Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 апреля 2009 г. по делу N А54-3621/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - не явились, извещены надлежаще, от налогового органа - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.11.08 г. по делу N А54-3621/2008, установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "А" (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Рязанской области (далее - налоговый орган) от 26.06.07 г. N 2985.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.11.08 г. заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка срока представления Учреждением сведений о доходах физических лиц за 2007 год.
По результатам проверки составлен акт от 19.05.08 г. N 3490 и принято решение от 26.06.07 г. N 2985 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 174700 руб.
Учреждение, полагая, что решение от 26.06.07 г. N 2985 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. До настоящего времени этот порядок не утвержден. В связи с этим Минфин России в письме от 18.12.06 г. N 03-05-01-03/157 разъяснил, что до утверждения соответствующего порядка применяется Порядок передачи сведений, изложенный в приказе МНС России от 31.10.03 г. N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год", согласно которому сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях должны представляться в налоговый орган с двумя экземплярами сопроводительного реестра. Для представления сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций налоговым агентом применяются программно-аппаратные средства, совместимые с программно-аппаратными средствами налогового органа, поддерживающими электронный документооборот. Сведения в электронном виде должны быть подготовлены в формате, содержащемся в приложении к приказу ФНС России от 13.10.06 г. N САЭ-3-04/706@.
Согласно разделу 6.4 приказа МНС России от 31.10.03 г. N БГ-3-04/583 представление сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций осуществляется через специализированного оператора связи, выбираемого в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС РФ от 02.04.02 г. N БГ-3-32/169, и иными нормативными документами. Представление сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций осуществляется при обязательном применении сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ средств электронной цифровой подписи (далее - средств ЭЦП) и шифровальных средств.
Подготовленный в соответствии с требованиями раздела 5 приложения к приказу от 31.10.03 г. файл, содержащий сведения о доходах физических лиц и подписанный ЭЦП налогового агента, отправляется в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета налогового агента.
После получения от налогового агента файла, содержащего сведения о доходах физических лиц, налоговый орган выполняет следующие действия:
- проверяет подлинность ЭЦП налогового агента;
- проводит автоматизированный контроль файла, содержащего сведения о доходах физических лиц, средствами поддержки электронного документооборота на соответствие требованиям раздела 5 приложения к приказу в части полноты реквизитов и правильности формата их заполнения и формирует протокол приема сведений о доходах физических лиц за 2003 год, представленных с использованием средств телекоммуникаций в соответствии с п. 6.4.1 данного приложения;
- направляет налоговому агенту протокол приема сведений, а также файл, содержащий не прошедшие контроль сведения, подписанные ЭЦП налогового органа.
Протокол приема сведений, а также файл, содержащий не прошедшие контроль сведения, заверенные ЭЦП налогового агента, возвращаются налоговым агентом в налоговый орган и после подтверждения подлинности ЭЦП налогового агента сохраняются в архиве налогового органа.
Датой представления сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций является дата их отправки, зафиксированная специализированным оператором связи. При этом принятыми считаются сведения, прошедшие контроль.
Как установлено судом и следует из материалов дела, специализированным оператором связи для Учреждения является ЗАО "У". Договором от 16.02.06 г. N Р 6201/06-6/121, заключенным между ЗАО "У", ООО "К" и Учреждением, определен комплекс услуг специализированного оператора связи, включая услуги по организации и функционированию информационного обмена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
01.04.08 г. Учреждение подготовило два XML -файла (первый файл: ДОХОД _2НДФЛ_6234_62310121246234010012008040_d2f9c0c9-15f8-48af-b70b-Ofi8cb3flO dca8.XML - по Кировскому филиалу и второй файл: ДОХОД_2НДФЛ_6234_6231012124623401001_20080401_1.ХМL - в целом по образовательному учреждению) и загрузило данные XML - файлы в программный комплекс "СБиС++", используемый специализированным оператором. После этого программой обработки данных были сформированы два письма с идентификаторами: 101730674 (сведения по Кировскому филиалу образовательного учреждения) и 101733118 (сведения по образовательному учреждению). Данные письма были подписаны электронно-цифровой подписью налогового агента и отправлены в адрес Инспекции по телекоммуникационным каналам связи, предоставленным специализированным оператором.
Письмо с идентификатором 101730674 было получено специализированным оператором 01.04.08 г. и направлено в адрес налогового органа. После получения письма с идентификатором 101730674 специализированный оператор зафиксировал дату отправки и направил в адрес Учреждения подтверждение от 01.04.08 г. N 1097264. В соответствии с пунктом 6.8.1 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган направил в адрес образовательного учреждения протокол входного контроля от 10.04.08 г. N 11594.
Письмо с идентификатором 101733118, также отправленное 01.04.08 г., не было доставлено до специализированного оператора по техническим причинам, не зависящим от действий образовательного учреждения.
В связи с отсутствием информации, подтверждающей получение налоговым органом письма с идентификатором 101733118, 2 и 3 апреля 2008 г. Учреждение повторно осуществило процедуру передачи сведений. Повторные попытки передачи информации 2 и 3 апреля 2008 г. вновь оказались безуспешными. В адрес налогового органа 07.04.08 г. было направлено письмо с просьбой принять сведения на бумажных носителях с указанием причин непредставления через средства телекоммуникации. Сведения были приняты, о чем свидетельствует протокол от 08.04.08 г. N 11511.
Получив от образовательного учреждения зашифрованные протоколы, специализированный оператор направил налоговому органу письмо от 24.06.08 г. N 08-0431, в котором засвидетельствовал факт отправки налоговым агентом отчетных сведений 01.04.08 г. а также указал, что задержка передачи информации обусловлена техническими причинами, не зависящими от сторон, в связи с непоступлением набранного файла на сервер спецоператора.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. N 129-ФЗ датой представления сведений является день отправки по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В силу ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины.
Статьей 111 НК РФ определено, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются, в частности, деяния, содержащие признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания).
Проанализировав представленные Учреждением документы, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку специализированный оператор связи подтвердил факт отправки Учреждением 01.04.08 г. отчетных сведений по НДФЛ в электронном виде, то вина налогоплательщика в совершении вменяемого ему налогового правонарушения отсутствует.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 ноября 2008 года по делу N А54-3621/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 апреля 2009 г. по делу N А54-3621/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании