Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 сентября 2000 г. N А14-4329-2000/8/25
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явились, надлежаще уведомлены, от ответчика П.Л.Д. - нач. отдела (дов.б/н от 01.02.2000 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2000 по делу N А14-4329-2000/8/25, установил:
Воронежская городская общественная организация инвалидов "С" обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании не подлежащим исполнению инкассового распоряжения N 19 от 16.06.2000 на сумму 50826 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2000 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение Арбитражного суда от 20.07.2000, ссылаясь на письмо Конституционного Суда РФ N 2277 от 13.04.2000 и ч. 3 ст. 79 Федерального Конституционного закона N 1-ФК от 27.12.94 "О Конституционном Суде РФ", и принять новое решение.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, филиалом N 1 Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ направлено в банк инкассовое распоряжение N 19 от 16.06.2000 о взыскании в бесспорном порядке с ВГООИ "С" задолженности по страховым взносам в сумме 50826 руб., образовавшейся за 1996 год.
Истец, предъявляя иск о признании не подлежащим исполнению указанного инкассового распоряжения, обосновывал тем, что является общественной организацией инвалидов, освобожденной от уплаты страховых взносов в фонд социального страхования в виду принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П, на основании которого признан не соответствующим Конституции РФ п. "б" ст. 6 Федерального закона РФ от 04.01.99 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и в фонде обязательного медицинского страхования на 1999 г." в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.
Ответчик, возражая против заявленного иска, мотивировал тем, что истец вправе воспользоваться льготой лишь после принятия Конституционным Судом РФ вышеназванного Постановления, то есть после 23.12.99.
Удовлетворяя иск, суд исходил из следующего.
Положения Закона (п. "б" ст. 6) "О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.", которым предусматривалось освобождение от уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды общероссийских общественных организаций инвалидов, Конституционным Судом РФ признано не соответствующим ст. 19 Конституции РФ, так как оно лишало государственной поддержки не входящие в состав общероссийских, иные общественные организации инвалидов, ставило их в худшее положение по отношению к общероссийским.
Учитывая, что согласно ст. 87 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" признание нормативного акта не соответствующим Конституции РФ означает, что нормативный акт и его отдельные положения не могут применяться судами, другими органами, суд посчитал, что инкассовое распоряжение ответчика о списании с истца страховых взносов, пени в фонд социального страхования, основанное на положении Закона, признанного не соответствующим Конституции РФ, исполнению не подлежит.
Суд кассационной инстанции подтверждает правильность вынесенного по делу решения и отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы по следующим основаниям.
Исходя из ст. ст. 79 и 87 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
В нарушение вышеуказанных нормативных требований ответчик выставил оспариваемое инкассовое распоряжение после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П, поэтому суд правомерно признал его не подлежащим исполнению.
Письмо Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 N 2277, на которое ссылается заявитель кассационной жалобы, не может быть применено по делу, поскольку в нем идет речь о порядке возврата излишне уплаченных в 1999 г. страховых взносов.
В данном случае правоотношения сторон не завершены, так как инкассовое распоряжение ответчика о списании денежных средств не исполнено и в силу действующего законодательства исполнению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2000 по делу N А14-4329-2000/8/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2000 г. N А14-4329-2000/8/25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании