Рассмотрев информацию о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Липецка, представленную Главой города Липецка, руководствуясь статьями 20, 36 Устава города Липецка, учитывая решение постоянной комиссии по экономике, бюджету и муниципальной собственности, Липецкий городской Совет депутатов решил:
1. Принять к сведению информацию о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Липецка (прилагается).
2. Администрации города Липецка:
1) ускорить внесение в Липецкий городской Совет депутатов проекта нормативного правового акта города Липецка, определяющего размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Липецка;
2) утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого |
И.В. Тиньков |
Секретарь сессии |
Б.А. Бондарев |
Информация
о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Липецка
Принята решением сессии Липецкого городского
Совета депутатов от 29.11.2011 N 382
1. Поиск дополнительных поступлений в бюджет города является сегодня одной из основных задач, поставленных Главой города перед администраторами доходов городского бюджета.
В целях увеличения доходной части бюджета города Липецка, уточнения налоговой базы, снижения недоимки по налогам, зачисляемым в городской бюджет, администрацией города Липецка ежегодно проводятся следующие мероприятия.
Распоряжением администрации города Липецка от 08.11.2010 N 934-р утверждена Программа мероприятий по организации работы по мобилизации доходов бюджета города Липецка на 2010 - 2012 г.г., в которой обозначены основные задачи и мероприятия в разрезе каждого администратора доходов городского бюджета по сбору налогов и платежей и своевременному их поступлению в бюджет города.
Для решения вопроса снижения недоимки по налоговым платежам в городской бюджет при администрации города Липецка созданы 2 комиссии - комиссия по снижению недоимки в бюджет города и комиссия по работе с убыточными предприятиями, обеспечению своевременности выплаты заработной платы и ее легализации. Результатом работы данных комиссий в отчетном периоде является снижение задолженности прошлых лет по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет города Липецка и поступление их в бюджет в объеме 13,1 млн. руб.
Кроме того, в целях снижения недоимки по неналоговым платежам администраторами неналоговых доходов проводится претензионно-исковая работа, в результате чего в отчетном периоде в бюджет города поступило порядка 100 млн. руб.
В целях увеличения поступлений в бюджет города Липецка по налогу на доходы физических лиц администрация города проводит активную работу по выявлению и передаче в налоговые органы информации по обособленным строительно-монтажным подразделениям, головные организации которых состоят на налоговом учете в других регионах.
В результате, за отчетный период поставлено на учет 8 обособленных подразделений, от которых в территориальный бюджет поступило 5,6 млн. руб., в т.ч. в городской бюджет - 1,8 млн. руб.
Постоянно ведется работа по уточнению сведений о земельных участках, зарегистрированных до 1998 года и их правообладателях, размежеванию земельных участков, на которых находятся многоквартирные дома. В результате данной работы земельные участки сформированы по 221 дому и поставлены на кадастровый учет.
В рамках поручений областной администрации о пересмотре и оптимизации предоставленных налоговых льгот по местным налогам, а также их мониторинге, администрацией города, в целях увеличения доходной части бюджета города Липецка:
- с 01.01.2011 года отменены налоговые льготы по земельному налогу для учреждений искусства, образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, детских оздоровительных учреждений, финансируемых из областного бюджета;
- постановлением администрации города Липецка от 10.10.2011 N 1385 утвержден Порядок оценки и эффективности налоговых льгот по местным налогам.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, в бюджете города предусмотрено порядка 1,0 млн. руб. на проведение сплошной инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на территории города Липецка.
Созданы условия для увеличения поступлений единого налога на вмененный доход - повышены значения корректирующего коэффициента К2, используемого для исчисления единого налога на вмененный доход. Указанные новации позволять привлечь в городской бюджет в 2012 г. порядка 45 млн. руб. доходных источников.
С учетом всех вышеперечисленных мероприятий, по состоянию на 1 ноября текущего года в бюджет города поступило 4 млрд. 504 млн. руб. налоговых и неналоговых доходов, что на 333 млн. руб. превысило аналогичные показатели 2010 г. (факт на 01.11.2010 - 4 млрд. 171 млн. руб.).
2. Второй основной задачей, поставленной перед структурными подразделениями администрации города Липецка, является эффективное расходование бюджетных средств на реализацию плановых мероприятий, целевых программ, а также постоянный анализ результативности подведомственных учреждений.
В структуре расходной части бюджета города Липецка большую долю устойчиво занимают расходы на социально-культурную сферу, в связи с чем, администрация города приоритетом в работе по повышению эффективности расходования бюджетных средств считает, прежде всего, данное направление.
Средства на оплату труда с начислениями ежегодно составляют практически треть от общего объема расходов бюджета города, что также характеризует его социальную направленность.
С 2009 года в городе Липецке осуществлен переход на отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных учреждений, которая позволяет обеспечить прямую связь между результатами работы и заработной платой работников.
Более того, в городе разработаны и уже действуют такие меры стимулирования работников социально-культурной сферы, как доплаты молодым специалистам, гранты лучшим по профессии, что также является показателем эффективности расходования средств на данные цели.
За счет средств городского бюджета в 2011 году реализуются 16 городских целевых и 14 ведомственных программ. В настоящее время администрацией прорабатывается вопрос о разработке аналитических программ ведомств, куда будут входить практически все расходы соответствующей отрасли, что позволит более четко сформулировать цели и задачи соответствующего ведомства и, в результате, продемонстрирует степень эффективности расходов того или иного направления.
Департаментом экономики администрации города Липецка ежегодно проводится оценка эффективности городских целевых и ведомственных программ в соответствии с утвержденными критериями.
В 2011 году продолжена реализация комплекса мероприятий Городской программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Липецка на 2010 - 2012 годы", которые направлены, прежде всего, на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
В настоящее время разработан Порядок стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных учреждениях города Липецка, с помощью которого уже в 2012 г. мы сможем повысить мотивацию руководителей к проведению энергосберегающих мероприятий. Сэкономленные в результате таких мероприятий средства останутся в учреждении, будут направлены на его развитие и стимулирование сотрудников, что также являются рычагом для повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Внедрение с 1 января 2009 г. в бюджетный процесс города Липецка методов бюджетирования, ориентированного на результат, обусловлено началом перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию услуг, оказываемых этими учреждениями на основе муниципальных заданий.
С целью координации действий по переходу на новые принципы финансирования, в 2008 году по распоряжению главы города Липецка была создана рабочая группа, в состав которой вошли руководители экономических служб всех структурных подразделений администрации.
В ходе деятельности рабочей группы был разработан и утвержден План реформирования муниципальных финансов города Липецка, реализация мероприятий которого позволила начать внедрение в бюджетный процесс города новых инструментов составления и исполнения бюджета.
Начиная с 2009 года в отраслях социально-культурной сферы главными распорядителями бюджетных средств разработаны и утверждены перечни услуг, оказываемых подведомственной сетью, а также показатели качества их предоставления. Кроме этого, приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий для бюджетных и автономных учреждений.
В 2011 году главными распорядителями бюджетных средств составлено и доведено до подведомственных учреждений 270 муниципальных заданий, контроль за выполнением которых осуществляют и главные распорядители бюджетных средств, и департамент финансов администрации города Липецка.
С 1 января 2009 года в городе Липецке были созданы первые муниципальные автономные учреждения путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. В автономию "ушли" три городских парка, дворец культуры и зоопарк. На сегодняшний день на территории города функционирует шесть муниципальных автономных учреждений.
Сегодня деятельность существующих автономных учреждений показывает положительные результаты. Полученная финансовая самостоятельность позволила сократить текучесть кадров, повысить заработную плату, расширить спектр дополнительных услуг, увеличить доходы учреждения.
С принятием Федерального закона N 83-ФЗ перед администрацией города встала задача по адаптации принятых ранее нормативных правовых актов и наработанных механизмов бюджетирования к требованиям нового законодательства.
В целях реализации на территории города Липецка положений указанного закона в 2010 году разработан и утвержден План по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений города, представляющий собой перечень мероприятий, реализация которых позволит осуществить внедрение новых принципов функционирования и финансирования сети учреждений. До 1 декабря 2011 года планируется выполнить все мероприятия данного Плана.
В настоящее время внесены изменения в ключевые муниципальные правовые акты города - Устав и Положение о бюджетном процессе, подготовлена нормативная база, регламентирующая порядок изменения типа муниципальных учреждений, принято Положение об отдельных вопросах правового регулирования бюджетных и казенных учреждений в переходный период.
На сегодняшний день из функционирующих 270 муниципальных учреждений 14 - переведены в статус казенных, 6 - в автономные. Для органов местного самоуправления Федеральным законом N 83-ФЗ установлен переходный период до 1 июля 2012 года, однако администрация города планирует уже с 1 января 2012 года осуществить переход и к новым типам учреждений, и к соответствующему порядку их финансового обеспечения.
В связи с этим, перед главными распорядителями бюджетных средств сегодня поставлена задача о проведении инвентаризации утвержденных ранее перечней услуг, выделении из них, при необходимости, работ, а также формировании отдельного реестра услуг, оказываемых за плату и не входящих в муниципальное задание. Кроме этого, в настоящее время вносятся изменения в показатели качества предоставления бюджетных услуг.
Полномасштабное внедрение мер по повышению эффективности финансовой системы города в целом зависит от готовности каждого субъекта бюджетного планирования к реализации поставленных задач.
Начиная с 2009 года, департаментом финансов администрации города Липецка проводится мониторинг качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Липецка.
Оценке подвергается деятельность главных распорядителей по составлению и исполнению бюджета. В состав критериев входят индикаторы, позволяющие определить не только уровень планирования и эффективность расходования средств, но и способность главных распорядителей взаимодействовать с подведомственными учреждениями в условиях внедрения новых принципов финансирования.
Мониторинг проводится в соответствии с утвержденным Порядком (постановление главы города Липецка от 21.07.2009 N 1715 "Об утверждении порядка распределения части бюджета вновь принимаемых обязательств при формировании проекта бюджета города Липецка"), а его результат - составление рейтинга главных распорядителей на основании набранного количества баллов и поощрение победителей.
Такая форма анализа деятельности главных распорядителей бюджетных средств не только позволяет выявить достигнутые результаты и "проблемные места", она стимулирует главных распорядителей к повышению уровня и качества финансового менеджмента.
Важнейшим шагом на пути модернизации бюджетного процесса города стало внедрение в 2010 году программного комплекса "Автоматизированная система управления бюджетным процессом главных распорядителей бюджетных средств".
Программный комплекс позволил осуществить автоматизацию задач, реализация которых связана с деятельностью главных распорядителей бюджетных средств по формированию бюджетных проектировок и муниципальных заданий.
Возможности автоматизированной системы позволяют осуществлять формирование муниципальных заданий, контролировать их выполнение, а также существенно повышают эффективность деятельности главных распорядителей бюджетных средств по реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Сегодня в городе ведется активная реализация Городской целевой программы "Реформирование муниципальных финансов в городе Липецке на 2011 год", которая направлена на модернизацию бюджетной системы и повышение эффективности бюджетных расходов. Мероприятия Программы представляют собой комплекс задач, решение которых позволит нам не только обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджетной системы города, но и осуществить ее модернизацию.
Главными распорядителями бюджетных средств с целью повышения эффективности бюджетных расходов закупка товаров и услуг осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для установления начальной (максимальной) цены контракта систематически проводится анализ данных государственной статистической отчетности, официального сайта, реестра контрактов, результатов изучения рынка.
Так, например, в результате проведения торгов за 9 месяцев 2011 года в департаменте дошкольного образования сложилась экономия в сумме более 4 млн. рублей, которая позволила осуществить дополнительный объем работ по капитальному ремонту кровель и электрики в одном и отопления в двух дошкольных образовательных учреждениях; в департаменте по физической культуре и спорту за аналогичный период в результате аукционов сэкономлено более 1 млн. рублей, за счет чего приобретен спортивный инвентарь и оборудование, осуществлен текущий ремонт подведомственных учреждений; в результате проведения торгов в департаменте градостроительства и архитектуры также сложилась экономия бюджетных средств в объеме 44,5 млн. рублей или 4,6% к заявленной сумме, которая также направлена на осуществление других неотложных работ.
Также одним из направлений по повышению эффективности использования бюджетных средств являются мероприятия по проведению ревизий и проверок по вопросам исполнения смет расходов муниципальными бюджетными учреждениями и финансово хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.
Так, за 9 месяцев 2011 года департаментом финансов администрации города Липецка проведено 27 ревизий исполнения смет расходов, 4 проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, проверено состояние бухгалтерского учета в 41 учреждении. В результате, в бюджет города возмещено и восстановлено средств на сумму более 3 млн. рублей.
В случае выявления неэффективного использования средств, допустившим нарушения бюджетным учреждениям направляются рекомендации об их устранении и недопущении в последующем, также проводятся заседания Малого Совета администрации города Липецка, где принимаются соответствующие решения, в том числе и о дисциплинарной ответственности руководителей учреждений.
Ежегодно в качестве приложения к бюджету Липецким городским Советом депутатов утверждается Программа муниципальных гарантий и Программа муниципальных внутренних заимствований города. Необходимо отметить, что основное направление долговой политики города заключается в соответствии заимствований не только бюджетным потребностям, но и возможностям по гарантированному возврату этих средств в установленные сроки.
По состоянию на 1 апреля текущего года объем долговых обязательств города составил 1 млрд. 650 млн. рублей, из которых 450 млн. рублей - прямой долг, 1 млрд. 200 млн. рублей - муниципальная гарантия. Расходы на обслуживание составят по году 49 млн. Рублей, что в 2 раза меньше расходов прошлого года.
Это свидетельствует о сформировавшейся в администрации города стратегии управления муниципальным долгом, направленной, в первую очередь, на сокращение долговой нагрузки и достижение разумного баланса между срочностью и стоимостью долга.
В апреле текущего года решением Липецкого городского Совета депутатов одобрено предоставление гарантии в размере 466,5 млн. рублей по кредитному договору между МУП "Липецкая станция аэрации" и Европейским банком реконструкции и развития. Полученные кредитные ресурсы будут направлены на реконструкцию и восстановление аэрационной станции.
В дальнейшем политика администрации города в области заимствований будет носить преимущественно консервативный характер с вектором, направленным в сторону снижения долговых обязательств с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития города.
Необходимо отметить, что деятельность администрации города Липецка, направленная на проведение взвешенной и ответственной бюджетной политики, повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности бюджета города, в 2010 году удостоена наивысшей оценки (1-е место) областной администрации среди муниципальных районов и городских округов Липецкой области.
Данная тенденция продолжена и в т.г., так по результатам мониторинга качества управления финансами за девять месяцев т.г. город Липецк вошел в десятку лидеров.
Глава города Липецка |
М.В. Гулевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29 ноября 2011 г. N 382 "О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Липецка"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был