Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 марта 2009 г. N А36-1691/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - М.Г.В. - представителя (доверенность в деле), от ОВД по г. Ельцу в лице Регистрационно-экзаменационного отделения (РЭО) ОВД по г. Ельцу - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 3-их лиц: ООО "Э" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Елецкое МРО УФССП по Липецкой области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, судебного пристава -исполнителя Елецкого межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области Б.С.В. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Производственно-инвестиционная компания "Э" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.09.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А36-1691/2008, установил:
Закрытое акционерное общество "Производственно-инвестиционная компания "Э" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Отделу внутренних дел по г. Ельцу в лице Регистрационно-экзаменационного отделения (РЭО) ГИБДД ОВД по г. Ельцу о признании незаконными действий об аннулировании регистрации автомобилей ВАЗ-21102 гос. N Е026ТУ 48, ГАЗ-31105 гос. N Е048ТУ 48 и обязании устранить допущенные нарушения прав Общества на данные транспортные средства, путем восстановления их регистрационного учета за Обществом, отменить федеральный розыск паспортов транспортных средств, свидетельств о государственной регистрации ТС и регистрационных знаков указанных автомобилей, принадлежащих Обществу (с учетом уточненных требований).
Определением суда от 04.08.2008 произведена замена заинтересованного лица - РЭО ГИБДД ОВД по г. Ельцу на Отдел внутренних дел по городу Ельцу в лице Регисграционно-экзаменационного отделения (РЭО) ГИБДД ОВД по г. Ельцу.
Решением от 18.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приняты с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами купли-продажи от 18.04.2008 NN 25, 27 ЗАО "Производственно-инвестиционная компания "Э" приобрело у ООО "Э" легковые автомобили: ГАЗ-31105; 2007 года выпуска, и ВАЗ-21102, 2001 года выпуска (п. 1 договоров).
На основании заявлений ООО "Э" 18.04.2008 указанные транспортные средства были сняты РЭО ГИБДД ОВД по г. Ельцу с регистрационного учета с целью отчуждения, а 22.04.2008 зарегистрированы за ЗАО "Производственно-инвестиционная компания "Э".
7 июня 2008 года по результатам проведенной 06.06.2008 по заявлению судебного пристава-исполнителя Елецкого межрайонного отдела УФССП по Липецкой области Б.С.В. проверки, РЭО ГИБДД ОВД по г. Ельцу на основании п.п. 3.1, 49, 55, 75 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (действовавший в рассматриваемый период, далее - Правила), произведено аннулирование регистрационных действий по снятию с учета с ООО "Э" четырех единиц автотранспорта, в том числе спорных автомобилей, а также регистрации последних за Обществом, объявлен федеральный розыск паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации ТС и государственных регистрационных знаков приобретенных заявителем автомобилей.
Полагая, что действия должностных лиц РЭО ГИБДД ОВД по г. Ельцу в части аннулирования регистрации автомобилей ВАЗ-21102 гос. номер Е026ТУ 48, ГАЗ-31105 гос. номер Е048ТУ 48 не соответствуют п.п. 49, 55, 74, 75 Правил и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается
Согласно п.п. "в" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним.
В Положении о регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД ОВД по городу Ельцу, утв. приказом Отдела внутренних дел по городу Ельцу от 02.05.2007 N 194, установлено, что Отделение регулирует и ведет учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, осуществляет выдачу государственных регистрационных знаков и других документов на зарегистрированные АМТС и прицепы к ним, необходимые для допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно п. 3.1 Правил юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 48 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации (п.49 Правил).
Пунктом 55 Правил определено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, транспортные средства по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел, осуществляющего соответствующую проверку, могут быть временно зарегистрированы на срок проведения проверок.
При установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
В случае устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, производится восстановление регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Если в результате проверки, проведенной органами внутренних дел и подтвержденной соответствующими постановлениями, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 55 Правил, установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации, произведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и транспортные средства подлежат снятию с регистрационного учета в связи с аннулированием регистрации. Регистрационный документ, паспорт транспортного средства и регистрационные знаки в случае их отсутствия в материалах проверок сдаются в регистрационное подразделение, хранятся и уничтожаются в установленном порядке, а при их утрате признаются недействительными и подлежат учету в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России (п. 75).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 28.02.2008 судебным приставом-исполнителем Елецкого межрайонного отдела УФССП по Липецкой области Б.С.В. в отношении ООО "Э" были возбуждены исполнительные производства о взыскании с последнего в пользу ООО "З" и ЗАО "Р" задолженностей в размере 4133394 руб. 03 коп., которые были объединены в сводное исполнительное производство N 7155, при этом должнику был установлен пятидневный срок для добровольного удовлетворения требований взыскателей, указаны реквизиты для перечисления взыскиваемой суммы на депозитный счет подразделения.
Поскольку добровольно указанные требования в установленный срок ООО "Э" не выполнены, судебным приставом-исполнителем для проверки имущественного состояния должника направлены запросы в регистрирующие, налоговые органы, в том числе ГИБДД УВД Липецкой области. В ходе проведенной проверки установлено, что денежных средств недостаточно для удовлетворения требований взыскателей.
В соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению, в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (статья 1). Названный Федеральный закон устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов (статья 3) и что требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации, а в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 4).
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов являются обязательными для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом (ст. 14 Закона).
В порядке п.п. 17 п. 1 ст. 64 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, далее - Закон N 229-ФЗ) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с п. 4 ст. 69 указанного Закона при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
Из материалов дела видно, что 14.04.2008 при получении сведений от ГИБДД УВД Липецкой области о наличии у ООО "Э" транспортных средств судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о наложении запрета на регистрационные действия на автомобили ВАЗ-211102, гос. номер Е 016 ТН48, 2001 года выпуска и ГАЗ-31105, гос. номер Е 055 ТН 48, 2007 года выпуска, которое было направлено в адрес РЭО ГИБДД ОВД по г.Ельцу и ООО "Э".
Вместе с тем, при наличии указанного письма, МРЭО ГИБДД ОВД по г. Ельцу, в нарушение ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве", 18.04.2008 произвело снятие с регистрационного учета вышеназванных транспортных средств в связи с их отчуждением, а 22.04.2008 - регистрацию за новым собственником.
Установив указанные обстоятельства в ходе проверки, по заявлению судебного пристава-исполнителя, на основании заключения инспектора по розыску РЭО ГИБДД ОВД по г. Ельцу заинтересованным лицом 07.06.2008 произведено аннулирование вышеуказанных регистрационных действий.
Таким образом, учитывая положения ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемые действия по аннулированию регистрации автомобилей были произведены РЭО ГИБДД ОВД по г. Ельцу в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем не могли нарушить права ЗАО "Производственно-инвестиционная компания "Э".
Доказательств обратного Обществом не представлено.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку не опровергают правильность выводов арбитражных судов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.09.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А36-1691/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2009 г. N А36-1691/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании