Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 декабря 2008 г. N А08-1588/2008-27
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области - Л.Е.Н. - главный специалист-эксперт (дов. от 01.10.2008 N 79); от ООО "К" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А08-1588/2008-27, установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 31:14:00 00 000:0104 общей площадью 821,31 га, расположенный в границах земель колхоза имени Ленина в Борисовском районе, Белгородской области, южнее с. Стригуны и обязании провести государственную регистрацию указанного права.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.06.2008 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда.
Как видно из материалов дела, 25.12.2007 Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 31:14:00 00 000:0104 общей площадью 821,31 га, расположенный в границах земель колхоза имени Ленина в Борисовском районе. Белгородской области, южнее с. Стригуны.
20 февраля 2008 года в проведении регистрационных действий было отказано по основаниям, предусмотренным абз. 10, 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с наличием противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами и непредставления документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.
Согласно п. 1 ст. 13 указанного Закона на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных на госрегистрацию, и проверки законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемьми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 13, ст. 19, ст. 20 Закона N 122-ФЗ в течение одного, месяца со дня подачи заявления государственный регистратор обязан принять одно из решений: о регистрации права; о приостановлении регистрации; об отказе в государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения обременения прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, и если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абз. 10, 11 ст. 20 Закона N 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Белгородской области принадлежит земельная доля площадью около 5000 га в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельхозназначения с кадастровым номером 31:14:00 00 000:0091, общей площадью 7274 га, расположенный по адресу: Белгородская область, Борисовский район, в границах земель колхоза имени Ленина.
Весь земельный участок (кадастровый номер 31:14:00 00 000:0091) находился в аренде у ОГУП "С" и у ООО "К", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются записи об аренде земельных долей. Арендодателями земель выступали физические лица - собственники земельных долей.
В счет причитающейся Белгородской области земельной доли из земельного участка с кадастровым номером 31:14:00 00 000:0091 выделен земельный участок площадью 821,31 га с кадастровым номером 31:14:00 00 000:0104, расположенный: Белгородская область, Борисовский район, южнее с. Стригуны.
Для регистрации права собственности на данный земельный участок Департаментом в Управление были представлены: договоры купли-продажи, передаточные акты, свидетельства о праве собственности на землю, заявления о регистрации права, то есть все правоустанавливающие документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 122-ФЗ.
По мнению заявителя кассационной жалобы, отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок является правомерным, так как в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним уже содержалась запись об аренде фактически не выделенных земельных долей со сроком действия договора 25 лет и указанные доли входили в состав земель, о регистрации права собственности на которые просил Департамент.
Указанные доводы ошибочны ввиду следующего.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности вправе продать свою земельную долю другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Материалами дела подтверждено, что Департамент приобрел земельную долю у участника долевой собственности без выделения земельного участка. Впоследствии Департамент выделил свою долю из общего земельного участка.
Согласно ст. 607 ч. 1 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 9 указанного Закона в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды, (ст. 617 ГК РФ).
С учетом изложенного, обременение арендными правоотношениями спорных долей в земельном участке, о регистрации права собственности на который просил Департамент, не могло свидетельствовать о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, поскольку регистрация права собственности на спорный земельный участок в силу вышеизложенной нормы не может прекращать, ограничивать или ущемлять права арендаторов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным оспариваемый отказ Управления и обязал последнее зарегистрировать право собственности Белгородской области на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 31:14:00 00 000:0104 общей площадью 821,31 га, расположенный в границах земель колхоза имени Ленина в Борисовском районе Белгородской области, южнее с. Стригуны.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А08-1588/2008-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2008 г. N А08-1588/2008-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании