Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 апреля 2009 г. N А08-1691/08-27
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2009 г. N 9814/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителей: Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; ОГУ "Ц" - К.А.Н. - нач. отд. правовой экспертизы и лицензир. (дов. от 01.08.2008 N 01-06/1212, пост.), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, от третьих лиц: ОГУЗ "Б" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ООО "Л" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ООО "К" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу N А08-1691/08-27, установил:
Управление информационных социальных технологий, государственного заказа и лицензирования Белгородской области (правопреемник - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области, далее - Управление) и Областное государственное учреждение "Ц" (далее - Учреждение) обратились в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными п.п. 2, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС) от 03.04.2008 и предписания от 03.04.2008 N 049 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 18.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2008 решение от 18.07.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Управления, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Управлением был объявлен открытый конкурс по выбору поставщиков на право заключения государственного контракта на поставку мебели лабораторной для объекта "К".
По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе составлен протокол от 19.03.2008 N 1447942-2 (60-с), согласно которому пять участников размещения заказа, включая ООО "Л" и ООО "К" были допущены к участию в конкурсе.
Полагая, что конкурсная комиссия неправомерно приняла решение о допуске участников размещения заказа по лотам N 1, 2 - ООО "Л", ООО "Р", ООО Фабрика "М", так как ООО Фабрика "М" приняло участие в конкурсе с мебелью, не соответствующей техническому заданию конкурсной документации, ООО "Л", ООО "Р" не представили подтверждение соответствия мебели техническому заданию конкурсной документации, ООО "Л" и ООО "К" обратились в УФАС с жалобой на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса по выбору поставщиков на право заключения государственного контракта на поставку мебели лабораторной для объекта "К".
В ходе рассмотрения указанной жалобы Комиссией УФАС установлено, что при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия, не вышла за пределы своих полномочий, определенных ч. 6 ст. 7 и ч. 1 ст. 27 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и оценила и сопоставила заявки на участие в конкурсе по каждому лоту.
По результатам рассмотрения жалобы, Комиссия УФАС приняла решение от 03.04.2008 о признании жалобы ООО "Л" и ООО "К" необоснованной (п. 1 решения) и установила нарушение в действиях заказчика - Учреждения и уполномоченного органа - Управления ч. 2 ст. 8, ч. 2.1 ст. 10, ч. 2 ст. 22, ч. 4 ст. 23, ч. 3 и ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (п. 2 решения).
Пунктом 3 указанного решения признан факт нарушения конкурсной комиссией ч. 2 ст. 27, ч. 10 ст. 28 Закона N 94-ФЗ.
В п. 4 решения указано необходимость выдачи предписания государственному заказчику - Учреждению об аннулировании размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса по выбору поставщиков на право заключения государственного контракта на поставку мебели лабораторной для объекта "К".
В предписании УФАС от 03.04.2008 N 049 государственному заказчику предложено в течение 3 дней с момента получения данного предписания аннулировать размещение государственного заказа путем проведения открытого конкурса по выбору поставщиков на право заключения государственного контракта на поставку мебели лабораторной для объекта "К" (с доставкой, сборкой и расстановкой) (2 лота): Лот N 1: Мебель лабораторная (с постановкой до 1 мая 2008 года), Лот N 2: Мебель лабораторная (с поставкой до 1 декабря 2008 года).
Не согласившись с п. 2, 3, 4 решения и предписанием антимонопольного органа, Управление и Учреждение оспорили их в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта или муниципального контракта. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона от 21.07.05 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона.
В силу ч. 2.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Основания, по которым участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, содержатся в ч. 1 ст. 12 Закона от 21.07.05 N 94-ФЗ.
Указанный перечень является закрытым, отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям не допускается (ч. 2 ст. 12 Закона от 21.07.05 N 94-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Закона от 21.07.05 N 94-ФЗ участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе по форме, установленной конкурсной документацией.
Частью 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ установлено, что конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу ч. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, согласно ч. 3, 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать: сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку; предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром; документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе. Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе и признанным участниками конкурса, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе и не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Согласно ч. 10 ст. 28 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок, об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, о порядке оценки и о сопоставлении заявок на участие в конкурсе, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе, а также наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоен первый и второй номера. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, конкурсная документация содержит перечень документов, который не выходит за пределы требований ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, принимая решение об определении победителя конкурса, конкурсная комиссия не вышла за пределы своих полномочий, нарушения положений Закона N 94-ФЗ отсутствуют.
Кроме того, судом правомерно учтено, что государственный контракт заключен не был, в связи с чем государственный заказ не считается размещенным.
Также является обоснованным вывод суда о том, что предписание комиссии УФАС от 03.04.2008 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов выдано в нарушение требований ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ, согласно которой заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее, чем за пять дней до даты окончания заявок на участие в конкурсе, с учетом того, что иного порядка внесения изменений в конкурсную документацию Законом о размещении заказов не предусмотрено.
Таким образом, суд правомерно признал недействительным п.п. 2, 3, 4 решения УФАС от 03.04.2008 и предписание от 03.04.2008 N 049.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу N А08-1691/08-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 апреля 2009 г. N А08-1691/08-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании