Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 марта 2009 г. N А68-7877/08-470/П
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "В" на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.10.2008 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 г. по делу N А68-7877/08-470/П, установил:
Закрытое акционерное общество "В" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС РФ по Пролетарскому району г. Тулы от 26.09.2008 г. N 56 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.10.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 25.09.2008 г. Инспекцией ФНС РФ по Пролетарскому району г. Тулы проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в принадлежащем ЗАО "В" магазине "Продукты", расположенном по адресу: г. Тула, ул. С., д. 35-а, в ходе которой установлена продажа за наличный расчет 2-х банок пива "Куллер" по цене 25 руб. за одну банку на общую сумму 50 руб. без применения контрольно-кассовой техники, о чем составлены акт от 25.09.2008 г. и протокол об административном правонарушении от 26.09.2008 г. N 56.
Постановлением налогового органа от 26.09.2008 г. N 56 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1. ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.5 КоАП РФ.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, но не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
В соответствии со статьей 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Указанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 г. N 3125/08.
Как следует из материалов дела, на основании поручения начальника Инспекции ФНС РФ по Пролетарскому району г. Тулы Е.Н.Н. от 25.09.2008 г. N 32 начальнику отдела оперативного контроля и применения ККМ М.Б.Е. и главному государственному налоговому инспектору М.О.В. поручено провести проверку соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов ЗАО "В".
Материалы дела свидетельствуют о том, что проверочную закупку осуществил лично сотрудник инспекции М.Б.Е.
Данный факт подтверждается объяснениями проверяющих, отраженными в протоколе судебного заседания от 17.10.2008 г. М.О.В. и М.Б.Е., которые указали, что М.Б.Е. произвел контрольную закупку двух банок пива "Куллер". стоимостью 25 руб. за одну банку на общую сумму 50 руб.
Поскольку согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявленные ЗАО "В" требования - удовлетворению.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 17.10.2008 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 г. по делу N А68-7877/08-470/П отменить.
Заявленные ЗАО "В" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции ФНС РФ по Пролетарскому району г. Тулы от 26.09.2008 г. N 56 о привлечении ЗАО "В" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 марта 2009 г. N А68-7877/08-470/П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании