Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 апреля 2009 г. N А35-6323/2008-С11 (Ф10-871/2009)
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2009 г. N А35-6323/2008-С11
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "Т" в лице филиала "К", г. Курск - не явились, извещены надлежаще, от ответчика: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, г. Курск - Т.Н.Н. - начальник отдела юридической и кадровой работы (доверенность б/н от 12.01.2009), от третьих лиц: Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области, г. Курск - не явились, извещены надлежаще, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области, г. Курск - не явились, извещены надлежаще, Комитет финансов Курской области, г. Курск - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и ОАО "Т" на решение Арбитражного суда Курской области от 3 декабря 2008 года по делу N А35-6323/2008-С11, установил:
Открытое акционерное общество "Т" в лице филиала "К" обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 26681 руб. 37 коп. убытков, возникших вследствие предоставления населению льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 431-ФЗ за период с июля по декабрь 2007 года (включительно).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа Президента РФ следует читать как "N 431"
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Курской области и Комитет Жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 3 декабря 2008 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Т" в лице филиала "К" взыскано 22 611 руб. 33 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ОАО "Т" в лице филиала "Курская региональная генерация" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 03.12.2008 в части отказа в иске, ссылаясь на незаконное исключение судами суммы налога на добавленную стоимость из взыскиваемой суммы убытков.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации также обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит о его отмене, ссылаясь на то, что субъектом ответственности в рамках настоящего дела является Курская область.
Заявитель кассационной жалобы указывает также на то, что возмещение спорной суммы убытков является обязанностью субъекта РФ, к расходным обязательствам которого в силу закона отнесена компенсация данной категории льгот.
Представители истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 3 декабря 2008 года в части требований о взыскании 22611 руб. 33 коп. убытков отменить и дело в этой части направить в Арбитражный суд Курской области для нового рассмотрения. В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.04.2007 между ОАО "Т", Комитетом ЖКХ Курской области и Комитетом социального обеспечения Курской области заключен договор N 176-209/12 на возмещение расходов, связанных с представлением в 2007 году отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
За период с июля по декабрь 2007 года (включительно) истец предоставил указанной категории граждан меры социальной поддержки в виде 30 % скидки по оплате поставленной тепловой энергии на сумму 47139 руб. 88 коп.
Ссылаясь на то, что указанные расходы истцу не были возмещены, ОАО "Т" в лице филиала "Курская региональная генерация" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении части иска (сумма НДС), суд правомерно исходил из положений пункта 1 статьи 146 и пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС.
Налог на добавленную стоимость подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из бюджета соответствующего уровня без включения в них НДС.
Удовлетворяя иск в части требований о взыскании 22611 руб. 33 коп. (без НДС) убытков, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
При этом арбитражный суд исходил из того, что поскольку вопрос в части распределения соответствующих расходов между бюджетами различных уровней до настоящего времени не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны компенсироваться за счет средств казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Между тем суд не учел то обстоятельство, что истец предоставил указанной категории граждан меры социальной поддержки в виде 30 % скидки по оплате поставленной тепловой энергии в период с июля по декабрь 2007 года.
Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 6 БК РФ расходными обязательствами Российской Федерации являются обусловленные федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, договором или соглашением обязанность Российской Федерации или действующего от ее имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из федерального бюджета.
Федеральным законом РФ от 04.07.2003 года N 95-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вступившие в силу с 01.01.2005 года.
В частности, данный закон был дополнен главой, устанавливающей общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных), отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъекты РФ должны принимать свои нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки многодетных семей.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры по социальной поддержке многодетных семей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Курской области "Об областном бюджете на 2007 год" в составе расходов областного бюджета по строке "Оказание социальной помощи" (в том числе и расходы на реализацию Указа президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей") предусмотрено 28145 тыс. руб.
Законом Курской области "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" установлено, что расходов по названной строке осуществлено в размере 22628 тыс. руб.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
О необходимости учета данного обстоятельства указано в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Приказом Министерства финансов РФ N76н от 07.09.2007 г. утвержден Порядок предоставления реестров расходных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.
В приложении к данному Порядку утверждены формы реестров расходных обязательств субъекта РФ. При этом в графе 1 данных реестров в качестве расходного обязательства, возникшего в результате принятия нормативных правовых актов субъекта РФ указано обязательство по социальной поддержке многодетных семей.
Между тем, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в вышеназванной части за счет казны Российской Федерации, суд не выяснил, к расходным обязательствам какого публично-правового образования относится возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом нормативного акта, принимаемого субъектом РФ.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 3 декабря 2008 года в части требований о взыскании 22611 руб. 33 коп. убытков отменить и дело в этой части направить в Арбитражный суд Курской области для нового рассмотрения.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового Кодекса РФ с 31.01.2009 г. от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков.
На основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная в большем размере, чем это предусмотрено законодательством подлежит возврату.
Учитывая, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась с кассационной жалобой 12 февраля 2009 года и при её подаче заявителем была уплачена госпошлина в размере 1000 рублей, указанная сумма подлежит возврату их доходов федерального бюджета.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 3 декабря 2008 года по делу N А35-6323/2008-С11 в части требований о взыскании 22611 руб. 33 коп. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Т" без удовлетворения.
Возвратить Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 1000 рублей госпошлины по кассационной жалобе в качестве излишне оплаченной из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 апреля 2009 г. N А35-6323/2008-С11 (Ф10-871/2009)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании