Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 марта 2009 г. N А36-838/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - У.И.И. - адвоката (доверенность от 16.02.2009 б/н, постоянная), от Областного фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области - Р.Н.М. - заместителя главного врача (доверенность от 10.03.2009 N 01-10/110), К.А.Н. - и.о. начальника отдела финансирования лечебно-профилактических учреждений (доверенность от 04.03.2009 N 5, постоянная), А.Н.В. - начальника отдела правового и кадрового обеспечения (доверенность от 12.01.2009 N 3, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу N А36-838/2008, установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Г" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания директора Областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) от 12.02.2008 N 477-6 в части необходимости восстановления нецелевого и нерационального использования средств обязательного медицинского страхования на сумму 643400,53 руб. (с учетом уточненного требования).
Решением от 14.07.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 решение суда отменено. Требование Учреждения удовлетворено. Пункт 1 оспариваемого предписания в указанной части признан недействительным.
В кассационной жалобе Фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Липецкой области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа по Областному фонду обязательного медицинского страхования от 17.01.2008 N 1-КМ и договора по целевому расходованию и отчетности за средства обязательного медицинского страхования от 23.03.2004 N 110, заключенного между Фондом и Учреждением, комиссией Фонда проведена проверка соблюдения Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, качества лечения, лекарственного обеспечения в Учреждении за 2007 год. В ходе проверки установлено, что в штатное расписание, финансируемое из средств обязательного медицинского страхования, введены 0,5 ставки главного врача, 0,5 ставки главного бухгалтера и 0,5 ставки заместителя главного врача по экономическим вопросам.
По результатам проверки составлен акт от 28.01.2008, которым учреждению предложено восстановить нецелевое и нерациональное использование средств обязательного медицинского страхования.
Полагая, что Учреждение вышеуказанными действиями нарушает требования пункта 11 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утв. ФФОМС 05.04.2001 N 1518/21-1, пункта 5.3 Территориальных правил обязательного медицинского страхования граждан, утв. Постановлением администрации Липецкой области от 04.02.2004 N 16, действующей Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи, Фонд вынес предписание от 12.02.2008 N 477-6 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в соответствии с пунктом 1 которого Учреждению необходимо восстановить нецелевое и нерациональное использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 676269,35 руб., в том числе 643400,53 руб., использованных на оплату труда главного врача, главного бухгалтера и заместителя главного врача по экономическим вопросам.
Считая, что предписание вынесено незаконно, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что формально расходование учреждением средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы работникам, занимающим вышеуказанные должности, соответствует составу тарифа на медицинские услуги. Однако оплата труда вышеназванных работников за счет средств обязательного медицинского страхования привела к изменению соотношения в тарифе затрат "Оплата труда" расходов на оплату труда основного (врачебного) и общеполиклинического персонала. Включение указанных должностей в состав поликлинического звена, финансируемого за счет средств обязательного медицинского страхования, повлияло не только на изменение структуры тарифа по статье "Оплата труда", но и на баланс расходов, финансируемых из разных источников (обязательного медицинского страхования и средств бюджета). В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о расходовании учреждением средств обязательного медицинского страхования на цели, не соответствующие условиям их получения, заложенным в тарифе на медицинские услуги.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данной позицией, правомерно исходя из следующего.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1, Закон о медицинском страховании) медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования, Закон о медицинском страховании устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), согласно которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).
Согласно ст. 24 Закона N 1499-1 тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, согласно абзацу 2 раздела 5 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утв. Приказом ФФОМС ОТ 09.12.1999 N 105, являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Тарифным соглашением на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области, на 2007 год тарифами на медицинские услуги названы денежные суммы, определяющие уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан.
В силу абз. 1 раздела IX Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утв. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 24.05.2007 года N 251-пс, определено, что оплата медицинских услуг, входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования, осуществляется на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи между медицинским учреждением и страховщиком по тарифам, дифференцированным в соответствии с медико-экономическими стандартами по видам медицинской помощи и уровням медицинских учреждений.
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
На основании абзаца 7 раздела 6 Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной и введенной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, при проверке деятельности медицинского учреждения, функционирующего в системе ОМС, территориальному фонду ОМС следует проверить целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации.
Разделом IV Тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области, от 2007 года определен состав тарифа отдельно для амбулаторно-поликлинического звена и стационара, при этом в него включены следующие статьи затрат: 211 "Заработная плата", 213 "Начисления на оплату труда", 226 "Прочие услуги", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Таким образом, полученную за оказание медицинских услуг оплату по утвержденным тарифам Учреждение обязано было расходовать строго по целевому назначению, только на цели обязательного медицинского страхования, исключительно на те статьи расходов, которые входят в структуру тарифа.
В соответствии с пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного ФФОМС 05.04.2001 N 1518/21-1, абзацем 1 раздела 5 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования и пунктом 5.3 Территориальных правил обязательного медицинского страхования граждан, утв. Постановлением администрации Липецкой области от 04.02.2004 N 16, медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе обязательного медицинского страхования по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Липецкой области.
С учетом изложенного использование поступивших средств обязательного медицинского страхования должно производиться медицинским учреждением в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 23.03.2004 между Учреждением и Фондом заключен договор N 110 по целевому расходованию и отчетности за средства обязательного медицинского страхования, согласно п. 2.1.6 которого учреждение обязано обеспечить целевое и рациональное использование средств обязательного медицинского страхования, исключив случаи использования средств обязательного медицинского страхования, в частности, на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинской помощи.
Обосновывая свою позицию, Фонд указывает на то, что понятие "состав тарифа" относится к наименованию статей расходов в тарифе, а понятие "структура тарифа" определяет процентное соотношение данных статей.
Отклоняя данное обоснование, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что разделом IX Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи на 2007 год установлены статьи затрат, входящие в структуру тарифов на медицинские услуги, финансируемые из средств обязательного медицинского страхования, аналогичные установленным Разделом IV Тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области, от 2007 года.
Апелляционным судом также принято во внимание, что в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13.05.2005 N 2155/40-3/и перечислены те же статьи расходов в составе тарифа стоимости медицинской помощи.
Инструкцией "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной и введенной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N100, предусмотрено, что территориальный фонд ОМС при проверке целевого характера использования средств обязательного медицинского страхования учитывает состав тарифа на медицинские услуги, а не структуру, нарушение которой вменяется Учреждению.
Учитывая, что оплата оказанных учреждением медицинских услуг осталась прежней, по неизмененным тарифам, расходование средств обязательного медицинского страхования не изменилось и осуществлялось на предусмотренные статьи расходов, и доказательств использования спорных средств обязательного медицинского страхования на цели, не соответствующие целям их получения, Фондом не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Учреждение не осуществляло направление и использование денежных средств бюджета Фонда на цели, не соответствующие условиям их получения, то есть нецелевое использование средств, в связи с чем пункт 1 предписания Фонда от 12.02.2008 N 477-6 в части необходимости восстановления нецелевого и нерационального использования средств обязательного медицинского страхования на сумму 643400 руб. 53 коп. правомерно признал незаконным.
Кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушение норм процессуального права, поэтому кассационная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу N А36-838/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 марта 2009 г. N А36-838/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании