Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 мая 2009 г. N А68-6983/08-524/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, при участии в заседании: от заявителя - не явились о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Администрации г. Тулы - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.11.2008 по делу N А68-6983/08-524/15, установил:
ООО "У" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации города Тулы (далее - Администрация) о признании недействительным п. 1 постановления главы администрации города Тулы от 25.03.2008 N 1028 "О предоставлении ООО "У" в собственность земельного участка, расположенного в пос. Менделеевском по ул. П., 10-а в Центральном районе г. Тулы" в части установления выкупной цены земельного участка, обязав Администрацию внести изменения в п. 1 постановления и установить цену испрашиваемого земельного участка в размере 488852,81 руб. (с учетом уточнения заявленного требования).
Решением суда от 11.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи, заключенного Обществом с ООО "В" от 26.07.2005 N 26-7/05, заявитель приобрел на праве собственности недвижимое имущество: нежилые здания - цех ЖБИ, склад, ремонтные мастерские, административное и производственное здания, расположенные по адресу: г. Тула, Центральный район, пос. Менделеевский, ул. П., д. 10 а, что подтверждено Государственной регистрацией права от 26.10.2005.
Земельный участок общей площадью 8314 кв. м по адресу: г. Тула, Центральный район, пос. Менделеевский, ул. П., д. 10 а, на котором расположено недвижимое имущество, используется Обществом в соответствии с договором аренды земельного участка от 08.07.1996 N 678 для эксплуатации комплекса зданий административно-производственного назначения.
Постановлением главы администрации города Тулы от 25.03.2008 N 1028 Администрация приняла решение о предоставлении вышеназванного земельного участка Обществу в собственность по цене 4986298,64 руб.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в указанное постановление, в части установления выкупной цены земельного участка, считая ее необоснованной.
Письмом от 07.05.2008 N 3273к Администрация отказала заявителю во внесении изменений в названное постановление, указав, что по цене 2,5% кадастровой стоимости участка вправе приобретать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые приобрели право собственности на здания (в том числе возведенные на месте разрушенных или реконструированные) в собственность непосредственно из государственной (муниципальной) собственности. Для всех иных покупателей выкупная цена установлена п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ" и Законом Тульской области от 18.03.2008 N 984-ЗТО "Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", т.е. в размере семнадцатикратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество, обладающее на праве собственности объектами недвижимости на испрашиваемом земельном участке, на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении его в собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, далее - Закон N 137-ФЗ) до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Определяющими условиями для применения указанной нормы являются наличие зарегистрированного на праве собственности объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а так же то, что объект недвижимости должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности.
При этом положения п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ не содержат исключения по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность: лицо, непосредственно получившее объект недвижимости в собственность в результате приватизации либо иное лицо, в последующем приобретшее данное имущество на законных основаниях.
В силу п. 2 ст. 2 Закона N 137-ФЗ до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно п. 1 Закона Тульской области от 18.03.2008 N 984-ЗТО "Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (далее - Закон N 984-ЗТО) до 1 января 2010 года на территории Тульской области установлена цена земли в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с п. 2 Закона N 984-ЗТО до 1 января 2010 года на территории Тульской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, не указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, установлена следующая цена земли: в городе Туле - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Администрация, принимая решение о продаже земельного участка по цене, предусмотренной п. 2 ст. 2 Закона N 984-ЗТО, исходила из того, что недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом в собственность земельном участке, было приобретено Обществом у собственника здания по договору купли-продажи, а не получено в результате приватизации.
Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов Управления Росрегистрации по Тульской области от 03.07.2008 недвижимое имущество, приобретенное Обществом по договору купли-продажи от 26.07.2005 N26-7/05, перешло в собственность ОАО "Д" в результате приватизации (план приватизации, утвержденный Комитетом по управлению имуществом Тульской области от 17.08.1994, постановление главы администрации г. Тулы от 10.01.1995 N 4). По результатам заседания Совета Директоров ОАО "Д" (протокол от 09.12.2004 N 69) данное недвижимое имущество было передано в собственность по акту приема-передачи от 09.12.2004 ООО "В".
Поскольку на испрашиваемом земельном участке Общество имеет объекты недвижимости на праве собственности, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, то Администрация в нарушение требований п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ приняла решение о предоставлении в собственность ООО "У" земельного участка по выкупной цене в размере семнадцатикратной ставки земельного налога на единицу площади.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 11.11.2008 по делу N А68-6983/08-524/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 Закона N 984-ЗТО до 1 января 2010 года на территории Тульской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, не указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, установлена следующая цена земли: в городе Туле - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Администрация, принимая решение о продаже земельного участка по цене, предусмотренной п. 2 ст. 2 Закона N 984-ЗТО, исходила из того, что недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом в собственность земельном участке, было приобретено Обществом у собственника здания по договору купли-продажи, а не получено в результате приватизации.
...
Поскольку на испрашиваемом земельном участке Общество имеет объекты недвижимости на праве собственности, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, то Администрация в нарушение требований п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ приняла решение о предоставлении в собственность ООО "У" земельного участка по выкупной цене в размере семнадцатикратной ставки земельного налога на единицу площади."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 мая 2009 г. N А68-6983/08-524/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании