В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (прилагается).
2. Назначить полномочным представителем Липецкого областного Совета депутатов при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Руслякова В.И. - начальника управления экологии и природных ресурсов Липецкой области.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Липецкой области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого областного |
П.И. Путилин |
Проект
внесен
Липецким областным
Советом депутатов
Российская Федерация
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
См. Проект федерального закона N 29212-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 46, ст. 5554; 2009, N 1, ст. 17) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы деятельности, связанной с образованием и обращением с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.";
2) в статье 1:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, растений, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, выполнения работ (оказания услуг), потребления или в результате жизнедеятельности животных, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;";
б) дополнить новыми абзацами третьим-седьмым следующего содержания:
"биологические отходы - биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности;
медицинские отходы - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинской и (или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно - диагностических и оздоровительных процедур, а также фальсифицированные лекарственные средства;
бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения;
вторичное сырье - отходы, собранные (заготовленные) и подготовленные к повторному использованию;
мусор - мелкие неоднородные сухие или влажные отходы;";
в) в абзаце четвертом после слова "размещению" дополнить словами ", переработки, утилизации";
г) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
"сбор отходов - прием или поступление отходов от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения, переработки, утилизации таких отходов;";
д) в абзаце восемнадцатом слова "юридического лица или индивидуального предпринимателя" заменить словами "юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина";
е) дополнить новыми абзацами девятнадцатым-двадцатым следующего содержания:
"утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий;
переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования полученных сырья, энергии, изделий и материалов;";
ж) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Биологические и медицинские отходы относятся к отходам производства и потребления.";
3) в пункте 2 статьи 2 слова ", с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений" исключить;
4) в статье 3:
а) в абзаце пятом после слова "отходов" дополнить словами "на основе замкнутых технологических циклов";
б) дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"приоритет переработки, использования, утилизации отходов над их размещением.";
5) в статье 4:
а) в пункте 1 после слова "материалов," дополнить словами "веществ, растений,";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, переработке, утилизации и размещению отходов не меньшего класса опасности.";
6) статью 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Классы опасности отходов
Класс опасности отхода определяется их производителями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.";
7) в статье 5:
а) в наименовании после слова "отходами" дополнить словами "и вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья";
б) абзац первый после слова "отходами" дополнить словами "и вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья";
8) в статье 6:
а) в наименовании после слова "отходами" дополнить словами "и вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья";
б) абзац первый после слова "отходами" дополнить словами "и вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья";
9) статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, утилизации и переработке отходов
Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, утилизации и переработке отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности.";
10) в статье 10:
а) в наименовании слово "предприятий" заменить словом "производственных объектов";
б) в абзаце первом пункта 1 слово "предприятий" заменить словом "производственных объектов";
в) в пункте 3:
слово "предприятий" заменить словом "производственных объектов";
дополнить абзацем следующего содержания:
"При проектировании производственных объектов необходимо предусматривать технологии комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов на основе замкнутых технологических циклов.";
11) в статье 11:
а) в наименовании слово "предприятий" заменить словом "производственных объектов";
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации производственных объектов, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами и (или) с деятельностью, в процессе которой образуются отходы, обязаны:";
12) статью 12 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, при эксплуатации этих объектов обязаны использовать технологии сортировки отходов в целях вовлечения в хозяйственных оборот отходов, пригодных к использованию в качестве вторичного сырья.";
13) дополнить статьями 16.1-16.2 следующего содержания:
"Статья 16.1. Требования к обращению с биологическими отходами
1. При осуществлении деятельности, связанной с обращением с биологическими отходами, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны применять безопасные для здоровья человека и окружающей среды методы обезвреживания, переработки, утилизации биологических отходов.
2. Запрещается захоронение биологических отходов, их сбор и складирование в бытовых мусорных контейнерах, вывоз биологических отходов на объекты размещения отходов.
3. Особенности обращения с биологическими отходами устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 16.2. Требования к обращению с медицинскими отходами
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, деятельность которых связана с образованием и (или) обращением с медицинскими отходами, обязаны использовать эффективные и безопасные для здоровья людей и окружающей среды методы обезвреживания, переработки, утилизации медицинских отходов.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении медицинской и (или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур обязаны обеспечивать раздельный сбор инфицированного материала, токсичных и бытовых отходов.
3. Особенности классификации медицинских отходов по классам опасности и особенности обращения с медицинскими отходами устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.";
14) в пункте 3 статьи 20 слова "юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами" заменить словами "юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, в процессе которой образуются отходы и деятельность по обращению с отходами";
15) дополнить статьей 21.1 следующего содержания:
"Статья 21.1. Государственное регулирование использования, обезвреживания и захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства
1. Производители (импортеры) готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, обязаны обеспечивать их использование, обезвреживание и (или) захоронение в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Порядок использования, обезвреживания и захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели - производители и продавцы тары, пригодной для многоразового использования (продукции в таре, пригодной для многоразового использования), обязаны обеспечивать прием на территории субъекта Российской Федерации, на которой они осуществляют свою хозяйственную деятельность, тары, возвращаемой для многоразового использования, и оплату ее залоговой цены в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.";
16) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.";
17) дополнить статьей 23.1 следующего содержания:
"Статья 23.1. Плата за сбор, транспортирование отходов для их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, переработки, утилизации
1. Граждане, имеющие в собственности или пользовании недвижимое имущество, при эксплуатации которого образуются отходы (за исключением тары, возвращаемой для многоразового использования), обязаны передавать их специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим обращение с отходами, для дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, переработки, утилизации.
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы (за исключением тары, пригодной для многоразового использования), самостоятельно принимают меры по их использованию, обезвреживанию, размещению, переработке, утилизации, либо передают их специализированным организациям, осуществляющим обращение с отходами.
3. Собственники отходов вносят плату юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за сбор, транспортирование переданных отходов (за исключением тары, возвращаемой для многоразового использования) для их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, переработки, утилизации.
4. Расчет платы для граждан за сбор, транспортирование отходов (за исключением тары, возвращаемой для многоразового использования) для их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, переработки, утилизации производится в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.";
18) статью 28 дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами юридическими лицами влечет за собой административную, гражданско-правовую ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
19) в статье 29:
а) в пункте 1 после слова "требования" дополнить словами "о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,";
б) в пункте 2 после слова "требования" дополнить словами "о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,";
в) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, производится в порядке, установленном Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498) следующее изменение:
наименование статьи 51 изложить в следующей редакции:
"Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, и деятельности по обращению с отходами производства и потребления".
Статья 3
1. Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; N 30, ст. 4590) следующее изменение:
в пункте 30 части 1 статьи 12 после слова "обезвреживанию" дополнить словами ", переработке, утилизации".
Статья 4
1. Статья 1, за исключением пункта 12 настоящего Закона, статьи 2, 3 вступают в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункт 12 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования
Президент Российской Федерации |
Д.А. Медведев |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) обусловлено значительным изменением за последние пятнадцать лет международного законодательства об отходах и необходимостью приведения в соответствие с ним Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также ряда иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Российская Федерация, являясь стороной в более чем двадцати международных конвенциях по вопросам охраны окружающей среды, предусматривающих обязательства по уменьшению отрицательных воздействий на окружающую среду, также участвовала в принятии на 11 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Модельного закона "Об отходах производства и потребления".
В 2008 году была принята Директива "Об отходах" (2008/98/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 19 ноября 2008 года), которая внесла существенные изменения в регулирование правоотношений в области обращения с отходами.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ознаменовавший собой важный этап развития российского законодательства об отходах, в настоящее время не отвечает современным тенденциям правового регулирования в данной сфере, содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат. В законе не закреплены такие нормы, как обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; принцип комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов на основе замкнутых технологических циклов.
В Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" необоснованно исключена из сферы его действия деятельность по обращению с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время она регламентируется лишь подзаконными нормативными правовыми актами. Данное обстоятельство свидетельствует о переходе на более низкий по юридической силе уровень регулирования, что в целом отрицательно сказывается на правовом регулировании обращения с отходами.
Имеющееся в действующей редакции Закона определение отходов производства и потребления не охватывает по своему содержанию отходы, образующиеся в процессе сельскохозяйственной деятельности: остатки растений, продукты жизнедеятельности животных. При этом сельскохозяйственные отходы, отходы животного происхождения являются основным источником нитратного загрязнения подземных вод.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в настоящее время лицензированию подлежит лишь деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/ЕС от 19.11.2008 от организаций, собирающихся производить обработку отходов, необходимо требовать получения соответствующего разрешения.
В связи с этим предлагается также дополнить перечень лицензируемых видов обращения с опасными отходами деятельностью по их утилизации и переработке.
Кроме того, в соответствии с рекомендациями, изложенными в указанной Директиве, в проект закона включены нормы, регламентирующие внедрение экологического проектирования.
Таким образом, принятие данного законопроекта позволит привести в соответствие с современными международными требованиями ряд законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих сферу обращения с отходами.
В конечном итоге проект данного закона позволит создать нормативно-правовые основы для совершенствования процессов по обращению отходов, их дальнейшему использованию в различных сферах экономики.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Принятия:
- Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок использования, обезвреживания и захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства.
- Нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего порядок оплаты залоговой цены тары, возвращаемой для многоразового использования.
- Нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего порядок определения производителями класса опасности отхода.
2. Внесения изменений в:
- постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов";
- Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 16 февраля 2012 г. N 64-пс "О законодательной инициативе Липецкого областного Совета депутатов по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 2 марта 2012 г. N 41