Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 мая 2009 г. N Ф10-1856/09 по делу N А35-6321/08-С5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: не явились, извещены надлежащим образом, от ответчиков: не явились, извещены надлежащим образом, от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и ОАО "Т" в лице филиала "К" на решение Арбитражного суда Курской области от 15 декабря 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2009 года по делу N А35-6321/08-С5, установил:
Открытое акционерное общество "Т" в лице филиала "К" обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, субъекта Российской Федерации - Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области 149190 руб. 47 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки населению в виде льгот в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.1995 "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Комитет финансов Курской области и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15 декабря 2008 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Т" в лице филиала "К" взыскано 126432 руб. 60 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2009 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания убытков, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В свою очередь, ОАО "Т" в лице филиала "К", не согласившись с настоящими судебными актами в части отказа в удовлетворении исковых требований, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об отмене оспариваемых судебных актов в части отказа в иске и принятии по делу нового судебного акта.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились. Дело рассмотрено в отсутствие данных представителей в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 15 декабря 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.1995 "О ветеранах" истец в период с июля по декабрь 2007 года предоставил категории граждан, указанных в законе, меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 149190 руб. 47 коп. с учетом налога на добавленную стоимость.
Факт предоставления льгот подтверждается представленными истцом лицевыми счетами, счетами-фактурами, отчетами о количестве лиц, которым предоставлялись указанные меры социальной поддержки, списками граждан, имеющих право на получения таких льгот, отчетами о предоставленных мерах.
В целях возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, 17.04.2007 г. между истцом, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области и Комитетом социального обеспечения Курской области, заключен договор N 176-209/12, предметом которого являлось возмещение в 2007 году расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пп. 1.2 настоящего договора ответчик обязан был возмещать расходы по предоставлению мер социальной поддержки в порядке, определенном настоящим договором, а при получении необходимых документов от Комитета ЖКХ Курской области перечислить истцу определенную сумму средств (пп. 2.1.2 договора).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком своих обязательств, предусмотренных условиями договора, в полном объеме, в результате чего истцу были причинены убытки, ОАО "Т" в лице филиала "К" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций признал требования истца обоснованными, исключив из взыскиваемой суммы убытков сумму налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод судов соответствующим требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию услуг по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2006 года) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
В соответствии со статьей 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот и выделяемые не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Исходя из изложенного, учитывая, что материалами дела подтвержден факт отсутствия возмещения истцу из федерального бюджета понесенных им убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", суд первой и апелляционной инстанции правомерно исключив из общей суммы убытков, подлежащей взысканию в пользу истца, налог на добавленную стоимость, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ОАО "Т" в лице филиала "К" 126432 руб. 60 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки гражданам.
Довод заявителя кассационной жалобы - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о том, что полученная субъектом Российской федерации - Курской областью в лице Комитета социального обеспечения Курской области из федерального бюджета субвенция на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не была израсходована в 2007 году в полном объеме, что освобождает Российскую Федерацию от обязанности по возмещению убытков, понесенных истцом в связи с предоставление таких льгот отдельным категориям граждан, несостоятелен.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 12.01.1995 "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19, 21 настоящего Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, в том числе, в виде 50%-й оплаты жилищно-коммунальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, то обстоятельство, что денежные средства федерального бюджета, перечисленные в качестве субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации - Курская область в 2007 году, не были использованы в полном объеме, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на неё законом обязанностей по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15 декабря 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2009 года по делу N А35-6321/08-С5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот и выделяемые не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Исходя из изложенного, учитывая, что материалами дела подтвержден факт отсутствия возмещения истцу из федерального бюджета понесенных им убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", суд первой и апелляционной инстанции правомерно исключив из общей суммы убытков, подлежащей взысканию в пользу истца, налог на добавленную стоимость, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ОАО "Т" в лице филиала "К" 126432 руб. 60 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки гражданам.
...
В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 12.01.1995 "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19, 21 настоящего Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, в том числе, в виде 50%-й оплаты жилищно-коммунальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2009 г. N Ф10-1856/09 по делу N А35-6321/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании