Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 июня 2009 г. N А14-11151-2008/383/26
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2009 г. N А14-11151-2008/383/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу ООО "В" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 г. по делу N А14-11151-2008/383/26, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 08.09.2008 г. N 310 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.09.2008 г. Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области проведена проверка ООО "В", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Л., 120 "б", по вопросу соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки 04.09.2008 г. составлен акт N 339 и протокол об административном правонарушении N 243, в которых отражено, что общество осуществляет свою деятельность без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов отсутствуют, плата за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляется, что является нарушением ст. 16, ч. 1 ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 11, ч. 1 и 3 ст. 18 Закона РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Постановлением Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 08.09.2008 г. N 310 общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 50000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, ООО "В" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
Помимо этого, суд первой инстанции сделал вывод о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Этот вывод суда первой инстанции является ошибочным, так как оспариваемым постановлением заявитель к административной ответственности в соответствии с данной статьей привлечен не был.
При этом судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632.
Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 г., плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 г. N 14561/08).
Однако при рассмотрении дела судами не установлено, какие объекты и как эксплуатируются обществом, какой вид деятельности, осуществляемой заявителем, связан с негативным воздействием на окружающую среду и какими образом, доказательства не исследовались.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит учесть изложенное.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 г. по делу N А14-11151-2008/383/26 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 июня 2009 г. N А14-11151-2008/383/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании