Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 мая 2009 г. N А14-8846/2008/272/34
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "Е" - П.А.Г. - адвоката (дов. б/н. от 26.08.2008), от Воронежской таможни - С.П.В. - гл. тамож. инспектора (дов. N 043 от 15.09.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 по делу N А14-8846/2008/272/34, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Е" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействие Воронежской таможни, выразившееся в нарушении сроков выпуска огнеупорной легковесной массы на основе кварцита марки IZOMIX UZI/L в количестве 99180 кг, переданной на склад временного хранения 26.05.2008 и 27.05.2008 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Воронежская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, признав незаконными отказ таможни в принятии таможенных деклараций и решение таможенного поста о корректировке классификационного кода товара, суд вышел за рамки требований Общества и предмета рассмотрения по настоящему делу.
Кроме того, таможенным органом указано, что представление при таможенном оформлении заключения Ростехнадзора об отнесении декларируемых товаров к неподпадающим под действие запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусмотрено п.п. "д" п. 1 Приложения 2 Приказа ФТС России N 536 от 25.04.2007 и Приказом Ростехнадзора N 42 от 28.01.2005.
Воронежская таможня полагает, что поскольку, в силу ст. 149 ТК РФ течение срока выпуска товара приостанавливается в случае запроса дополнительных документов, то установленный срок на выпуск товара им нарушен не был.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, между Обществом (покупатель) и АО Магнезитовый завод "R" S.A. (Польша) (продавец) заключили внешнеэкономический контракт N 04/07 РФ на поставку товаров.
В рамках указанного контракта Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации огнеупорную легковесную массу на основе кварцита марки IZOMIX UZI/L в количестве 99180 кг, которая 26 и 27 мая 2008 года поступила на склад временного хранения.
В целях таможенного оформления ввезенного товара Общество 30.05.2008 подало в таможню грузовую таможенную декларацию, в графе 33 которой указало код товара по ТН ВЭД 381600, соответствующий коду огнеупорных составов.
Декларантом также представлены товаросопроводительные документы и другие, предусмотренные ст. 131 ТК РФ, Приказом ФТС России N 536 от 25.04.2007 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".
Таможенный орган, рассмотрев представленные документы, отказал в принятии декларации, ссылаясь на отсутствие заключения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и документального подтверждения способа получения товара, о чем сделана отметка на описи к ГТД.
В последующем, 10.06.2008 и 16.06.2008, Общество дважды представляло в таможенный орган ГТД, в принятии которых также было отказано в связи с отсутствием разрешительного документа на ввоз товара согласно постановлению Правительства РФ N 442 от 17.07.2003 "О трансграничном перемещении отходов".
20.06.2008 Общество в четвертый раз представило в таможенный орган ГТД на ввезенный товар, которая была принята (ГТД N 10104070/200608/0001836).
В этот же день таможенный орган направил Обществу требование и уведомление о необходимости представлении письма о способе применения товара и заключения Ростехрегулирования РФ на ввоз товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 442 от 17.07.2003.
Постановлением от 20.06.2008 таможенным органом назначена химическая и товароведческая (комплексная) экспертизы ввезенного товара, результаты которой оформлены заключением эксперта N 1012 от 09.07.2008
09.07.2008 таможенный орган направил Обществу требование и уведомление, указав на несоблюдение запретов и ограничений при ввозе товара, и предложил ему представить заключение уполномоченного органа на ввоз товара - заключение Ростехрегулирования (Ростехнадзора).
Таможенный орган принял решение от 18.07.2008 о корректировке кода ТН ВЭД, указанного Обществом, на код 2621900000 - шлаки и золы пиролизных установок, который включен в перечень опасных отходов, установленный Постановлением Правительства РФ N 442 от 17.07.2003.
Одновременно, требованием и уведомлением от 18.07.2008, таможня потребовала от Общества осуществить корректировку заявленных сведений о классификации товара, представить заключение санитарно-эпидемиологической службы и заключение уполномоченного органа на ввоз товара.
Общество 01.08.2008 направило заявителю письмо Ростехнадзора N 14-05/410 от 01.08.2008, которым разъяснено, что декларируемый товар не подпадает под действие постановления Правительства РФ N 442 от 17.07.2003.
07.08.2008 таможенный орган произвел выпуск товара.
Полагая, что истребование таможенным органом разрешительных документов на ввоз товара, корректировка кода ТН ВЭД в отсутствие к тому законных оснований повлекло нарушение сроков выпуска товара, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 59 ТК РФ таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и правовыми актами федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела.
Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 63 ТК РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 131 ТК РФ при декларировании товаров в таможенный орган представляются, в частности, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 132 ТК РФ поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением, в частности случая непредставления документов, необходимых для таможенного оформления.
В тоже время, п. 1 Обзора практики рассмотрения жалоб (Письмо ФТС РФ N 01-06/8631 от 12.03.2007), прямо указано, что отказ в принятии таможенной декларации в связи с непредставлением таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, является неправомерным.
В силу п. 1 ст. 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, при соблюдении определенных условий, в том числе, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Статьей 152 ТК РФ определено, что таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.
Положениями п. 5 ст. 153 ТК РФ предусмотрено, что при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК РФ, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным данным Кодексом.
Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. Таможенный орган сообщает в письменной форме декларанту, какие именно документы должны быть для этого представлены.
При этом, в соответствии с п.п. 2, 3 ст. 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 442 от 17.07.2003 "О трансграничном перемещении отходов" установлено, что ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов, в целях их использования осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.
Перечень опасных отходов установлен в Приложении N 1 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденным указанным Постановлением Правительства РФ.
В данный перечень включена в частности зола от энергоустановок, работающих на угле - код вида отхода по ТН ВЭД России 2621
Как установлено судом, на территорию Российской Федерации Обществом ввезен товар, задекларированный как огнеупорная легковесная масса на основе кварцита марки IZOMIX UZI/L.
Код товара 3816, указанный в таможенной декларации, был определен поставщиком в товаросопроводительных документах, наименование товара (IZOMIX UZI/L) указано в приложении N 4/08 к контракту N 04/07РФ от 20.06.2007, спецификациях, прайс-листе, инвойсах, которые прилагались к декларациям. Описание товара, включая химический состав, а также способ применения, содержится в таможенной декларации, приложении N 1 к декларации.
Товар, поставленный Обществу, согласно вышеназванным документам предназначен для изготовления литьевых форм, изоляции металла от вторичного окисления (для применения в качестве забивки методом трамбовки пространства между металлическим корпусом и слоем кирпича), использования в металлургической промышленности.
Согласно писем производителя, огнеупорная легковесная масса на основе кварцита марки IZOMIX UZI/L является продуктом сложного состава, включающим несколько элементов. Основным компонентом является окись кремния, полученная впоследствии процесса термической обработки рисовой шелухи. Процесс производства протекает в специальных тепловых агрегатах в соответствии с определенными температурными режимами. Технологическая линия для тепловой обработки рисовой шелухи не является энергетической установкой, оборудованием для сжигания отходов.
Аналогичные данные приведены в заключении экспертизы N 1012 от 09.07.2008, проведенной таможенным органом, из которого следует, что зола получена путем целенаправленного сжигания рисовой шелухи, ввезенный заявителем товар является продуктом сложного состава (основной компонент - оксид кремния) используется в качестве вспомогательного материала в литейном производстве.
При этом экспертиза не установила принадлежность товара к отходам.
Кроме того, согласно письму Ростехнадзора N 14-05/4106 от 01.08.2008 в случае, когда ввозимый товар представляет продукт, полученный путем целенаправленного сжигания рисовой шелухи, он не подпадает под действие Постановления Правительства N 442 от 17.07.2003.
Следовательно, ни описательно, ни функционально, огнеупорная легковесная масса на основе кварцита марки IZOMIX UZI/L не могла быть классифицирована таможенным органом как отходы, в связи с чем обязанность по представлению каких-либо разрешений и лицензий в отношении ввезенного Обществом товара, законодательно не установлена.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу от отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в принятии представляемой Обществом 30.05.2008, 10.06.2008 и 16.06.2008 грузовой таможенной декларации.
В соответствии со ст. 124 ТК РФ на декларанта возложена обязанность классификации ввозимых товаров и присвоение ему кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров и принять решение о классификации, которое является обязательным (п.п. 3, 5 ст. 40 ТК РФ).
Классификация товара производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 718 от 27.11.2006 "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".
Согласно п. 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, содержащихся в Таможенном тарифе РФ, утвержденном указанным Постановлением Правительства РФ, для юридических целей классификация товара в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Аналогичные требования содержатся в постановлении Правительства от 17.07.2003 N 442.
В случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В соответствии с Таможенным тарифом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 718 от 27.11.2006, по позиции 3816 00 000 0 классифицируются огнеупорные цементы, растворы строительные, бетоны и аналогичные составы, по позиции 2621 - шлаки и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп); зола и остатки от сжигания отходов городского хозяйства.
В силу Пояснений к ТН ВЭД РФ, подготовленными ГТК РФ, в позицию с кодом 3816, в том числе включаются трамбовочные смеси, образующие плотное покрытие или заполнение после уплотнения ручными трамбовками.
Таким образом, как обоснованно указал суд, код 3816 позволяет более полно описать как происхождение, так и способ производства, и направление применения ввезенного заявителем товара.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку действия таможенного органа по непринятию представленной Обществом декларации, а также по истребованию у него документов, в отсутствие к тому правовых оснований, повлекло нарушение срока выпуска товара, кассационная коллегия считает, что у суда было достаточно оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Воронежская таможня ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки судом первой и апелляционной инстанций и обоснованно не были ими приняты во внимание как несостоятельные. Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 по делу N А14-8846/2008/272/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2009 г. N А14-8846/2008/272/34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании