Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 марта 2009 г. N А62-2456/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А62-2456/2008, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными предписания от 03.06.2008 и решения от 07.06.2008 N 1682/03 Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление, УФАС) по делу N 08/08-РЗ о нарушении законодательства о рекламе.
Решением суда от 17.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2008 решение суда от 17.07.2008 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, в результате осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в средствах массовой информации, УФАС было установлено, что Обществом в газете "Из рук в руки" от 24.03.2008 N 11(254) была распространена информация следующего содержания: "ООО "С К", ООО "С", ул. Н. (район парка Реадовка, за магазином "Глория"), индивидуальное отопление, срок сдачи - 2, 4 кварталы 2008 года. Ул. О. (район Энергоинститута пер.Юннатов), индивидуальное отопление, срок сдачи - 3 квартал 2009 года. Мы строим как для себя. ул. П. (район школы N 37, за магазином "Слобода"), с центральным отоплением. Срок сдачи -2 квартал 2008 года. С индивидуальным отоплением. Срок сдачи - 4 квартал 2008 года, 2 квартал 2009 года. 1-, 2-, 3-комнатные квартиры с отделкой "под ключ", в кирпичных жилых домах. (4812) 38-52-22, 68-40-76, ул. Ч. д. 44 www/smlsk/ra." Также в указанном объявлении приведены визуальные образы строящихся домов.
Решением УФАС от 07.06.2008 N 1682/03 по делу N 08/08-РЗ Общество было признано нарушителем требований ч. 7 ст. 5 и ч. 6 ст. 283 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), ему выдано предписание о нарушении законодательства о рекламе.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ч. 6 ст. 28 названного Федерального закона
Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными и нарушающими его права, Общество оспорило их в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 7 ст. 5 Закона N 38-ФЗ определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Размещенная Обществом вышеуказанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещена в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования - квартир, которые еще не построены на момент публикации рекламы; направлена на привлечение внимания к строительству многоквартирных жилых домов по указанным в рекламе адресам, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО "С К" и ООО "С", способствует строительству квартир в указанных многоквартирных жилых домах и их реализации.
Общество, размещая на страницах газеты "Из рук в руки" указанную выше рекламу, тем самым стремилось привлечь денежные средства, в том числе и физических лиц, для строительства многоквартирных домов, указанных в рекламе, так как на момент публикации рекламы срок сдачи домов не наступил, о чем и сообщалось в рекламе. Таким образом, реклама ООО "С К", опубликованная в газете "Из рук в руки" являлась рекламой, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья в многоквартирных жилых домах, но без заключения договоров участия в долевом строительстве, что является нарушением требований ч. 6 ст. 28 Закона N 38-ФЗ, в соответствии с которой не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
В рекламе содержится наименование лица, а именно ООО "С", которое с 06.09.2006 не имеет отношения к строящимся домам, указанным в рекламе, но при этом отсутствует информация о продаже незавершенного строительства по адресу: г. Смоленск, ул. Н. - 25-Сентября, д.6, новому застройщику - это искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, так как является существенной информацией при покупке квартир, что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона N 38-ФЗ.
Поскольку Общество является рекламодателем вышеуказанной рекламы, не отвечающей требованиям ч. 7 ст. 5 и ч. 6 ст. 28 Закона N 38-ФЗ, то суд обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных им требований.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А62-2456/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество, размещая на страницах газеты "Из рук в руки" указанную выше рекламу, тем самым стремилось привлечь денежные средства, в том числе и физических лиц, для строительства многоквартирных домов, указанных в рекламе, так как на момент публикации рекламы срок сдачи домов не наступил, о чем и сообщалось в рекламе. Таким образом, реклама ООО "С К", опубликованная в газете "Из рук в руки" являлась рекламой, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья в многоквартирных жилых домах, но без заключения договоров участия в долевом строительстве, что является нарушением требований ч. 6 ст. 28 Закона N 38-ФЗ, в соответствии с которой не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
В рекламе содержится наименование лица, а именно ООО "С", которое с 06.09.2006 не имеет отношения к строящимся домам, указанным в рекламе, но при этом отсутствует информация о продаже незавершенного строительства по адресу: г. Смоленск, ул. Н. - 25-Сентября, д.6, новому застройщику - это искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, так как является существенной информацией при покупке квартир, что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона N 38-ФЗ.
Поскольку Общество является рекламодателем вышеуказанной рекламы, не отвечающей требованиям ч. 7 ст. 5 и ч. 6 ст. 28 Закона N 38-ФЗ, то суд обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных им требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2009 г. N А62-2456/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании