Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 мая 2009 г. N А23-2995/2008А-12-199
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Г.П.А. - представителя (дов. от 23.04.2009, пост.); от администрации города Обнинска Калужской области - Г.Н.И. - представителя (дов. от 31.12.2008 N 01-23/2405, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу ООО "Рекламное Агентство "Ч" на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А23-2995/2008А-12-199, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламное Агентство "Ч" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации города Обнинска (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на установку 25 рекламных конструкций в городе Обнинске, изложенного в письме от 15.08.2008 N 01-18/2626 и обязании выдать разрешения на их установку.
Решением суда от 14.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2009 решение от 14.11.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и Администрации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 12 и 14 февраля 2008 года Общество обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Обнинска с заявлениями на получение разрешений на установку рекламных конструкций по следующим адресам: N 46/08 - мкр.20, пр. Ленина, д. 72, район универмага "С" (слева от крыльца); N 47/08 - мкр.20, пр. Ленина, д. 72, район универмага "С" (справа от крыльца); N 48/08 - мкр. 52, пр. Маркса, д. 71, район ТЦ "Е" (справа и слева от входа в ТЦ "Е"); N 51/08 - мкр.40, ул. А., д. 18а (вход с торца здания в ТК "А"); N 52/08 - мкр. 40А, ул. А., д. 18а (вход с торца здания в ТК "А"); N 53/08 - мкр.40А, ул. А., напротив центрального входа в магазин "Д"; N 54/08 - мкр. 40А, ул. А., правое крыльцо перед входом в универмаг "Ц"; N 55/08 - мкр. 40А, ул. А., левое крыльцо (центральный вход) в универмаг "Ц"; N 56/08 - мкр. 39, ул. Э., район музыкальной школы (справа от остановки); N 57/08 - мкр. 39, ул. Э., район остановки "М"; N 58/08 - мкр. 39, ул. Э., район остановки "М"; N 62/08 - мкр.40А, ул. А., крыльцо перед входом в универмаг "Ц" (напротив входа в универмаг с торца здания); N 63/08 - мкр. 39, ул. Э., район остановки "М"; N 64/08 - мкр. 32, пр. Маркса, 8; N 65/08 - мкр. 32, пр. М., 8; N 66/08 - мкр. 32, пр. Маркса, 8; N 67/08 - мкр. 32, пр. Маркса, район магазина "Лига" (между газонов); N 68/08 - мкр.32, пр. Маркса, 20; N 69/08 - мкр.32, пр. Маркса, 20; N 70/08 - мкр.32, пр. Маркса, 20; N 71/08 - мкр. 32, пр. Маркса, 34, район магазина "К" (слева от входа); N 72/08 - мкр. 32, пр. Маркса, 34, район магазина "О" (слева от входа); N 73/08 - мкр. 32, пр. Маркса, 34, район магазина "К" (справа от входа); N 74/08 - мкр. 32, пр. Маркса, 34, справа от входа в магазин "О"; N 75/08 - мкр. 32, пр. Маркса.
Как следует из указанных заявлений, все рекламные конструкции являются световыми.
Предполагаемые места размещения 20 рекламных конструкций расположены на землях муниципального образования г. Обнинск Калужской области, 3 рекламные конструкции предполагалось разместить на земельных участках, имеющих иного собственника и 2 рекламные конструкции - на земельных участках, принадлежащих муниципальному образованию, но находящихся в пользовании у третьих лиц.
Письмом от 15.08.2008 N 01-18/2626 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций.
Посчитав такой отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Анализируя положения ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), суд сделал правильный вывод о том, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем только при условии согласия собственника недвижимого строения, на котором будет размещена конструкция, а также о том, что разрешение на установку рекламной конструкции, выдается органом местного самоуправления при наличии письменного подтверждения согласия собственника недвижимого имущества.
При этом в силу ч. 5.1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив, что 20 рекламных конструкций предполагалось разместить на землях муниципального образования г. Обнинск Калужской области, то есть с обязательным заключением договора на торгах, суд сделал правильный вывод о законности отказа Администрации в выдаче Обществу разрешений на их установку.
Довод заявителя жалобы о том, что положения о необходимости заключения договора на торгах вступили в силу с 01.07.2008, в то время как соответствующие заявления поданы Обществом 12 и 14 февраля 2008 года и к настоящим правоотношения должны применяться нормы права, действовавшие до 01.07.2008 и не предполагавшие проведение торгов, правомерно отклонен судом ввиду следующего.
С 01.07.2008 (момента вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" от 21.07.2007 N 193-ФЗ") выдача разрешений на установку рекламных конструкций и заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций производится в порядке, определенном Федеральным законом "О рекламе" с изменениями, действующими с 01.07.2008. Указанный порядок распространяется на заявки, поданные до указанной даты, и не рассмотренные до 01.07.2008, поскольку в статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" от 21.07.2007 N 193-ФЗ имеются особые указания только относительно заключенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и разрешения на установку рекламных конструкций, выданные до дня вступления в силу данного Федерального закона. В остальных случаях подлежат применению положения Закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (в рассматриваемом случае - на момент выдачи (отказа в выдаче) разрешения).
Кроме того, суд находит правомерным отказ Администрации в выдаче разрешения на установку 3 рекламных конструкций (N 48/08 - мкр. 52, пр. Маркса, д. 71, район ТЦ "Е" (справа и слева от входа в ТЦ "Е"), N 55/08 - мкр. 40А, ул. А., левое крыльцо (центральный вход) в универмаг "Ц", N 62/08 -мкр.40А, ул. А., крыльцо перед входом в универмаг "Ц" (напротив входа в универмаг с торца здания) на земельных участках, имеющих иного собственника, поскольку согласия собственника на их размещение Обществом не получено, в связи с чем, не имелось оснований для выдачи разрешения на установку рекламных конструкций.
Частью 12 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
В соответствии с п. 3.1.1 Порядка установки рекламных конструкций на территории муниципального образования "Г", утвержденного решением городского Собрания от 29.01.2008 N 05-55 (далее - Порядок) разрешение на установку рекламной конструкции выдается на основании заявления установленного образца, подаваемого в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Обнинска.
К заявлению рекламораспространитель прилагает, в частности, схему подключения к электросети (если в конструкции подразумевается энергопотребление).
Поскольку схема подключения к электросети является техническим параметром рекламной конструкции, необходимость ее предоставления в соответствии с Порядком требованиям Закона N 38-ФЗ не противоречит.
Учитывая, что все рекламные конструкции являются световыми, а схемы подключения к электросети в них не представлены, отказ Администрации в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций (N 46/08 - мкр. 20, пр. Ленина, д. 72, район универмага "С" (слева от крыльца); N 47/08 - мкр.20, пр. Ленина, д. 72, район универмага "С" (справа от крыльца) на земельных участках, принадлежащих муниципальному образованию, но находящихся в пользовании у третьих лиц, также является правомерным.
Указанное обстоятельство также является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на установку всех 25 рекламных конструкций.
Ссылка Общества на обязанность органов местного самоуправления согласовывать схемы по подключению рекламной конструкции к электросети, поскольку Обществом представлены все необходимые для этого документы, правомерно отклонена судом, в связи с тем, что в качестве проекта заявителем представлен паспорт изделия ФГ-102.2-00-00ПС, который не может быть расценен как проект подключения рекламных конструкций к электросети.
Согласно п. 4.4 Порядка монтажно-строительные и электромонтажные работы выполняются в соответствии с проектной документацией организациями, имеющими лицензии на проведение этих работ.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации как орган, уполномоченный на подготовку разрешительной документации на установку рекламных конструкций, письмом от 21.01.2008 N 49 запросил технические условия на подключение рекламных конструкций к городским электросетям в МП "Г". В соответствии с указанными условиями, выданными МП "Г", заявитель должен был обеспечить разработку проекта и представить его на согласование в МП "Г". Данные действия заявителем выполнены не были, о чем свидетельствует отсутствие согласования МП "Г" паспортов рекламных мест.
При этом обязанность по предоставлению схем подключения к электросети п. 3 Порядка прямо возложена на заявителя.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А23-2995/2008А-12-199 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 мая 2009 г. N А23-2995/2008А-12-199
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании