Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 апреля 2009 г. N А14-14925-2008/421/26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Л.А.А. - гл. юрисконс. (дов. от 31.12.2008 N 263, пост.); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - К.В.В. - спец.-эксперт. (дов. от 13.04.09 N 03-16/1020, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2008 по делу N А14-14925-2008/421/26, установил:
Закрытое акционерное общество "Р" (далее - заявитель, Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление, УФАС) о назначении административного наказания по делу N 83.03-14.3/152р об административном правонарушении от 27.10.2008 в отношении ЗАО "Р".
Решением суда от 30.12.2008 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, Управлением 05.09.2008 был проведен осмотр объектов рекламы: дом N 70 по ул. К. в г. Воронеже и установлено, что на внутренней стороне остекленной поверхности окна в помещении филиала "В" ЗАО "Р" размещена реклама в виде плаката, содержащая следующую информацию: "Р вклады населения до 14% годовых в рублях РФ до 12% годовых в долларах США до 10% годовых в ЕВРО".
Посчитав, что указание в рекламе банковских услуг на максимально возможную процентную ставку годовых по вкладам является неполной информацией об условиях, влияющих на сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада, УФАС был составлен протокол по делу об административном правонарушении от 10.10.2008 N 83.03-14.3/152р.
По результатам рассмотрения протокола от 10.10.2008 Управлением 27.10.2008 принято постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 40000 руб.
Посчитав свое привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило его в суде.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 1 ст. 28 Закона N 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно учредительным документам (п. 1.2 Устава ЗАО "Р") Банк имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке - Закрытое акционерное общество "Р" и (п. 1.3 Устава ЗАО "Р") сокращенное наименование - ЗАО "Р".
Вместе с тем, в рекламе финансовых услуг Банка (вклады населения) в наименовании лица, оказывающего такие услуги присутствует буквосочетание "Р" и отсутствует указание на его организационно-правовую форму, что является нарушением ч. 1 ст. 28 Закона N 38-ФЗ и не допускается.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из пунктов 2 и 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона N 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 28 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Поскольку в распространенной Обществом рекламе отсутствовала часть существенной информации о видах вкладов, о типах вкладов и соответствующих им интервалах значений суммы вклада, о сроках размещения денежных средств во вкладах, а также о максимальных размерах годовой процентной ставки (по каждой валюте вклада - рубли, доллары США и Евро), соответствующих каждому виду вклада, типу вклада, интервалу значений суммы вклада и сроку размещения денежных средств во вкладах, в том числе по 8 видам вкладов: "До востребования", "Сберегательный", "Досрочный", "Рантье", "Накопительный", "Квартирный вопрос", "4 колеса", "В отпуск !", "Все лучшее - детям" и условия которых (за исключением вида вкладов "Сберегательный") и не содержала указанных в рассматриваемой рекламе значений годовых процентных ставок (до 14% годовых в рублях, до 12% годовых в долларах США, до 10% годовых в ЕВРО), что привело к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Закона N 94-ФЗ.
При указанных обстоятельствах УФАС правомерно привлекло Общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2008 по делу N А14-14925-2008/421/26 отменить.
В удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Р" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о назначении административного наказания по делу N 83.03-14.3/152р об административном правонарушении от 27.10.2008 в отношении ЗАО "Р" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2009 г. N А14-14925-2008/421/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании