Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 июня 2009 г. N А14-7539/2008/259/10
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N ВАС-13318/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области - не явились, извещены надлежащим образом, от ФГОУ "В" - П.А.И. - представитель (дов. б/н от 15.04.2009), Ч.Н.А. - юрисконсульт (дов.N 777 от 17.06.09), от Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области - М.В.А.-представитель (дов. N 33-12/2318 от 16.06.2009), К.С.С.-представитель (дов. N 33-12/2243-12/2243 от 09.06.2009), З.Ю.С.-представитель (дов. N 33-12/2244 от 09.06.2009), от Министерства сельского хозяйства - Ш.Р.С. - вед. специалист эксперт (дов. N 14-8/115 от 30.03.2009), от прокуратуры Воронежской области - Б.Н.С.-прокурор отдела Брянской прокуратуры (дов. от 10.02.2009 N 08/2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А14-7539/2008/259/10, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании недействительными приказов Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области (далее - Управление архитектуры) от 17.06.2008 N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта г. Воронеж" и от 16.07.2008 N 33-п "О внесении изменений в приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.06.2008 года N 27-п".
Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования "В" (далее - Аграрный университет) обратилось в арбитражный суд с аналогичным требованием (дело N А14-6331/2008/262/10).
Определением арбитражного суда от 05.09.2008 дело N А14-6331/2008/262/10 объединено с делом N А14-7539/2008/259/10 в одно производство.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 решение суда от 05.11.2008 отменено. Заявленные требования удовлетворены.
До начала рассмотрения кассационной жалобы от Аграрного университета и Территориального управления поступили ходатайства об отказе от заявления о признании вышеуказанных приказов Управления архитектуры недействительными и прекращении производства по настоящему делу в порядке, предусмотренном ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением кассационной инстанции от 18.06.2009 отказ Аграрного университета и Территориального управления от заявленных по делу требований о признании недействительными приказов Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.06.2008 N 27-п и от 16.07.2008 N 33-п судом не принят, в связи с чем кассационная жалоба подлежит рассмотрению по существу.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в постоянном (бессрочном) пользовании Университета находятся земельные участки: площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043; площадью 10,6373 га, кадастровый номер 36:34:06 02 011:0017; площадью 20,7726 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0034; площадью 4,5 га, кадастровый номер 36:34:06 02 006:0003; площадью 4,0467 га, кадастровый номер 36:34:06 02 011:0036, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2007 внесены соответствующие записи.
На основании постановления Главы городского округа город Воронеж от 30.06.2006 N 1225 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.09.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
В дальнейшем земельный участок площадью 299,1017 га был разделен на 3 участка, которые сформированы и поставлены на кадастровый учет:
- площадью 287,0017 га, присвоен кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0087;
- площадью 6,05 га, присвоен кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0088;
- площадью 6,05 га, присвоен кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0089.
Приказом Управления архитектуры от 17.06.2008 N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта" из границ населенного пункта город Воронеж исключены следующие земельные участки:
- г. Воронеж, ул. Ш., 140б, участок площадью 287,0017 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0087;
- г. Воронеж, ул. Ш., 140б, участок площадью 6,05 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0088;
- г. Воронеж, ул. Ш., 140б, участок площадью 6,05 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0089;
- г. Воронеж, ул. Ш., 140в, площадью 4,5 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 006:0003;
- г. Воронеж, ул. У., 1е, площадью 10,6373 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 011:0017.
- г. Воронеж, ул. У., 1д, площадью 4,0467 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 011:0036;
- г. Воронеж, ул. Л., 81д, площадью 20,7726 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0034.
Указанным приказом Управления архитектуры изменен вид разрешенного использования данных земель.
Кроме того, приказом Управления архитектуры от 16.07.2008 N 33-п "О внесении из изменений в приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.07.2008 N 27-п" была изменена категория земель с "земли населенных пунктов" на "земли сельскохозяйственного назначения".
Не согласившись с Приказами Управления архитектуры от 17.06.2008 N 27-п и от 16.07.2008 N 33-п, Территориальное управление и Аграрный университет обратились в арбитражный суд с вышеуказанными заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что изменение категории земельных участков произведено Управлением архитектуры в установленном порядке, при этом спорные участки из границ городского округа г. Воронеж не выводились.
Отменяя данное решение суда и, признавая оспариваемые акты Управления архитектуры недействительными, апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
При этом в подпункте 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ указано, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам о государственной регистрации права серии 36-АБ N 716892, N 716893, N 805407, N 805408, N 805409, земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:06 02 001:87, 36:34:06 02 001:88, 36:34:06 02 001:89, 36:34:06 02 001 0017, 36:34:06 02 001:34, 36:34:06 02 001:03, 36:34:06 02 011:36 являются собственностью Российской Федерации.
Следовательно, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что Управлением архитектуры как исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перевод указанных земельных участков в иную категорию произведен с нарушением требований п.п. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ, то есть с превышением полномочий.
Кроме того, Уставом городского округа город Воронеж, принятым постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.06.2007) определено, что территорию городского округа город Воронеж составляют все земли, входящие в состав городского округа город Воронеж, в том числе рекреационные зоны, земли, необходимые для развития города и другие земли в границах городского округа независимо от форм собственности и целевого назначения.
Изменение границы городского округа город Воронеж производится законом Воронежской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопросы установления и изменения границ городских районов, не имеющих статуса самостоятельных административно-территориальных единиц, и выделения микрорайонов в пределах городской черты решаются городской Думой (статьи 8, 9 Устава).
В соответствии со статьей 20 Устава изменение границ городского округа осуществляется с учетом мнения населения городского округа, выраженного городской Думой.
Согласно карты города Воронежа (приложение к Уставу городского округа город Воронеж), постановления Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 N 244 "Об установлении городской черты г. Воронежа", решения Воронежского облисполкома от 24.06.1991 N 325, схемы расположения земельных участков ФГОУ ВПО "В", спорные земельные участки находятся в границах населенного пункта - город Воронеж.
Так как документального подтверждения принятия закона Воронежской области об изменения границ городского округа город Воронеж в материалы дела не представлено, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что Управление архитектуры, принимая оспариваемые приказы от 17.06.2008 N 27-п и от 16.07.2008 N 33-п об исключении из границ населенного пункта город Воронеж земельных участков, также превысило свои полномочия.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые ненормативные акты Управления архитектуры приняты с превышением полномочий и нарушают права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности по владению, пользованию и распоряжению находящимися в собственности земельными участками, апелляционный суд обоснованно признал оспариваемые ненормативные акты недействительными.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на положения ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которым до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, так как оспариваемые приказы Управления архитектуры были направлены, в том числе, и на изменение категории и вида разрешенного использования земель, находящихся в федеральной собственности, а поэтому указанная норма к спорным правоотношениям применяться не должна.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А14-7539/2008/259/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на положения ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которым до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, так как оспариваемые приказы Управления архитектуры были направлены, в том числе, и на изменение категории и вида разрешенного использования земель, находящихся в федеральной собственности, а поэтому указанная норма к спорным правоотношениям применяться не должна."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 июня 2009 г. N А14-7539/2008/259/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании