Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 мая 2009 г. N А14-6150/2008/229/26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ТУ ФАУФИ по Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу N А14-6150/2008/229/26, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Воронежской области (далее - ТУ ФАУФИ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС, регистрирующий орган) о признании недействительными отказов от 16.06.2008 N 28/020/2008-68, от 16.06.2008 N 28/020/2008-73, от 16.06.2008 N 28/020/2008-74, от 16.06.2008 N 28/020/2008-75, от 16.06.2008 N 28/020/2008-76, от 16.06.2008 N 28/020/2008-77, от 16.06.2008 N 28/020/2008-78 в государственной регистрации собственности на объекты недвижимого имущества: здание лит. Б, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. М., 193 м; здание лит. A, a, al, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. М., 193м; здание лит. Ж, п/Ж, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1м; здание лит. 1Ж, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1ж; здание лит. Б, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1к; здание лит. Д, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1л; здание лит. А, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1и, а также об обязании ответчика зарегистрировать право федеральной собственности на перечисленные объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФРС просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, 15.04.2008 Российская Федерация в лице представителя уполномоченного органа ТУ ФАУФИ обратилась в УФРС с заявлениями о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества: здание лит. Б, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. М., 193 м; здание лит. A, a, a1, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. М., 193м; здание лит. Ж, п/Ж, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1м; здание лит. 1Ж, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1ж; здание лит. Б, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1к; здание лит. Д, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1л; здание лит. А, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Л., 1и.
14.05.2008 государственная регистрация права собственности была приостановлена по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 14.06.2008 в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права.
Сообщениями от 16.06.2008 года N 28/020/2008-68, N 28/020/2008-73, N 28/020/2008-74, N 28/020/2008-75, N 28/020/2008-76, N 28/020/2008-77, N 28/020/2008-78 УФРС отказало в государственной регистрации права собственности на указанные объекты на основании абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Как было указано УФРС, представленные на государственную регистрацию выписки из реестра федерального имущества не содержат сведений, необходимых в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ для государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на указанные объекты, в частности, не указаны тип объектов, дата и основания включения в реестр соответствующего имущества, в связи с чем невозможно определить момент и основания возникновения прав собственности Российской Федерации.
Полагая, что отказ УФРС нарушает его права и законные интересы, ТУ ФАУФИ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии с абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В соответствии со ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других прав" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
При этом документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относит к исключительной федеральной собственности объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Пункт 4 раздела IV приложения 1 к названному Постановлению включает в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, предприятия и объекты отрасли железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом.
Как установлено судом и не оспаривается УФРС, в качестве документа - основания для государственной регистрации права федеральной собственности на заявленное недвижимое имущество, ТУ ФАУФИ представлены выписки из реестра федерального имущества от 28.01.2008 NN 127, 128, 131, 132, 134, 135, от 15.01.2008 г. N 133, содержащие необходимые данные об объекте, соответствующие утвержденной форме и выданные надлежащим органом и подписаны компетентным лицом.
Учитывая изложенные положения законодательства и фактические обстоятельства, довод жалобы о том, что выписка из реестра федерального имущества не является документом-основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, признается судом кассационной инстанции основанным на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав представленное в материалы дела, суд правомерно указал, что заявителем были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации, а также соблюдены требования, предъявляемые законодательством к порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных ТУ ФАУФИ требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу N А14-6150/2008/229/26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 мая 2009 г. N А14-6150/2008/229/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании