Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 апреля 2009 г. N А36-3145/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - И.В.В.- представителя (паспорт), от Управления ФНС России по Липецкой области - К.А.В. - представителя (дов. от 15.04.2009 N 03-06, пост.), от заинтересованных лиц - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.12.2008 г. по делу N А36-3145/2008, установил:
Пресвитер Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка И.В.В (далее заявитель, И.В.В.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными и нарушающими права членов религиозной организации Церковь евангельских христиан - баптистов Правобережного округа г. Липецка решения УФНС по Липецкой области от 11.05.2007 г. N 54 о предстоящем исключении Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность, действия УФНС по Липецкой области о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, - Религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка от 04.09.2007 г. N 2074800028334, признании недействительной записи от 04.09.2007 г. N 2074800028334 об исключении Религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка из ЕГРЮЛ (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 28 февраля 1999 г. учредительным собранием евангельских христиан-баптистов был принят устав религиозной организации - Церкви евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка (далее религиозная организация, Церковь), который 28.05.1999 г. был зарегистрирован Управлением юстиции администрации Липецкой области, о чем выдано свидетельство N 6-7.
28 октября 2002 г. в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ, реестр) Управлением МНС России по Липецкой области была внесена запись о Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка, как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г., за основным государственным регистрационным номером 1024800003183.
мая 2007 г. в УФНС России по Липецкой области от ИФНС России по Правобережному району г. Липецка поступили справки N 1-С и N 1-О, составленные в отношении религиозной организации, об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица банковских счетов и о непредставлении в течение указанного времени документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
мая 2007 г. УФНС России по Липецкой области было принято решение N 54 о предстоящем исключении Церкви из ЕГРЮЛ, которое было опубликовано 16.05.2007 г. в печатном издании "Вестник государственной регистрации" N 19 (121) часть 2.
4 сентября 2007 г. на основании вышеуказанного решения тем же налоговым органом в реестр были внесены сведения об исключении религиозной организации из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившей свою деятельность за государственным регистрационным номером записи о прекращении деятельности 2074800028334.
Полагая, что решение УФНС России по Липецкой области от 04.05.2007 г. N 54 о предстоящем исключении религиозной организации и последующие действия налогового органа, связанные с исключением Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность, не соответствуют ст.ст. 28, 30 Конституции РФ, ст.ст. 6, 8, 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", п. 1. ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушают права религиозной организации на свободу вероисповедания и объединения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ в редакции Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (далее ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях") религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Как установил суд, в рассматриваемый период у религиозной организации отсутствовали банковские счета, но последняя частично представляла отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах.
Так, Церковью в адрес Инспекции ФНС России по Правобережному району г. Липецка в 2005,2006 г.г. направлялись приложения к бухгалтерскому балансу с пояснительными записками, а в 2007 г. кроме вышеуказанных документов - налоговая декларация по налогу на прибыль. Из материалов дела следует, что 04.05.2005 г.,14.07.2005 г., 01.11.2005 г., 08.02.2006 г.,04.05.2006 г., 11.10.2006 г.,18.07.2007 г. налоговым органом вышеуказанные документы были получены, о чем подтвердил и представитель заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства.
Довод налогового органа о том, что религиозная организация в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом спорного решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, базирующийся на том, представление бухгалтерской отчетности является необязательным и не подпадает под понятие отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, судом правомерно не принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ в редакции Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ (далее ФЗ "О бухгалтерском учете") для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 15 вышеуказанного Закона общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) отчет о целевом использовании полученных средств.
Как установлено судом, состав бухгалтерской отчетности, представленный религиозной организацией налоговому органу в 2005-2007 г.г., соответствовал вышеприведенным положениям ФЗ "О бухгалтерском учете".
Между тем, как следует из справки N 1-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, направленной Инспекцией в Управление и положенной в основу принятия оспариваемого решения, последняя дата предоставления документов отчетности - 28.01.2005 г. (документы отчетности - бухгалтерский баланс за 2004 г.), тогда как фактически последнее предоставление бухгалтерской отчетности перед принятием оспариваемого решения от 11.05.2007 г. имело место 11.10.2006 г. (вышеуказанные сведения не нашли своего отражения в справке от 10.05.2007 г. N 1-О).
Поскольку согласно приведенной выше ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц возможно при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица, что не доказано налоговым органом, у суда имелись правовые основания для признания такого решения незаконным.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что после принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, 18.07.2007 г. религиозной организацией в ИФНС России по Правобережному району г. Липецка была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 6 месяцев 2007 г., которая вместе с документами бухгалтерской отчетности была принята налоговым органом без каких-либо возражений.
Более того, из отчета о деятельности религиозной организации за 2006 г., представленного Церковью 31.05.2007 г. в УФРС по Липецкой области, следует, что в указанный период религиозная организация насчитывала 100 человек, совершала религиозные обряды, таинства, церемонии, распространяла вероучения по адресу: г. Липецк, ул. Б., Храм.
В ходе судебного разбирательства И.В.В. подтвердил, что религиозная организация продолжает осуществлять уставную деятельность.
Следовательно, доводы налоговых органов о том, что религиозная организация имела признаки недействующего юридического лица не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Проанализировав в совокупности положения Федеральных законов "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд сделал правильный вывод о том, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения его из реестра применяется в отношении юридического лица фактически прекратившего свою деятельность. При этом с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ "О свободе совести и об религиозных объединениях", деятельность некоммерческой религиозной организации не ограничивается представлением документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и осуществлением операций по банковским счетам. Ведение уставной деятельности лицом, не представляющим отчетность, может препятствовать признанию такого лица фактически прекратившим свою деятельность, с учетом того, что нарушение требований, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, являясь основанием для привлечения юридического лица к налоговой ответственности, не влечет само по себе признание юридического лица недействующим.
Учитывая, что религиозная организация фактически осуществляла уставную деятельность и не имела признаков недействующего юридического лица, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение УФНС России по Липецкой области от 11.05.2007 г. N 54 о предстоящем исключении Церкви из единого государственного реестра юридических лиц не соответствует вышеприведенным положениям ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права религиозной организации, так как влечет утрату правоспособности юридического лица.
Поскольку у религиозной организации отсутствовали признаки недействующего юридического лица, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", последующие действия УФНС России по Липецкой области по внесению 04.09.2007 г. в ЕГРЮЛ сведений об исключении Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность также являются незаконными, а запись о прекращении деятельности религиозной организации за N 2074800028334 - недействительной.
Довод налогового органа о том, что в течение трех месяцев после опубликования в установленном порядке спорного решения в регистрирующий орган не поступало никаких заявлений, как со стороны кредиторов, так и со стороны налогоплательщика, исходя из установленных судом обстоятельств не имеет правового значения для дела, поэтому подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, установив по правилам ч. 4 ст. 200 АПК РФ, что оспариваемые решение и действия регистрирующего органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы религиозной организации, на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.
Оснований считать, что судом неполно исследованы обстоятельства дела и судебный акт по своему содержанию не соответствуют требованиям арбитражно-процессуального законодательства, не имеется. Судом дана всесторонняя оценка доводам налогового органа, исходя из представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы, направленной на переоценку фактических обстоятельств дела, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.12.2008 г. по делу N А36-3145/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2009 г. N А36-3145/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании