Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 марта 2009 г. N А68-5389/08-318/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "К" - К.Д.А. - представителя. Дов. от 11.01.2009 б/н; Г.А.Н. - представителя, дов. от 01.07.2008 б/н, от налогового органа - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 5 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А68-5389/08-318/15, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным отказа в постановке на учет обособленных подразделений, выраженного в письме от 25.07.2008 N 04-09/10012.
Решением арбитражного суда Тульской области от 05.09.2008 заявление Общества удовлетворено в полном объёме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей налогоплательщика, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, ООО "К" зарегистрировано в ЕГРЮЛ 31.10.2001 МИ ФНС России N 5 по Тульской области в качестве юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере организации игорного бизнеса, имеет лицензию N 005502, выданную Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, на осуществление вида деятельности - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 21.09.2009.
Общество 17.07.2008 обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации обособленных подразделений организации по адресам: Тульская область, п. Теплое, ул. Ф., д. 96; Тульская область, г. Щекино, ул. Л., д. 33а; Тульская область, г. Щекино, ул. С., д. 146.
Письмом от 25.07.2008 N 04-09/10012 налоговый орган отказал ООО "К" в постановке на учет по месту нахождения обособленных подразделений со ссылкой на положения ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", указав, что с 01.01.2007 открытие игорных заведений вне игорных зон не допускается.
Полагая, что отказ налогового органа в постановке на учет обособленных подразделений противоречит требованиям действующего законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что исполнение обязанности налогоплательщика, установленной п.п. 2 и 6 ст. 366 НК РФ, не может зависеть от усмотрения налогового органа, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче свидетельства не предусмотрен, так же как и полномочия налогового органа по регистрации объектов игорного бизнеса. Суд также указал, что поскольку органы государственной власти Тульской области не приняли решение о запрете начиная с 01.07.2007 на своей территории деятельности по организации и проведению азартных игр, а лишь Законом Тульской области от 05.04.2006 N 692-ЗТО "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Тульской области" определили порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории Тульской области, то у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации обособленных подразделений.
Изменяя мотивы состоявшегося решения, апелляционная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена названным Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Статьей 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса предусмотрено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).
На основании п. 10 этой же статьи налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.
Судом установлено, что факт создания Обществом обособленных подразделений по адресам: Тульская область, п. Теплое, ул. Ф., д. 96; Тульская область, г. Щекино, ул. Л., д. 33а; Тульская область, г. Щекино, ул. С., д. 146 подтверждается приказами от 02.06.2008 N 4, от 04.06.2008 N 9, от 04.06.2008 N 8, а также представленными в материалы дела трудовыми договорами от 04.06.2008 N 21 и от 04.06.2008 N 18.
Уставом ООО "К" предусмотрен целый перечень видов деятельности, которыми занимается Общество, среди которых большинство - не связанных с игорным бизнесом. Соответственно, названными видами деятельности вправе заниматься и вновь создаваемые обособленные подразделения организации.
Коды по ОКВЭД, указанные Обществом в заявлениях о постановке на учет обособленных подразделений, включают в себя прочую оптовую торговлю; прочую розничную торговлю в специализированных магазинах, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; предоставление различных видов услуг; деятельность в области спорта; прочую деятельность по организации отдыха и развлечений. Указанные виды деятельности Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ не запрещены.
Оценив фактические обстоятельства спора, представленные сторонами доказательства в совокупности с требованиями вышеназванных законодательных норм по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Инспекции законных оснований для отказа в постановке ООО "К" на налоговый учет по месту нахождения вышеназванных обособленных подразделений.
Указанные подразделения нельзя однозначно квалифицировать как игорные заведения в понимании ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, поскольку сама по себе постановка на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений свидетельствует о возможности Общества осуществлять по данным адресам любой, не запрещенный законодательством вид предпринимательской деятельности.
Следует согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что признание обособленного подразделения игорным заведением ставится в зависимость от осуществления в нем деятельности по организации и проведению азартных игр, что возможно исключительно после обращения налогоплательщика с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов), которое будет свидетельствовать о намерении последнего открыть игорное заведение и осуществлять в нем деятельность в сфере игорного бизнеса.
Таким образом, апелляционная коллегия обоснованно удовлетворила заявленные ООО "К" требования по вышеназванным основаниям.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе разрешения спора по существу в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую судебную оценку как несостоятельные.
В силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ переоценка указанных доводов не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А68-5389/08-318/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу МИ ФНС России N 5 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2009 г. N А68-5389/08-318/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании