Определение Липецкого областного суда
от 11 января 2012 г. N 33-69/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего Степановой В.В., судей Тельных Г.А. и Федосовой Н.Н., при секретаре Лагуте К.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по кассационной жалобе истицы Гальцевой Людмилы Алексеевны на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 24 ноября 2011 года, которым постановлено:
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия, установила:
Гальцева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Грязинского муниципального района, Гальцеву B.C., Гальцевой А.В. о признании права собственности на 5/12 долей гаража, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи ее сын Гальцев В.В. приобрел в собственность земельный участок площадью 27 кв. м. для строительства индивидуального гаража. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано свидетельство на право собственности на землю 0098198. На купленном земельном участке Гальцев В.В. построил гараж N площадью застройки 37 кв. м. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гараж принят в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ Гальцев В.В. умер. В порядке наследования по завещанию она приобрела право собственности на 5/12 земельного участка, Гальцев B.C. - на 5/12 земельного участка, у несовершеннолетней Гальцевой А.В. возникло право на обязательную долю в наследстве на 2/12 доли земельного участка.
При оформлении наследства выяснилось, что при строительстве гаража площадь застройки составила не 27 кв. м., а 37 кв. м., что подтверждается справкой Грязинского БТИ. Постройка не нарушила прав и охраняемых законом интересов других лиц и в настоящий момент не создает угрозу их жизни и здоровью.
Ответчик Гальцев B.C. обратился в суд с встречным иском к Гальцевой Л.А., несовершеннолетней Гальцевой А.В. и администрации Грязинского муниципального района о признании за ним права собственности на 5/12 долей в праве общей собственности на гараж N 345 в соответствии с приходящейся ему долей в наследстве Гальцева В.В. по завещанию.
Ответчик Гальцева А.В. в лице ее законного представителя Гальцевой Н.А. обратилась в суд с встречным иском к Гальцевой Л.А., Гальцеву B.C., администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о признании права собственности на 2/12 доли гаража N, указав, что все имущество Гальцев В.В. завещал своим родителям Гальцеву B.C. и Гальцевой Л.А. Несовершеннолетняя дочь наследодателя Гальцева А.В. приобрела право на обязательную долю в наследстве, и к ней в порядке наследования по закону перешло право собственности на 2/12 доли земельного участка площадью 27 кв. м., на котором расположен гараж. С учетом принятия наследства Гальцева А.В. имеет право и на 2/12 доли гаража.
В судебное заседание истица Гальцева Л.А. не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель Гальцевой Л.А. адвокат Сысоев A.M. поддержал ее исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, признал встречные исковые требования Гальцева B.C. и Гальцевой А.В.
Ответчик Гальцев B.C. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Гальцева B.C. - адвокат Сысоев A.M. поддержал заявленные требования, признал иск Гальцевой Л.А. и Гальцевой А.В.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней ответчицы Гальцевой А.В. - Гальцева Н.А. исковые требования дочери поддержала, признала иск Гальцева B.C. и Гальцевой Л.А.
Представитель администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, надлежаще извещенного о времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд отказал в иске.
В кассационной жалобе истица Гальцева Л.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение норм материального права.
Изучив материалы гражданского дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истицы по ордеру адвоката Сысоева А.М., поддержавшего жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ. действующей с 01.09.2006 г.) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Гальцев В.В. купил земельный участок с кадастровым номером N без размещенных на нем объектов недвижимости с границах плана, прилагаемого к договору, площадью 27,00 кв. м,, расположенный на землях <адрес>, находящихся в ведении администрации Грязинского района, предоставленный для обслуживания гаража, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании этого договора райкомзем Грязинского района Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ выдал Гальцеву В.В. свидетельство серии N, удостоверяющее право собственности на земельный участок площадью 27,00 кв. м. для обслуживания индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес> (регистрационная запись N.).
Согласно кадастровому паспорту на здание гаража, составленному Грязинским БТИ-филиалом ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь спорного гаража составляет 29,4 кв. м., гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
Из карточки учета гаражей от ДД.ММ.ГГГГ, с регистрацией текущих изменений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что застроенная площадь земельного участка составляет 37,0 кв. м.
Гараж был принят в эксплуатацию в соответствии с актом приемочной комиссии от 16 марта 2005 г., утвержденным постановлением главы администрации Грязинского района от 05.04.2005 г. N 595, с общей площадью 37, 4 кв. м.
Право собственности на земельный участок и гараж не было зарегистрировано за Гальцевым В.В., что подтверждается сообщением управления Росреестра по Липецкой области.
ДД.ММ.ГГГГ Гальцев В.В. умер.
ДД.ММ.ГГГГ нотариус нотариального округа Грязинского района Комарова Е.В. выдала наследникам свидетельства о праве на наследство: по завещанию в 5/12 долях матери Гальцевой Л.А., по завещанию, в 5/12 долях отцу Гальцеву B.C., в 1/6 доле в порядке наследования по закону в соответствии со ст.ст. 1149, 1142 ГК РФ - дочери Гальцевой А.В.
В состав наследства, на которое выданы свидетельства, входит земельный участок площадью 27 кв. м. с кадастровым номером N из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, район пищевого комбината, гараж N.
Коль скоро спорный гараж расположен не только на земельном участке площадью 27 кв. м., принадлежащем Гальцеву В.В. на праве собственности, но и на земельном участке площадью 10 кв. м., занятом самовольно и не предоставленном Гальцеву В.В. ни в собственность, ни по иным основаниям, предусмотренным земельным законодательством, указанный гараж обладает признаками самовольной постройкой.
Районный суд верно указал, что факт принятия гаража в эксплуатацию, не свидетельствует о приобретении Гальцевым В.В. права собственности на него, поскольку, как следует из п. 3 ст. 222 ГК РФ и п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, однако на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться правообладатель земельного участка. В этом случае застройщик имеет право требовать от правообладателя возмещения расходов на постройку.
Согласно п. 27 этого же постановления Пленума, самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из сообщения начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 27.09.2011 г. следует, что сведения об обращении Гальцева Вячеслава Викторовича или его правопреемников с просьбой о предоставлении дополнительного земельного участка под гаражом N в районе пищевого комбината в администрации Грязинского муниципального района отсутствуют. В случае признания права собственности на гараж N администрацией Грязинского муниципального района будет предоставлен участок под выстроенным гаражом в собственность за плату или в аренду, и оформлена необходимая документация.
В ходе судебного разбирательства истцам разъяснялась необходимость обращения в органы местного самоуправления по вопросу приобретения прав на земельный участок, на котором осуществлена самовольная постройка гаража.
В судебном заседании представитель истцов Гальцевой Л.А. и Гальцева B.C. - адвокат Сысоев A.M. и законный представитель Гальцевой А.В. - Гальцева Н.А. подтвердили, что в администрацию Грязинского муниципального района с заявлениями о предоставлении дополнительного земельного участка, на котором расположен гараж, они не обращались, земельный участок площадью 10 кв. м. им не предоставлялся.
Статьей 11.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером N, земельный участок N в районе <адрес> относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование- для обслуживания индивидуального гаража, площадь 27 кв. м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке площадью 27 кв. м, поставленном на учет как ранее учтенный, границы которого не сформированы в установленном земельным законодательством порядке. Сведений о земельном участке, расположенном по соответствующему адресу, площадью 37 кв. м в государственном кадастре не движимости не имеется, то есть такой участок также не сформирован и не может являться объектом гражданских прав.
Установив, что у наследодателя и сторон по делу нет прав на земельный участок площадью 37 кв. м, такой участок не сформирован в установленном порядке как объект земельных правоотношений, суд обоснованно отказал в исках всем сторонам.
Доводы жалобы о том, что суд нарушил нормы материального права, сделал неверный вывод о том, что гараж является самовольной постройкой, что нормы ст. 35 и 36 ЗК РФ дают право претендовать на признание права собственности на гараж, основаны на ошибочном толковании закона.
Проверив законность постановленного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361-367 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истицы Гальцевой Л.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Липецкого областного суда от 11 января 2012 г. N 33-69/2012
Текст документа размещен на официальном сайте Липецкого областного суда http://oblsud.lpk.sudrf.ru/