Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 июня 2009 г. N А14-15901/2008-541/24
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - не явились, извещены надлежаще, от Воронежской Таможни - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.09 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.09 г. по делу N А14-15901/2008-541/24, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Воронежской таможни от 28.10.08 г. N 16-02-24/9730 и об обязании Воронежской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 98000 рублей.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.09 г. заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.03.09 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Воронежской таможни - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Воронежская таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Общество 22.10.08 г. обратилось в Воронежскую таможню с заявлением о возврате таможенных сборов в размере 100000 рублей, уплаченных в связи с подачей полных таможенных деклараций в период после 19.09.05 г. Основанием для обращения послужило письмо Воронежской таможни от 24.09.08 г. N 16-02040/8483 с предложением представления необходимых для возврата документов.
Однако, 28.10.08 г. Воронежская таможня письмом N 16-02-24/9730 отказала в возврате излишне уплаченных платежей, ссылаясь на письмо ФТС России от 08.10.08 г. N 01-11/41807 и сообщив, что возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 357.1, п.п. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление.
Согласно п. 1 ст. 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Пунктом 1 ст. 60 ТК РФ определено, что таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В силу п. 2 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.04 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим, следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
Данные выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.07.08 г. N 4574/08. На это же Постановление Президиума ВАС РФ имеется ссылка и в письме Воронежской таможни от 24.09.08 г. N 16-02-40/8483 с предложением представления документов, необходимых для возврата излишне уплаченных денежных средств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество уплатило таможенные сборы как при подаче временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, что не оспаривается таможенным органом.
Согласно платежным документам сумма таможенных сборов, уплаченных при подаче полных периодических таможенных деклараций, составила 98000 руб.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полной таможенной декларации является правомерным, основанным на правильном толковании норм права.
В связи с этим у Таможни отсутствовали правовые основания для отказа в возврате Обществу излишне уплаченных таможенных сборов в размере 98000 руб.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции таможенного органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22 января 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2009 года по делу N А14-15901/2008-541/24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2009 г. N А14-15901/2008-541/24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании