Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования города Липецка
Целью реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в г. Липецке (далее Комплекс мер) является обеспечение качества образования (в том числе качества предоставляемых образовательных услуг, качества условий образовательного процесса и качества его результатов), соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, запросам современного рынка труда, личности, социума.
Задачи осуществления Комплекса мер:
- увеличение заработной платы учителей;
- привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения;
- кадровое обеспечение перехода на ФГОС НОО;
- повышение ресурсоемкости системы общего образования, материально-техническое обеспечение перехода на федеральные государственные образовательные стандарты;
- совершенствование механизмов управления инновационными процессами в образовании на муниципальном и школьном уровнях.
1. С целью обеспечения результативности реализации проекта по модернизации муниципальной системы общего образования департаментом образования администрации г. Липецка был разработан и утвержден Комплекс мер по модернизации системы общего образования в г. Липецке в 2011 году (приказ департамента образования администрации города Липецка от 13.07.2011 N 629/1), где были определены показатели результативности развития муниципальной системы образования в соответствии с взятыми на себя обязательствами.
1) Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, от общей численности школьников планировалась на уровне 12,5% (фактическое значение - 12%) и 29,3% от численности школьников, обучающихся на ступени начального общего образования (фактическое значение - 28%). Расхождение в значениях показателей связано с погрешностью при определении плановых значений на основе предварительного комплектования образовательных учреждений.
В соответствии с графиком с 1 сентября к обучению по ФГОС НОО приступили обучающиеся 1-х классов всех общеобразовательных учреждений: 5042 первоклассника. Кроме того, продолжили обучение по ФГОС НОО 185 обучающихся 2-х классов и 26 обучающихся 3-х классов, перешедшие на ФГОС НОО по мере готовности.
Совершенствование ресурсного потенциала в ходе введения ФГОС НОО стало одной из важнейших задач модернизации муниципальной системы образования. В ряду мероприятий по созданию системы условий реализации ФГОС - организационное содействие повышению квалификации и профессиональной переподготовки учителей и руководителей ОУ для работы в соответствии с ФГОС НОО, разработка и утверждение планов методического сопровождения введения и реализации ФГОС НОО, обеспечение информационного сопровождения введения ФГОС НОО в муниципальной системе, в том числе на сайте департамента образования и ОУ, развитие материально-технической и материально-учебной базы, реализация Концепции единого воспитательного пространства г. Липецка, участие в мониторинговых исследованиях по результатам введения новых образовательных стандартов и др.
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, которым в результате проведения Комплекса мер улучшены условия обучения, составляет 92% (4835 обучающихся), что полностью соответствует взятым на себя обязательствам - 92%.
2) Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в муниципалитете за IV квартал 2011 г. и среднемесячной за 1 квартал 2011 г. по экономике региона в результате предпринятых мер соответствует плановым значениям показателя и превышает их. Так, размер среднемесячной заработной платы учителей за IV квартал 2011 г. - 17890 руб., что составляет 117,6% от уровня заработной платы по экономике региона за первый квартал 2011 года при обязательствах - 100%.
Повышение уровня оплаты труда учителей в сравнении с первым кварталом 2011 года составило 59%. Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в муниципалитете за IV квартал 2011 г. и среднемесячной за 1 квартал 2011 г. по экономике муниципалитета - 92,4% (плановое значение - 78,6%).
Перевыполнение целевого значения показателя обеспечено за счет снижения неэффективных расходов внутри образовательного учреждения (за счет роста наполняемости классов, оптимизации штатных расписаний).
Повышение заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных учреждений производилось на основе решения Липецкого городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 345 "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений города Липецка", принятого в соответствии с изменениями, внесенными в Закон Липецкой области от 19 августа 2008 года N 180-ОЗ "О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений" в части увеличения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений на оплату труда, в Закон Липецкой области от 7 октября 2008 года N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" в части повышения размеров должностных окладов учителей с 1 июня на 6,5%, с 1 сентября на 23,5%.
На повышение оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений направлены высвободившиеся в результате замещения средствами федерального бюджета средства областного бюджета в объеме 55704 тыс. руб.
Кроме того, 1 млн. рублей из средств областного бюджета израсходован на повышение оплаты труда учителей специальных (коррекционных) школ.
Средства в размере 21597,34 тыс. руб., полученные 10-ю ОУ - победителями конкурсного отбора на присуждение грантов администрации Липецкой области по наивысшим показателям качества, также были направлены на повышение заработной платы педагогов.
Использованный механизм повышения уровня платы труда учителей позволил не только увеличить заработную плату, но и стимулировать качество их труда за счет использования стимулирующих выплат.
В каждом общеобразовательном учреждении для оценки результативности и эффективности труда учителя утвержден перечень основных критериев качества работы, ведется мониторинг показателей в рамках школьных систем оценки качества образования. К оценке результативности труда учителя привлекаются органы государственно-общественного управления образовательным учреждением.
3) Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей составила 7,9% (213 учителей), планируемый показатель - 10%. Из них на соответствие занимаемой должности - 38 (1,4%) человек, на первую категорию - 86 (3,2%), на высшую категорию - 89 (3,3%). Новый порядок проведения аттестации педагогических работников оказался сдерживающим фактором для достижения планового показателя в полном объеме. Тем не менее квалификационный уровень педагогических работников системы образования г. Липецка остается высоким: учителя, имеющие первую и высшую квалификационную категорию, составляют 68,5%.
4) Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС НОО с 1 января 2011 г до 31 декабря 2011 г., составляет 20% (638 человек) при плановом значении - 23,9%. На показателе результативности сказался отток за отчетный период учителей и педагогических работников из отрасли - 398 человек. Из них 67 (17% от выбывших педагогов) - учителя начальных классов.
5) Департамент образования администрации города Липецка не брал в 2011 году на себя обязательства по организации дистанционного обучения школьников (значение соответствующего планового показателя - 0). Между тем была организована деятельность по обеспечению в МАОУ Центре дополнительного образования детей "Стратегия" условий для сопровождения одаренных и высоко мотивированных на учебную деятельность обучающихся, в т.ч. дистанционное, в рамках подготовки к ЕГЭ, предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам.
Кроме того, проводилась системная работа по привлечению школьников с ограниченными возможностями здоровья в Центр дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области.
6) Доля учителей в возрасте до 29 лет от их общей численности составила 8,7% (247 человек) при плановом значении 9,3%. Проблема привлечения молодых педагогов в отрасль относится к числу особенно трудно решаемых, так как престиж профессии учителя снижался в течение длительного периода. Приходится признать, что комплекс мероприятий по модернизации, состоявшийся по данному направлению в полном объеме, не мог дать и не дал значительного эффекта. Так, в 2011 году в систему образования г. Липецка было привлечено 74 выпускника вузов (при плановом значении показателя - 40), из них остались работать в отрасли - 38.
7) Доля учителей со стажем работы до двух лет, среднемесячная заработная плата которых на уровне или выше средней заработной платы по муниципалитету, в численности учителей со стажем работы до двух лет составила 16,4% (26 человек), хотя плановое значение показателя было - 0. Всего численность учителей со стажем работы до двух лет - 159. Достижение указанного значения показателя стало возможным благодаря Комплексу мер в части проведения мероприятий по повышению заработной платы учителей.
8) В рамках Комплекса мер была продолжена практика передачи общеобразовательными учреждениями непрофильных функций в аутсорсинг. В основном это услуги, связанные с организацией школьного питания ООО "Липецкая Кетеринговая Компания": приготовление пищи согласно двухнедельному меню - раскладке в соответствии с ежедневной заявкой, осуществление ежедневного бракеража пищи, ее выдача в установленное время, формирование штата работников школьных столовых и др. Доля общеобразовательных учреждений, в которых часть непрофильных функций, выполняемых школой, передана в аутсорсинг, составила 95,3% (плановое значение показателя 95,3%).
2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", приказом управления образования и науки Липецкой области N 895 от 08.07.2011 "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования Липецкой области в 2011 году", приказом департамента образования администрации города Липецка N 629/1 от 13.07.2011 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования в городе Липецке в 2011 году" в систему образования г. Липецка были направлены средства в общем объеме 94298,0 тыс. руб., в том числе субсидии из федерального бюджета - 55704,0 тыс. руб.; регионального - 10923,0 тыс. руб.; бюджета города Липецка - 27671,0 тыс. руб.
Выделенные средства, израсходованы в полном объеме. За счет них приобретено оборудование: учебно-лабораторное - 5217 единиц (план 5208), учебно-производственное - 4864 единиц (план 4259), спортивное - 641 (план 535), компьютерное - 1633 (план - 1355), а также был пополнен фонд библиотек - 100905 ед. (план 96070).
В результате были улучшены условия для реализации основных образовательных программ, в том числе программ профильного обучения, расширены возможности для выявления и развития способностей и интересов детей, проведены подготовительные меры для массового перехода на ФГОС НОО.
3. Реализация комплекса мер по модернизации общего образования сопровождалась общественным информированием и обсуждением. При этом использовались следующие формы: брифинги председателя департамента образования, годовой отчет департамента образования, рассмотрение вопросов, связанных с ходом модернизации системы общего образования, на заседаниях Ассамблеи родительской общественности, родительских собраниях, размещение информации на сайте департамента образования и сайтах ОУ.
4. Таким образом, использование механизмов модернизации общего образования в части применения новой системы оплаты труда работников образования, нормативного подушевого финансирования, освоения ресурсов региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров стало существенным шагом в формировании открытой, ориентированной на результат системы финансирования и управления. Наряду с этим первый год реализации Комплекса мер показал необходимость совершенствования на муниципальном уровне методов целевого планирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.