Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 апреля 2009 г. N А36-1854/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от предпринимателя - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, от Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального срахования РФ - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального срахования РФ на решение арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 по делу N А36-1854/2008, установил:
Индивидуальный предприниматель А.А.О. (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 64155,6 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2008 заявление Предпринимателя удовлетворено в полном объёме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, А.А.О. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица 24.03.2004 (свидетельство серии 48 N 000810853).
С апреля 2004 года Предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
С 08.02.2005 ИП А.А.О. зарегистрирована в качестве страхователя в Государственном Учреждении - Липецком региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предпринимателем 01.06.2007 на должность экономиста с окладом 16000 руб. была принята Ч.О.А.
На основании листка нетрудоспособности ВА N 4083767 от 01.08.2007 Ч.О.А. по платежной ведомости от 07.08.2007 N 000015 выплачено пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности в сумме 300 руб., пособие по беременности и родам в сумме 73442, 6 руб.
ИП А.А.О. обратилась в Учреждение с заявлением от 06.09.2007 о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию, которые были выплачены ею в качестве единовременного пособия, установленного для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности, и пособия по беременности и родам работнику Ч.О.А.
В связи с тем, что возмещение расходов Учреждением не было осуществлено, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно руководствовался следующим.
Условия и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам регламентированы Федеральным законом от 29.12.2006
N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих медицинскому страхованию".
Согласно п. 4 ст. 3 указанного закона финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному пенсионному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ иные виды пособий (в том числе по беременности и родам) выплачиваются работникам, занятым в организациях или у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, за счет средств Фонда социального страхования РФ в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Как установлено ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. При этом в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ в соответствии с гл. 24 НК РФ.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 16.07.1999 N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу ст.ст. 7, 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
На основании ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что факт выплаты Предпринимателем пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности в сумме 300 руб., а также пособия по беременности и родам в сумме 73442,6 руб. работнику Ч.О.А. подтвержден платежной ведомостью, записью в книге учета доходов и расходов, карточкой счета 50 за период с 01.08.2007 по 30.09.2007.
Наличие трудовых отношений между ИП А.А.О. и Ч.О.А. подтверждено заявлением о приеме на работу, приказом о приеме на работу от 01.06.2007, приказом о предоставлении отпуска, трудовым договором, копией трудовой книжки, личной карточки. Кроме того, заявитель подтвердил факт выплаты заработной платы за период работы Ч.О.А.
Судом также установлено и не оспаривается ответчиком, что ИП А.А.О., являлась добросовестным налогоплательщиком, уплачивала взносы в ФСС РФ.
Выписка из ЕГРП свидетельствует о том, что основным видом деятельности Предпринимателя является издательская деятельность. Декларации о доходах налогоплательщика, платежные документы свидетельствуют о том, что у Предпринимателя имелась возможность выплатить суммы пособий по социальному страхованию.
Таким образом, как обоснованно указал суд, Предпринимателем были представлены все документы, необходимые для получения средств на возмещение расходов, произведенных на выплату своему работнику пособия по беременности и родам.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценивая представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение надлежаще не доказало факт того, что трудовые отношения ИП А.О.А. и Ч.О.А. имели формальный характер, а трудовые функции работником не осуществлялись, факт отсутствия экономического обоснования принятия работника на должность экономиста, факт несоответствия квалификации работника занимаемой должности и размеру зарплаты, факт того, что расходы на социальное страхование Предприниматель произвела с нарушением законодательства, и у Учреждения не было правовых оснований для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования.
Обстоятельства, связанные с наличием страхового случая, выдачей лечебным учреждением в установленном порядке больничного листа, а также целевого характера расходования средств Фонда социального страхования Учреждением не оспариваются.
На основании изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что расходы произведены Предпринимателем в соответствии с законодательством РФ и оснований для отказа в их возмещении заявителю у ответчика не имелось.
Всем доводам Учреждения, изложенным в кассационной жалобе, а также доказательствам, представленным сторонами, и обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов судов у кассационной коллегии, в силу требований ст. 286 АПК РФ, не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 по делу N А36-1854/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального срахования РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2009 г. N А36-1854/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании