Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 апреля 2009 г. N А62-323/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества Д.Е.С. - директора (паспорт), Г.Э.С. - представителя (дов. от 20.04.2009 б/н пост.), от налогового органа - Н.К.А. - специалиста 1 разряда отдела оперативного контроля (дов. от 11.01.2009 N 03-11/00040 пост.), К.Ж.В. - вед. специалиста-эксперта юридического отдела (дов. от 11.01.2009 N 03-11/00032 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.02.2009 по делу N А62-323/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 27.01.2009 N 14 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 руб. и N 15 о привлечении директора ООО "Н" Д.Е.С. к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.02.2009 признано незаконным и отменено постановление инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 27.01.2009 N 14, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Н". Производство по делу в части требования о признании незаконным и отмены постановления инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 27.01.2009 N 15 прекращено.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения суда исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.01.2009 сотрудниками инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска совместно с сотрудником УГАДН по Смоленской области с участием УВД по Смоленской области инспектором ОБДПС ГИБДД и/п УВД проведена проверка выполнения Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" транспортных средств ООО "Н", осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, в ходе которой установлено, осуществление водителем ГАЗ-322132 регистрационный знак С834ВА67 О.К.В., действующим на основании договора аренды от 01.01.2009, наличных денежных расчетов при оказании услуги по пассажирской перевозке без применения контрольно-кассовой техники по причине ее отсутствия. Расчет произведен без применения бланков строгой отчетности (билетов).
По результатам проверки налоговым органом 22.01.2009 составлены акт проверки исполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и документов строгой отчетности N 050553, акт снятия наличных денег и протокол об административном правонарушении от 23.01.2009 N 13-22-11.
Постановлением от 27.01.2009 N 14 ООО "Н" привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением от 27.01.2009 N 15 директор ООО "Н" Д.Е.С. привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Считая постановления инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику.
Согласно пункту 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 02.09.2008 N 3125/08, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, несмотря на то, что проверка проводилась совместно с сотрудниками УГАДН Смоленской области с участием УВД по Смоленской области инспектором ОБДПС ГИБДД и/п УВД, проверочная закупка была осуществлена непосредственно сотрудниками инспекции, что зафиксировано в акте проверки, протоколе и постановлении об административном правонарушении.
Между тем, проверочная закупка в силу Федерального Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
С учетом изложенного, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Кроме того, в нарушение статей 28.2, 29.10 КоАП РФ существо правонарушения, изложенное в протоколе и постановлении об административном правонарушении не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а именно, деньги за проезд были уплачены не пассажирами, а специалистами 1 разряда инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска - Б.И.В. и Н.К.А., то есть лицами, проводящими проверку.
При указанных обстоятельствах, суд, удовлетворяя заявленное обществом требование и признавая незаконным постановление инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 27.01.2009 N 14, правомерно установил нарушение инспекцией процедуры привлечения общества к административной ответственности, а, следовательно, отсутствие доказательств события административного правонарушения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.02.2009 по делу N А62-323/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2009 г. N А62-323/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании