Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 мая 2009 г. N А54-3982/2008
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 августа 2009 г. N 10596/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "А" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Рязанской таможни - К.А.Л. - ст. гос. таможенного инспектора (дов. N 51 от 22.12.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рязанской таможни на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А54-3982/2008, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Рязанской таможни, выразившихся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного досмотра и оформления импортного товара (живых растений), поступившего в адрес Общества по грузовой таможенной декларации N 10112040/080508/0004260, а также в предъявлении с нарушением срока уведомления от 13.05.2008 о представлении акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, выписки из Государственного реестра селекционных достижений, документов о наличии прививок и о необходимости внесения изменений в графу N 38 вышеуказанной ГТД.
Кроме того, Общество просило взыскать с таможенного органа 15000 руб. расходов на оплату услуг представителя и 2000 руб. расходов по госпошлине (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Рязанская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В силу п. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Рязанской таможни, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия находит, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, между Питомником "А" г. Хулшаут (Бельгия) - продавец и Обществом - покупатель заключен контракт N 1 от 26.03.2007, предметом которого является купля-продажа ландшафтных растений - деревьев и кустарников с закрытой корневой системой.
В соответствии с условиями контракта и дополнительного соглашения к нему от 30.03.2008 Питомником "А" по накладной международной формы N РА 0002917 от 28.04.2008 отгрузил в адрес Общества живые декоративные растения, привитые для посадки в открытый грунт (укороченные в горшках с питательным грунтом в общем количестве 624 единиц). Товар поступил в адрес Покупателя 06.05.2008.
Выполняя функции декларанта импортного товара, Общество в целях таможенного оформления полученного им 06.05.2008 груза представило Рязанской таможне грузовую таможенную декларацию N 10112040/080508/0004260, которая была принята 08.05.2008 года в 17 час. 28 мин.
В период с 12 час. 10 мин. 12.05.2008 по 13 час. 20 мин. 12.05.2008 должностными лицами таможенного органа произведен досмотр товаров и транспортных средств, о чем составлен акт N 10112040/120508/000800.
По завершению таможенного досмотра Обществу было вручено уведомление от 13.05.2008 о необходимости представления для выпуска товара акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, выписки из Государственного реестра селекционных достижений, документов о наличии прививок и о необходимости внесения изменений в графу N 38 вышеуказанной ГТД.
После устранения декларантом предписаний таможенного органа 15.05.2008 выпуск товара был разрешен в свободное обращение.
Полагая, что Рязанской таможней нарушен порядок таможенного досмотра импортного скоропортящегося товара - живых декоративных растений, предназначенных для посадки в открытый грунт, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд исходил из положений ст.ст. 152, 359 ТК РФ, п.п. 61, 62 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России N 1356 от 28.11.2003, согласно которым проведение таможенного досмотра и составление акта ограничиваются временными рамками - одним рабочим днем с момента принятия решения о проведении досмотра.
Установив, что ГТД была подана Обществом в Рязанскую таможню 08.05.2008 в 17 час. 28 мин. и проверена 08.05.2008 в 17 час. 41 мин., а таможенный досмотр был произведен только 12.05.2008, суд пришел к выводу о незаконности действий таможни, выразившихся в нарушении порядка и срока проведения таможенного досмотра и оформления товара, в связи с чем признал их незаконными.
Однако судом не учтено следующее.
В силу п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Таможенное оформление представляет собой юридическое оформление всех действий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Статьей 60 ТК РФ определено, что таможенное оформление товаров при ввозе товаров начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;
Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (п. 2 ст. 60 ТК РФ).
В соответствии со ст. 63 ТК РФ при производстве таможенного оформления - лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Формы таможенных документов определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу (ст. 123 Таможенного кодекса).
В силу п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Статьей 131 ТК РФ предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности подлежат представлению разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При этом в соответствии со ст. 66 ТК РФ таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, с учетом положений п. 3 ст. 77 ТК РФ.
В силу ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ от 15.07.2000 "О карантине растений" ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.
Письмом Россельхознадзора N ФС-АС-3/10871 от 13.12.2006 утверждена Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, согласно которой в отношении живых растений (включая их корни) черенки и отводки установлена необходимость оформления фитосанитарных документов (импортное карантинное разрешение на ввоз подкарантинной продукции, карантинный сертификат, акт государственного карантинного фитосанитарного контроля).
Выпуск товаров в силу ст. 149 ТК РФ осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, при соблюдении, в частности условия о представлении в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров
Согласно п. 1 ст. 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со ст. 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с п. 2 ст. 359 ТК РФ.
В силу п. 1 ст. 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных ст. 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями ст. 153 ТК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными действий (бездействия) таможенного органа необходимо одновременно наличие двух условий - несоответствие действий (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Между тем, разрешая спор по существу заявленных требований, судом не исследовался вопрос, связанный с нарушением прав декларанта в отношении сроков выпуска товара при непредставлении им карантинного сертификата, акта государственного карантинного фитосанитарного контроля.
Указанные обстоятельства не позволяют сделать вывод о наличии достаточных оснований для признания действий таможенного органа незаконными, в связи с чем судом не полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 3 ст. 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Решение является законным, если оно вынесено в соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.
Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
При рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования процессуального закона судом первой и апелляционной инстанций не соблюдены, в связи с чем принятые ими судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Учитывая изложенное, в силу ст. 288 АПК РФ решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, предложить сторонам представить все доказательства в обоснование своих позиций, установить фактические обстоятельства, относящиеся к предмету спора, дать оценку доводам сторон, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А54-3982/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 мая 2009 г. N А54-3982/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании