Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 апреля 2009 г. N А54-2743/2008-С8
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Администрации г. Рязани - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 3-их лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Управления муниципальным имуществом администрации г. Рязани - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.11.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 по делу N А54-2743/2008-С8, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Г" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области к Администрации г. Рязани (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации по принятию в муниципальную собственность муниципального образования "город Рязань" Рязанской области газопроводных сетей, протяженностью 196 метров, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 20, соор.4, и с требованием обязать Администрацию принять газопроводные сети в муниципальную собственность МО "город Рязань" Рязанской области (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области, Управление муниципальным имуществом администрации г.Рязани
Решением суда от 10.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 08.12.2005 Рязанским городским Советом принято решение N 586-III "Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность федерального государственного унитарного предприятия "Г". В указанный перечень вошли 79 квартир, расположенных по адресу г. Рязань, ул. Г., д. 20, и инженерные коммуникации (сети электроснабжения, канализаций, теплоснабжения, водоснабжения).
Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принято распоряжение от 13.12.2006 N 4461-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в хозяйственном ведении Федерального государственного унитарного предприятия "Г" в муниципальную собственность муниципального образования "город Рязань" Рязанской области". В перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, помимо вышеперечисленных объектов, были включены и газовые сети.
12 марта 2007 года Администрацией вынесено постановление N 678 "О приеме из федеральной собственности в собственность муниципального образования - город Рязань квартир, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 20".
19 марта 2007 года Администрацией принято постановление N 760 "О приеме инженерных коммуникаций из федеральной собственности в собственность муниципального образования - город Рязань". Газовые сети в перечень принимаемого имущества включены не были.
Предприятие 08.05.2007 направило письмо в адрес Управления энерговодоснабжения г. Рязани с просьбой определить балансодержателя газопроводных сетей. В ответ заявителю сообщили, что при администрации города отсутствует муниципальное предприятие по обслуживанию газовых сетей и газового оборудования.
4 сентября 2007 года ФГУП "Г" обратилось в Управление энерговодоснабжения г. Рязани с просьбой принять в муниципальную собственность газопроводные сети по ул. Г., д. 20, соор. 4.
22 января 2008 года Предприятие обратилось в Администрацию с просьбой ускорить прием газовых сетей в собственность муниципалитета.
Администрация 17.03.2008 в ответ на указанные обращения сообщила, что прием в муниципальную собственность сетей газопровода не согласован с органом местного самоуправления, в структуре муниципального образования - город Рязань отсутствует предприятие по обслуживанию и ремонту сетей газоснабжения жилищного фонда, распоряжение от 13.12.2006 N 4461-р Федерального агентства по управлению федеральным имуществом не порождает правовых последствий, поскольку принято с нарушением действующих конституционно-правовых норм.
Считая бездействие администрации незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Анализируя положения п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ), ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15, суд пришел к правильному выводу, что спорное имущество не может находиться в федеральной собственности и подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (действовавшего в спорный период) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Пунктом 4 распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12.12.2006 N 4461-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в хозяйственном ведении Федерального государственного унитарного предприятия "Г" в муниципальную собственность муниципального образования "город Рязань" Рязанской области" определено, что если передаточный акт в трехдневный срок с даты поступления в Администрацию не будет подписан уполномоченным лицом Администрации, то Территориальное управление Росимущества по Рязанской области обязано утвердить передаточный акт в одностороннем порядке.
Поскольку уполномоченным лицом администрации муниципального образования акт не подписан, во исполнение указанного распоряжения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области 16.03.2007 в одностороннем порядке утвержден акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в собственность муниципального образования "город Рязань" Рязанской области.
Согласно перечню имущества, передаваемого в муниципальную собственность наряду с другими объектами, указанными в акте, были переданы газопроводные сети, протяженностью 196 м, расположенные по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 20, coop. 4.
По данным Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области указанный объект недвижимости исключен из реестра федерального имущества 20.03.2007 в соответствии с п. 6 Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 13.12.2006 N 4461 -р. Имущество, указанное в приложении к данному распоряжению, в том числе и газопроводные сети, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования "город Рязань" Рязанской области и его содержание относится к вопросам местного значения муниципального образования. Газопроводные сети подходят к жилым домам, переданным в муниципальную собственность согласно перечню в числе других объектов.
С учетом изложенного, суд правомерно указал, что спорный объект - газопроводные сети, является имуществом, предназначенным для газоснабжения населения, обязанность принятия которого в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
При этом суд обоснованно отметил, что установленный на дату принятия распоряжения от 13.12.2006 N 4461-р порядок передачи спорного имущества в муниципальную собственность был соблюден, оформлены и переданы принимающей стороне документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, между тем Администрация неправомерно уклонилась от принятия в муниципальную собственность газопроводных сетей.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое бездействие Администрации по принятию в муниципальную собственность муниципального образования "город Рязань" Рязанской области газопроводных сетей, протяженностью 196 метров, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 20, соор. 4, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Предприятия.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Поскольку доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых судебных актов.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.11.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 по делу N А54-2743/2008-С8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 апреля 2009 г. N А54-2743/2008-С8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании