенка, оказываемого учреждениями различной ведомственной отнесенности, и даст возможность обеспечить преемственность между воспитательными программами, реализуемыми в системах дошкольного и начального общего образования, между программами формирования здорового образа жизни детей и подростков, реализуемыми учреждениями образования, здравоохранения, физкультуры и спорта.
Если принять во внимание главную цель, обозначенную в Стратегическом плане развития города Липецка до 2016 года ("устойчивый рост качества жизни населения") и одну из ее подцелей ("формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни"), то единое воспитательное пространство города может быть рассмотрено и как необходимое условие для исполнения основного документа, регламентирующего "развитие города и позволяющего принимать текущие решения с учетом стратегических целей".
3. Научное обоснование и предпосылки создания единого воспитательного пространства города Липецка
Сегодня, когда остро осознается особая роль воспитания в развитии общества, в педагогической и социальной практике отрабатываются различные модели воспитательного пространства, являющегося необходимым условием становления личности ребенка.
К настоящему времени определены возможности воспитательного пространства в процессе становления и развития социокультурной идентичности школьников (М.В. Шакурова); описаны феномены "пространства детства" (И.Д. Демакова), "воспитательного пространства школьного бытия подростка" (Д.В. Григорьев), "ребенка как субъекта и творца пространства своего бытия" (Селиванова Н.Л., Вульфов Б.З.). В некоторых исследованиях дается характеристика здоровьесберегающего пространства школы (О.Е. Подгорная), пространства ее взаимодействия с детским садом (И.П. Золотухина). Многочисленные педагогические исследования посвящены вопросам создания воспитательного пространства дошкольного учреждения (Е.В. Кабанова), класса (В.Е. Перова), учебно-воспитательного комплекса (М.А. Тыртышная), детского дома (Л.Г. Нуретдинова, В.В. Комаров), городской и сельской школ (В.Г. Кашков; М.И. Овечкин), колледжа (В.Б. Черноиванов), др.
В ряде научных работ дано описание воспитательного пространства города (М.В. Корешков); рассмотрены проблемы межведомственного управления воспитательным пространством региона (проект под рук. И.Д. Демаковой), проанализированы аспекты его моделирования (А.В. Гаврилин; Питиль М.В.).
Таким образом, анализ современных педагогических исследований и практика российского образования свидетельствуют: разработка разных моделей воспитательного пространства (учреждения, муниципалитета, региона) перспективна и значима, поскольку позволяет обеспечить условия для развития, социальной адаптации и самореализации личности.
При проектировании единого воспитательного пространства г. Липецка были учтены два подхода к определению его специфики, активно используемые в педагогической науке. Согласно первому под ним понимается "целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, малого или большого города, области)" (Л.И. Новикова). При таком понимании основным механизмом создания пространства является взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию.
Данный подход к формированию воспитательного пространства актуален для г. Липецка, в котором сложилась практика межведомственного взаимодействия при реализации городских целевых программ ("Образование и здоровье (2003 - 2005 г.г.)", "Программа по профилактике правонарушений в г. Липецке (2007 - 2010 г.г.)", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками (2007 - 2010 г.г.)"), социальных проектов в области образования ("Современная школа - будущее страны", "Здоровье детей - здоровье нации", "Воспитание. Досуг. Социализация", "Одаренные дети", "Чужих детей не бывает", "Шаг навстречу"). Согласно второму подходу к трактовке понятия "воспитательное пространство" оно представляется как динамическая сеть взаимосвязанных событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (Д.В. Григорьев). Реализация этого подхода предполагает наличие в жизни детей значимых, эмоционально насыщенных, незабываемых дел. Коллективными субъектами воспитательного пространства являются профессиональные общности, занимающиеся воспитанием детей (детские сады, школы, учреждения системы дополнительного образования, культуры, спорта, др.). Индивидуальными - педагоги, родители, врачи, юристы, библиотекари и те люди, встреча с которыми может превратиться для ребенка в событие.
Данный подход к формированию воспитательного пространства так же, как и первый, актуален для г. Липецка, где на протяжении многих лет на межведомственной основе проводятся широкомасштабные городские акции, мероприятия которых становятся событиями в жизни детей и городского сообщества: "Сын. Отец. Отечество" (2006 год; число участников - 500 семейных команд), "Только вместе!" (2007 год - 30 тыс. участников, межведомственное взаимодействие 20-ти городских организаций), "Семья года" (2008 год; число участников - 1300 семейных команд, 10 тыс. человек), "Спешите делать добро" (2009 год; количество участников - 14 тыс. человек), "Мы - наследники Победы" (2010 год; количество участников - более 83 тыс. человек), "Мой город - моя гордость" (2011 год; количество участников - более 100 тыс. человек).
4. Предназначение единого воспитательного пространства города Липецка, характеристики, связанные с проблемами его формирования, условия оптимального функционирования
Анализ научных работ и педагогического опыта позволяет определить несколько значимых характеристик воспитательного пространства, связанных с проблемами его создания:
- "воспитательное пространство не складывается само по себе - оно рождается внутри действительности благодаря специально организуемой деятельности" (Н.Л. Селиванова);
- создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, обусловленные выбором его субъектами приоритетов деятельности, и внешние, которые состоят в освоении сообществом детей и взрослых окружающей среды;
- обязательным условием формирования воспитательного пространства города является обеспечение межведомственного подхода к реализации воспитательной политики, соблюдение профессиональными сообществами и общественными организациями, занимающимися воспитанием детей, единых подходов, принципов к организации воспитательной деятельности, единых ее целей и задач.
Моделируемое воспитательное пространство г. Липецка может рассматриваться как необходимый и эффективный механизм личностного развития детей и подростков. В связи с этим его предназначением является создание условий для проявления детьми своих интересов, способностей, удовлетворения потребности в саморазвитии и самореализации, единения своих достижений в интересах развития г. Липецка. Следовательно, его оптимальное функционирование невозможно без:
- предоставления свободы вхождения ребенка в воспитательное пространство; выбора им содержания и форм деятельности, позволяющей достигать наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
- обеспечения возможности исполнять различные социальные роли и функции; выбирать (менять) различные коллективы, общности;
освоения различных подпространств воспитательного пространства: культурного, природного, информационного, социального;
- построения диалоговых отношений детей и подростков с людьми различных возрастов и социальных групп.
Условиями эффективного функционирования воспитательного пространства принято считать "гибкую" структуру пространства, его событийность, диалоговый режим создания; наличие цели, разделяемой всеми его субъектами (единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистических ценностей) и разветвленную систему отношений между ними.
5. Цели и задачи единого воспитательного пространства города Липецка
Единой целью воспитательного влияния на ребенка является достижение современного воспитательного идеала, формирование базовых национальных ценностей, воспитание личности, соответствующей модели (портрету) будущего выпускника школы-гражданина России (1).
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовыми национальными ценностями провозглашены патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, г природа, человечество.
Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины; уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата; осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность - таковы основные черты портрета выпускника школы - будущего гражданина России.
На основе современного воспитательного идеала, базовых национальных ценностей, основных черт портрета будущего гражданина России сформулирована цель единого воспитательного пространства г. Липецка. Она состоит в том, чтобы обеспечить условия для подготовки человека развитого, компетентного, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящегося творчески преобразовывать муниципальную среду в соответствии с общечеловеческими и социально-значимыми ориентирами.
С учетом цели и предназначения единого воспитательного пространства г. Липецка определены его задачи.
- обеспечение межведомственного подхода к реализации воспитательной политики;
- расширение круга субъектов воспитательной деятельности, достижение нового уровня их взаимодействия;
- восстановление ответственности и активной роли родителей в воспитании детей.
6. Субъекты единого воспитательного пространства города Липецка
Субъектами воспитательного пространства г. Липецка являются Липецкий городской Совет депутатов, администрация города Липецка, ее структурные подразделения (департамент образования, департамент здравоохранения, департамент культуры, департамент дошкольного образования, департамент физической культуры и спорта, департамент социальной защиты, департамент по работе с населением и связям с общественностью, управление экологии, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, пресс-служба) и подведомственные им учреждения. Помимо функций, отнесенных к их компетенции (обеспечение условий для становления ценностных ориентации детей и подростков, формирования гуманистического поведения, утверждения идеологии здорового образа жизни, освоения культурного опыта человечества и культурного развития, профилактики безнадзорности, т.д.) структурные подразделения администрации города Липецка и подведомственные им учреждения при организации своей деятельности решают общие для всех воспитательные задачи, определенные Концепцией единого воспитательного пространства г. Липецка, участвуют в механизмах его формирования и развития, руководствуются едиными принципами содержания воспитания.
Субъектами единого воспитательного пространства города Липецка являются также общественные организации (Общественный совет по развитию образования в г. Липецке, Ассамблея родительской общественности г. Липецка, Совет родительской общественности, городской общественный координационный совет по вопросам работы с молодежью, Липецкий городской Совет ветеранов, Молодежный Парламент города Липецка, городской Совет лидеров ученического самоуправления и детского движения, городской Совет ветеранов педагогического труда, др.).
В числе субъектов единого воспитательного пространства г. Липецка находятся учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Значимой в создании единого воспитательного пространства г. Липецка видится роль Липецкого государственного педагогического университета, который готовит кадры для образовательных учреждений (детских садов, школ, учреждений дополнительного образования), являющихся основными институтами общества, реализующими цели воспитания.
7. Механизмы создания единого воспитательного пространства города Липецка
В соответствии с принятыми Концепцией подходами к пониманию воспитательного пространства основным механизмом создания является взаимодействие его субъектов на основе единых целей и задач, принципов и способов воспитания. Концепция ориентирована на современные подходы к организации воспитания: личностно-ориентированный, деятельностный, средовой, а также на вариативность и многокритериальность оценки воспитательного процесса.
Для совершенствования и развития содержания воспитания должна соблюдаться приоритетность следующих принципов:
- системности, который предполагает целостность, наличие структурной организации и многообразных связей, а также интегративных качеств подхода к воспитанию как к сложному системному процессу;
- гуманистической направленности, который предполагает отношение к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;
- интегративности процесса обучения и воспитания, который основывается на единстве целей и задач организованного педагогического процесса;
- природосообразности, который предполагает воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование у них ответственности за саморазвитие, за экологические последствия своего поведения.
- культуросообразности, который предполагает основанность воспитания на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
- вариативности, который предполагает удовлетворение потребностей детей, подростков, молодежи в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций.
- эффективности социального взаимодействия, который предполагает осуществление воспитания в коллективах различного типа, что обеспечивает успех процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, социальной адаптации, самореализации.
- демократизма, который подразумевает учет интересов, прав и обязанностей всех участников воспитательного процесса, поддержку самодеятельности и самоуправления.
Консолидация усилий педагогов, жителей города, родительской общественности, представителей разных отраслей социокультурной среды муниципалитета по достижению единых воспитательных целей будет осуществляться по двум направлениям деятельности:
1) От социального партнерства воспитательных систем - к воспитательному пространству города (предполагается сетевое взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования по реализации единого предметного содержания воспитательной деятельности);
2) От педагогического освоения культурной, социальной, информационной среды муниципалитета - к воспитательному пространству города (предполагается взаимодействие различных субъектов муниципальной среды для достижения единых целей и задач, обеспечения единства принципов и способов воспитания детей и подростков).
Достижение единых воспитательных целей планируется осуществлять через организацию общегородских акций, проектов, событий воспитательной направленности, а также реализацию межведомственных муниципальных воспитательных программ: "Я - липчанин, я - гражданин России", "Я и моя семья" ("СемьЯ"), "Я и мир вокруг меня", "Я и мое здоровье", которые регламентируют сроки, условия и порядок проведения, круг участников сетевых воспитательных проектов и событий.
8. Критерии сформированности воспитательного пространства города Липецка
Критериями сформированности воспитательного пространства являются:
1) представленность основных ценностных ориентиров (интеллект, гражданственность, патриотизм, здоровье, нравственность, труд и творчество, др.) в сознании субъектов проектирования (педагогов, управленцев, представителей общественности) и в системе ценностных ориентиров обучающихся;
2) сформированность структуры воспитательного пространства муниципалитета как ряда факторов, влияющих на актуализацию указанных ценностных ориентиров:
- согласованность целей развития воспитательного пространства на уровнях: учреждение культуры, образования, физкультуры и спорта, др. - муниципалитет;
- наличие целевых воспитательных акций, проектов;
- качество программ воспитательных систем;
- общественно-государственный характер управления воспитательным пространством муниципалитета;
- наличие специальных организационных структур, формирующих воспитательное пространство города;
- ресурсное обеспечение воспитательного пространства (кадровое, методическое, материально-техническое). Сформированность указанных в п. 1 основных ценностных ориентиров в сознании субъектов воспитательного пространства отслеживается в ходе системных мониторинговых исследований, определенных муниципальными воспитательными программами.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования администрации г. Липецка от 12 сентября 2011 г. N 765 "Об утверждении Концепции единого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.