Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I "Текущее состояние системы общего образования города Ельца"
Развитие нашей страны обусловило необходимость модернизации системы образования. Как и в любом другом деле, центральной фигурой в образовании был и остается человек, педагог, учитель - инициатива и квалификация которого в значительной степени определяет успех модернизации в целом.
За последние пять лет в муниципальной системе образования города Ельца произошли значительные изменения. С 2006 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", комплексным Планом модернизации образования Липецкой области до 2014, Комплексом мер по модернизации системы общего образования города Ельца в 2011 году, осуществляются системные изменения в отрасли, формируется новая модель образования, активизируются процессы, наделенные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений.
В настоящее время удалось создать устойчивую основу для дальнейшего инновационного развития системы образования города Ельца, которая включает: 13 школ из них около 40% статусных (2 лицея, 2 гимназии, 1 школа с углубленным изучением отдельных предметов), 3 учреждения дополнительного образования детей, 33 детских сада.
В результате анализа современного состояния общего образования в городе Ельце определены актуальные проблемы:
- неполное соответствие материально-технической базы общеобразовательных учреждений требованиям к оснащению в условиях перехода на федеральные государственные стандарты общего образования (далее - ФГОС);
- заниженный социальный статус и недостаточный общественный престиж работников системы образования;
- отсутствие единой здоровьесберегающей образовательной среды.
Стратегическая цель развития образования города Ельца до 2015 года продиктована Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦПРО): "Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации".
Основой модернизации общего образования города послужило участие в федеральных проектах.
С 2006 года в городе реализовывались следующие направления ПНПО (приоритетный национальный проект образования):
- стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;
- развитие технической основы современных образовательных технологий, включая подключение школ к сети Интернет (с оплатой трафика);
- выплата денежного вознаграждения за классное руководство;
- поддержка лучших учителей;
- развитие дистанционного образования детей-инвалидов;
- поддержка талантливой молодежи.
В рамках реализации мероприятий ПНПО удалось значительно улучшить и модернизировать материальную базу образовательных учреждений, приобретено: 35 комплектов оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, русского языка, географии, истории, интерактивных комплектов, в том числе 65% оборудования за счет средств областного бюджета.
Показатель удовлетворенности населения качеством общего образования по оперативным данным возрос на 13%.
Итоги реализуемых на территории города основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" следующие.
В микрорайоне "Александровский" введена новая, отвечающая современным требованиям, школа (МБОУ СОШ N 12) на 951 ученическое место.
С 1 сентября 2010 года город Елец приступил к реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования. Из средств областного бюджета 300 тыс. рублей направлено на оплату внеурочной деятельности учителей. Опыт работы региональной площадки на базе МБОУ лицея N 5 по отработке организационных механизмов введения ФГОС обобщен и издан в двух сборниках серии "Инновационные образовательные учреждения Липецкой области".
В целях развития творческого, научно-исследовательского потенциала обучающихся общеобразовательных учреждений города с 2010 года проходит обучение одаренных детей с использованием дистанционных технологий в очно-заочной школе "Одаренный ребенок" на базе центра дополнительного образования детей "Стратегия" (город Липецк).
На социальную поддержку одаренных учащихся ежегодно выделяется более 50 тыс. рублей.
В результате работы по развитию системы поддержки талантливых детей возросло количество призовых мест, занимаемых учащимися на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников: с 6 в 2010 году до 20 в 2011 году.
В целях сохранения и укрепления здоровья школьников, реализации задачи по созданию условий для 100% охвата двухразовым питанием обучающихся разработана городская целевая программа по совершенствованию организации питания: "Модернизация системы питания в общеобразовательных учреждениях города Ельца на 2012 - 2014 годы".
Ежегодно выделяется социальная выплата на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (более 18 млн. рублей).
Это позволило увеличить охват горячим 2-х разовым питанием школьников с 15% в 2009 году до 28% в 2011 году.
Общеобразовательные учреждения города комплексно решают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников:
- 100% общеобразовательных учреждений реализуют программу "Непрерывное образование детей, подростков по обеспечению теоретическими знаниями в области привития основ здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта";
- все общеобразовательные учреждения города взаимодействуют с Центром здоровья детей МБУЗ "Елецкая городская детская больница" по формированию здорового образа жизни среди обучающихся;
- 100% общеобразовательных учреждений города обеспечивают условия для занятий физической культурой и функционирование специальных медицинских групп, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
В течение 2011 года 75,9% от всех обучающихся города укрепили свое здоровье и получили дополнительное образование на базе 18 школьных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, включая малозатратные формы отдыха. По результатам диагностики (МБУЗ "Елецкая городская детская поликлиника"): 86,65% обучающихся школ города Ельца имеют положительные результаты уровня физического состояния, что позволяет сделать вывод об оптимальной организации системы здоровьесбережения в школах города.
Первостепенной задачей управления образования в 2011 году было изучение складывающейся в г. Ельце практики инклюзивного образования и оказание оперативной помощи педагогическим коллективам в работе с детьми-инвалидами. Отметим, что в 2011 году администрацией города Ельца разработан "Перечень мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных категорий граждан в г. Ельце", который включает работу по вовлечению детей-инвалидов занятиями адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Учителя физической культуры школ города готовы к выполнению поставленной задачи, в 2011 году на базе ЕГУ им. И.А. Бунина они успешно прошли курсовую подготовку по теме: "Влияние адаптивной физической культуры на социализацию личности детей с ограниченными возможностями здоровья".
В сентябре 2011 года управлением образования администрации города Ельца совместно с комитетом по физической культуре и спорту был проведен мониторинг организации образовательными учреждениями города физкультурно-оздоровительной работы с детьми инвалидами, выявлено их желание заниматься в различных спортивных секциях. Результаты следующие:
- в школах открыты 20 специальных медицинских групп, которые посещают школьники с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды;
- все общеобразовательные учреждения подготовлены к введению в действие медицинских кабинетов "Здоровье", оснащены необходимой компьютерной техникой, подключены к сети Интернет.
На создание условий, формирование воспитательно-образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья за счет субвенций областного бюджета в 2011 году было израсходовано 1 512 000 рублей, что на 341 000 рублей больше в сравнении с 2010 годом. Если в 2010 году на 1 ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении предусматривалось 38 000 рублей, в 2011 году - 40 000 рублей, то в 2012 году эта сумма увеличилась и составит 78 000 рублей.
Таким образом, работа по обеспечению равных прав и возможностей для детей, имеющих проблемы со здоровьем, комплексная и включает в себя: создание безбарьерной среды, подготовку кадров, формирование толерантного отношения сверстников к детям-инвалидам и их семьям.
Совместно с общеобразовательными учреждениями города управлением образования администрации города Ельца организована работа по созданию условий для формирования открытой, саморазвивающейся, информационно и технологически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования.
С января 2011 года в городе создана муниципальная система оценки качества образования (далее - МСОКО). При создании МСОКО основной концептуальной задачей стало выстраивание системы, позволяющей определить соответствие образовательных услуг ожиданиям потребителей.
В 2011 году из областного бюджета выделено 5 967,5 тыс. рублей в целях поощрения общеобразовательных учреждений, которые достигли наилучших показателей качества образования.
Сегодня система общего образования города представлена:
Тип учреждения |
Количество учреждений, ед. |
Численность учащихся, чел. |
Общеобразовательные учреждения |
11 |
8506 |
Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения |
1 |
103 |
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
93 |
Итого: |
13 |
8702 |
13 общеобразовательных учреждений являются юридическими лицами: основные общеобразовательные школы - 2; средние общеобразовательные школы - 11, в том числе гимназии - 2; лицеи - 2; школа с углубленным изучением отдельных предметов - 1.
Общая численность педагогических работников образовательных учреждений города, реализующих программы общего образования, составляет 593 человека. Из них 520 учителей муниципальных общеобразовательных учреждений.
Качественный состав педагогических работников образовательных учреждений характеризуют следующие показатели:
- доля педагогических работников с высшим образованием - 99,4%, учителей с высшим образованием - 99,6%;
- доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию - 32%; первую квалификационную категорию - 49,5%;
- победители ПНПО-2011 среди лучших учителей области - 1 педагог;
- достигли пенсионного возраста - 8%;
- удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений - 9%;
- удельный вес численности учителей в общей численности персонала образовательных учреждений составляет - 54,2%;
- доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия
- занимаемой должности, в общей численности учителей - 15%.
Особое внимание в городе уделено институциональным преобразованиям, направленным на формирование прозрачной, ориентированной на результат, системы финансирования и управления.
Расходы на отрасль "Образование" в консолидированном бюджете в 2011 году выросли на 16,3% в сравнении с 2010 годом и составили 535,5 млн. рублей (2010 г. - 460,4 млн. рублей). Доля расходов на образование в бюджете города Ельца:
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
23,9% |
28,9% |
31,3% |
34% |
Основным методом планирования расходов на содержание сети общеобразовательных учреждений является Закон Липецкой области от 19 августа 2008 года N 180-ОЗ "О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений", который вступил в силу с 1 сентября 2008 года.
Норматив подушевого финансирования позволил оптимизировать бюджетные затраты за счет формирования эффективно функционирующей сети образовательных учреждений, что привело к увеличению с 2008 года наполняемости классов по школам города Ельца с 20,7 до 25,2 учащихся, индекса нагруженности учителей с 11,4 до 16,9.
Утвержденные нормативы финансирования детально учитывают потребности различных категорий обучающихся: разработаны нормативы для обучающихся в классах коррекции, гимназических (лицейских) классах, в классах с углубленным преподаванием отдельных предметов, обучающихся индивидуально на дому, что позволяет защитить интересы образовательных учреждений, объективно находящихся в менее выгодных условиях (большее количество детей такой категории), и поддержать образовательные учреждения, реализующие инновационные образовательные программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.