Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 мая 2009 г. N А09-719/08-29
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 августа 2009 г. N 11512/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2008 г. N А09-719/08-29
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - М.Д.В. - представителя (дов. от 20.05.2008 N 17-34юр пост.), Ф.П.В. - начальника юридического отдела (дов. от 06.10.2008 N 17-41юр пост.), от налогового органа - Б.С.Н. - начальника юридического отдела (дов. от 11.01.2009 N 5 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по Дятьковскому району Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А09-719/08-29, установил:
Открытое акционерное общество "М" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования инспекции ФНС России по Дятьковскому району Брянской области от 16.01.2008 N 226.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2008 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по Дятьковскому району Брянской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по Дятьковскому району Брянской области в адрес ОАО "М" направлено требование N 226 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 16.01.2008, которым обществу предложено в срок до 01.02.2008 уплатить пени в сумме 2460707 руб. 32 коп., начисленные за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость.
Основанием для направления данного требования явилось наличие у общества недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 35597771 руб. 70 коп., доначисленной согласно решения Управления ФНС РФ по Брянской области от 25.03.2005 N 96-Р, признанного законным в данной части решением Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2006 по делу N А09-2735/05-31.
Не согласившись с указанным требованием, ОАО "М" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
При этом, как указано в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ", требование об уплате налога представляет собой процесс досудебного урегулирования спора. Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставки пени не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном ст. 69 НК РФ, осуществлено.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанных норм права оспариваемое требование от 16.01.2008 N 226 не содержит сведений, позволяющих налогоплательщику проверить обоснованность начисления пени по НДС, а именно: установить конкретные периоды возникновения недоимки, с которой начислены пени, а также дату, с которой произошло их начисление, и ставку пени.
Таким образом, направленное налогоплательщику требование не обеспечило возможность досудебного урегулирования спора.
Сумма налога на добавленную стоимость, начисленная обществу согласно решению Управления ФНС РФ по Брянской области от 25.03.2005 N 96-Р и признанная законной решением суда составила 35732240 руб., а в оспариваемом требовании указана сумма недоимки в размере 35597771 руб. 70 коп. со сроком уплаты 28.08.2006, не позволяющим определить каким образом он установлен.
В представленном налоговым органом расчете пени, изготовленном 19.02.2008, сумма недоимки, на которую начислены пени, также не соответствует сумме недоимки, указанной в оспариваемом требовании. Доказательства направления расчета пени обществу совместно с требованием инспекцией не представлены.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о существенном нарушении инспекцией требований ст. 69 НК РФ при вынесении оспариваемого ненормативного акта и признали недействительным требование инспекции ФНС России по Дятьковскому району Брянской области от 16.01.2008 N 226 как нарушающее права и законные интересы ОАО "М" в сфере экономической деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А09-719/08-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по Дятьковскому району Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 мая 2009 г. N А09-719/08-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании